Развитие речи дошкольников через словесные игры

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи дошкольников через словесные игры.

Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка,развития всех сторон речи.Связная речь у детей несовершенна,рассказы непоследовательны.Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли,желания словами,предложениями.В игре ребенок свободно владеет речью,говорит то,что думает,а не то,что надо.В игре нет схем,ничто не сковывает ребенка.Необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение.Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен,если проводить ее через многообразие игр.Одним из видов игр является словесная игра.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.

Словесные игры развивают у детей речь и мышление,фантазию и воображение.Для словесных игр не нужен никакой реквизит,играть в них можно по дороге в детский сад,в очереди или во время поездки в транспорте.

Словесные игры преследуют цель - развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме. Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.

1. Игры, воспитывающие умение выделять существенные признаки предметов, явлений.

«Отгадай-ка». Цель игры. Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».

«Что это за птица (зверь)?» Цель игры. Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».

«Да-нет». Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» - «Нет». «На стене?» - «Нет. «На полке?» - «Да». «Он стеклянный?» - «Да». «Это ваза?». - «Да».

«Магазин». Цель игры. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)

«Радио». Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа - кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

«Где был Петя?». Цель игры. Учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети. (Петя заглянул в просторную, светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино).

2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

«Придумай небылицу». Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».

«Похож - не похож». Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».

«Кто больше заметит небылиц?». Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить. К.И. Чуковский «Путаница».

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.

Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол»

«Каменный» - «Дом».

«Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Что кому нужно?» Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. «Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» - ответы детей.

«Вершки - корешки». Цель игры. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

«Морковь» - (ответ «Корешки»).

«Помидор» - «Вершки».

«Лук» - «Корешки и вершки»

«Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но - условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)

«Охотник». Цель игры. Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.

«Звери, птицы, рыбы». Цель игры. Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)

«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).

«Кто выпекает хлеб?» (пекарь).

«Природа и человек». Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)

3. Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

«Испорченный телефон». Цель игры. Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.

«Летает - не летает». Дети поднимают руку, если названный предмет летает или молчат, если не летает.

«Краски». Цель игры. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет - уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.

«Где мы были, мы не скажем». Цель игры. Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).

«Наоборот». Цель игры. Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед - назад; внутри - снаружи; налево - направо; завязать - развязать и т.д.).

«Добавь слог». Цель игры. Развивать фонематический слух.

«Дополни предложение». Цель игры. Развивать речевую активность.

«Скажи слова с нужным звуком». Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

«Скажи по - другому». Цель игры. Учить подбирать синонимы. Большой - огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый - сырой, влажный.

«Подбери слово». Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.«Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки).

«Кто знает, пусть дальше считает». Цель игры. Закрепление знаний порядкового счета в пределах 10, развитие быстроты мышления, слухового внимания.

«Когда это бывает?». Цель игры. Уточнить и углубить знания о временах года.

«Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.

4. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.

Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол»

«Каменный» - «Дом».

«Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Что кому нужно?» Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. «Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» - ответы детей.

«Звери, птицы, рыбы». Цель игры. Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)

«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).

«Кто выпекает хлеб?» (пекарь).

«Природа и человек». Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)

«Вершки - корешки». Цель игры. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

«Морковь» - (ответ «Корешки»).

«Помидор» - «Вершки».

«Лук» - «Корешки и вершки»

«Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но - условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Словесная дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры.



© 2010-2022