Организация самостоятельной работы студентов дошкольного отделения через активные формы обучения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы студентов дошкольного отделения через активные формы обучения.

Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом и усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы.

Особенности организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определяется учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может:

  • закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

  • применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

  • использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание дипломной работы)

Методы и формы самоорганизации самостоятельной работы студентов осуществляются :

  • через деятельность преподавателя;

  • через учебник;

  • через самоорганизацию учебного процесса.

Технологическая организация СРС

Технологическая цепочка СРС выглядит следующим образом: преподаватель по определенной дисциплине определяет трехуровневые цели деятельности (репродуктивные, реконструктивные и творческие) и конкретные формы работы. Выстраивает систему мотивации студентов, обеспечивает их учебно-методическими материалами, устанавливает сроки промежуточных отчетов о проделанной работе, организует деятельность творческих групп, читает вводную лекцию, проводит консультации, контролирует результаты самоконтроля и самокоррекции студентов, оценивает результаты их работы (индивидуальные или групповые).

Мотивация самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Организация самостоятельной работы студентов - сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование мотивации профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы. Чтобы развивать положительное отношение к самостоятельной работе в избранной профессии, я разъясняю цели на каждом этапе и в каждом виде самостоятельной работы указываю конкретные пути их достижения, слежу за принятием этих целей студентами. Без интереса к изучаемой дисциплине студент самостоятельно работать не будет. Источников развития интереса много. Прежде всего, они находятся в том материале, на котором строится занятие со студентами. Материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с практикой, с будущей профессией, построенный на проблемности, на противоречиях и противоположностях, вызывает интерес у студентов.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала. Каждый метод формирует познавательную деятельность студентов. Одним из методов активизации учебной деятельности может служить создание проблемной ситуации, которая ставит студента перед необходимостью выбора в процессе принятия решения, что формирует не только его волю, но и его мышление. Принимая решения и отбрасывая неверные ответы, студент встречается с необходимостью не просто усваивать информацию, а анализировать ее, исключая несущественное, делать выводы и таким образом подходить к верному ответу на поставленный вопрос. Студент включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием приемов самостоятельной умственной деятельности. Нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия), нетрадиционные т.е. активные формы и методы работы со студентами, позволяющие формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную познавательную деятельность, способствуют повышению их профессиональной компетенции. Все шире непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность происходит с применением приемов и методов, получивших название « активные методы обучения»

Целью активных методов обучения является: развитие внимания, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, предсказывать результат.

Применение в учебном процессе активных методов обучения приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса. Так, например, для усвоения теоретического лекционного материала мною используются не только аудиторные занятия, но и созданная система педагогической поддержки, включающая консультирование, осуществление текущего контроля во время педагогической практики на базе ДОУ, работа с учебно-методическими материалами. При планировании консультаций я стараюсь ориентироваться на возможности студента, уровень его работы и его индивидуальные способности. Отбираю темы консультаций, которые помогают студентам расширить и углубить свои знания. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения информации. Тем не менее, здесь предусматриваются элементы обратной связи, т.е. активное включение студентов в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению уровня знаний, использую такие методы обратной связи как экспресс-тестирование. Для его проведения предлагаю студентам следующее задание: работа с тестовыми заданиями или перфокартами. Перфокарта имеет тестовое задание и варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный ответ и отмечает его в перфокарте. Далее проводится проверка: зачитываются поочередно вопросы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае неправильных ответов.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях усиливаю введением элементов самостоятельной работы студентов, в результате чего студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания я даю лишь общие методические указания (общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Такая форма самостоятельной работы студентов способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, изменению отношения к конспектированию лекций, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Другая форма СРС, применяемая преподавателями ПЦК дошкольного отделения, на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении схем, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия. Так при составлении тематического планирования, циклограмм, технологических карт для возрастных групп детского сада я даю студентам рекомендации по их разработке и осуществляю контроль за самостоятельным выполнением. В результате студентами самостоятельно разрабатывается практический материал, которым они могут воспользоваться при прохождении педагогической практики.

Методический прием: «Найди ошибку» используемый мною, в ходе занятий предполагает самостоятельную работу студента по поиску ошибки в утверждении. Студент находит ошибку, исправляет ее и доказывает правильное суждение.

Такой вид учебной деятельности как «Педагогический диктант» возможен при проверке домашнего задания, он занимает незначительное время, но предполагает самостоятельную работу всех студентов одновременно.

Одним из активных методов закрепления знаний студентов, является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в ход занятия, как я считаю, поддерживает интерес к обсуждаемой проблеме, позволяет активизировать работу студентов и выявить уровень ее понимания.

В планировании урока, для закрепления темы занятия, я применяю следующую форму работы по карточкам: «Педагогические пазлы», здесь студенту предлагается из предложенных отдельно состоящих слов, составить правильное суждение.

Составление «кластера» по теме урока, позволяет мне подвести итог по изученной теме в конце изученного материала.

При проведении семинаров преподавателями дошкольного отделения используются такие методы активной деятельности как:« Два - четыре - все вместе» - здесь предлагается проблема, студенты самостоятельно ее изучают, обговаривают в парах, потом принимают общее решение и выступают с ним в группе.

Для закрепления материала при выполнении домашнего задания - такая форма работы как «Проект», позволяет самостоятельное теоретическое изучение проблемы на протяжении определенного времени, которое заканчивается творческим отчетом и презентацией.

Следующим активным методом является КВН. Данный метод используется преподавателями ПЦК для уточнения и закрепления знаний студентов, где содержание вопросов, заданий посвящается одной тематике, что позволяет более полно охватить разные аспекты проблемы. Применение данного метода работы приемлемо и при отчетах по педагогической практике, проходящей на базах социальных партнеров. Так по итогам практики: «Наблюдения и пробные практики », проходящей с 03.11.15г. по 28.11.15 г. студенты моей группы Д-41 Махметова Азиза и Швемлер Кристина от администрации я/с «Одуванчик» г. Щучинска получили похвальные грамоты.

По результатам изучения частных методик, технологий обучения детей в детском саду, практических занятий по приобретению определенных навыков и умений готовятся творческие выставки и отчеты студентов по определенной технологии.

Используемые нами в практике активные методы обучения, позволяют:

- создать условия для творческой деятельности каждого студента; поставить каждого студента перед необходимостью постоянного поиска решения проблем; учить их принимать нестандартные решения; изучать разные стили общения с детьми; углублять знания об условиях оптимизации педагогического общения с детьми; развивать «педагогическую рефлексию».

Применение активных методов обучения в педагогической работе со студентами предполагает повышение интереса, вызывает высокую активность, совершенствует умения для решения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность студентов, но и интересными для них. Именно это побуждает студентов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более продуктивным и целенаправленным.

В завершении предлагаю вашему просмотру творческий отчет по итогам педагогической практики студентов группы Д-43(03.11.15г. по 28.11.15)

В заключение хотелось бы сделать вывод: рассмотренные приемы, способы, правила учебной деятельности позволяют студентам существенно повышать, качество самостоятельной работы, успешно осваивать программу обучения в колледже.



© 2010-2022