Методическая рекомендация на тему Музыкально-дидактические игры

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение

1. Психологические основы музыкально-игровой деятельности

2. Музыкальные игры в системе музыкального развития детей

3. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

4. Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе: "Путешествие в страну музыки"

Заключение

Список литературы

Введение

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодежи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. "С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека".

1. Психологические основы музыкально-игровой деятельности

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели - воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музыкального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом очень важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, музыкальное воспитание необходимо использовать в целях формирования мировоззрения детей. В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем, способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по своему содержанию соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина, рассказывая о международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества, пишет: "Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды, педагоги - раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике... Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы.

Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен".

Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности. музыка дидактическая игра конспект занятия

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:

- быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;

- быть художественными;

- эмоционально насыщенными;

- содержательными и занимательными по сюжету;

- мелодичными;

- простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выразительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения, выразительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, т. е. образования музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкальных образов. И, наконец, все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребенка.

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н.А. Ветлугина пишет: "Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей". Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмическими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей.

Рассмотрим природу способностей. Психологическая наука определяет способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них, и предъявляются требования к их развитию.

Физические и умственные способности человека развивались в процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собственную природу человека, естественные силы постепенно подчинялись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.

Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способностей - это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности - это не врожденные свойства.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и обучения.

На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.

Задатки также не имеют социальной направленности. По данным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимости от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.

В исследованиях по психологии указывается, что способности, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, выработавшиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, избирательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.

Исходя из положения о формировании способностей в деятельности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с расширением знаний человека, с приобретением умений и навыков к действию. Материальной основой умений и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение И.П. Павлова. В свою очередь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психической деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности.

Несмотря на неразрывную связь процесса развития способностей с приобретением умений и навыков, отождествлять их нельзя.

Навык вырабатывается в любом виде труда, в любой деятельности, даже если трудовой процесс совершается формально, механически. Способность же к тому или иному виду труда, той или иной деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств, творческого отношения. При формальном подходе к делу способности могу быть утрачены или остаться невыявленными, и наоборот, творческое отношение к труду поднимает способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие.

Б.М. Теплов включает в понятие "способность" три признака:

1. "Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие "способность" не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека".

Таким образом, способности - это индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.

Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Ландо, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова. Д.Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.

1. Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

2. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности. Они не имеют социальной направленности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Например, на основе прекрасного слухового аппарата могут развиваться способности радиста, музыканта, настройщика музыкальных инструментов. Однако оттенки этих способностей будут различными.

3. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой либо деятельности.

4. Для успешного выполнения деятельности кроме способностей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениям и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процессе общественно-трудовой практики и в процессе воспитания и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.

Итак, при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности.

Педагоги многих стран спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкально воспитание должно распространяться на всех детей. И главной задачей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку и духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственность.

2. Музыкальные игры в системе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

"Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки". Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

В Программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения "Где звучит", "Высокие и низкие звуки", "Где мои детки?", "Кто в домике живет?", "Кто пришел?" и т. д.

Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены в разделы пения и музыкально-ритмического движения.

Иначе обстоит дело с музыкально-дидактическими играми. Они достаточно сложны, и проводить их следует только тогда, когда у детей уже есть некоторый опыт общения с музыкой. В построении этих игр непременно должно найти отражение единство музыки и движения.

3. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

  1. Спокойное музицирование.

  2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

  3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 - 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучания погремушки - помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки - имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце Игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются - по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.

Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения игр второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.

Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр "характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго элемента игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую формуй. Во всех в идах музыкально-дидактических игр их правила связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

На каком бы уровне возрастного развития ни находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентировался в музыкальных явлениях.

Легче всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают звуковысотные соотношения, так как их музыкальная деятельность в основном связана с вокальным репертуаром, исполнение мелодий песен. Поэтому музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков, используя материал Н.А. Метлова (музыкальные лесенки), Н.А. Ветлугинс ("На чем играю?" "Какой колокольчик звучит?", "Кто кричит? "Птицы и птенчики"). В ходе дальнейших занятий детям следует объяснить, что на фортепианной клавиатуре в виде длинной лестницы располагаются звуки низкие, средние и высокие. Эти игровые упражнения проводятся и на занятиях (перед пением), и в часы, о веденные для самостоятельной деятельности. При этом педагог и пользует жестикуляцию (низкие звуки - рука на уровне живота, средние - на уровне груди, высокие - головы), имитационные движения, наборы карточек, игрушки.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально-дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

Наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста, несмотря на оснащение игровой зоны настольно-печатных музыкально-дидактическим материалом, озвученными и неозвученными игрушками и "нотными тетрадями", самостоятельно музыкально-дидактических упражнений и действий не проводят. Весь вышеуказанный материал используется в игровых ситуациях или при развернутой ролевой игре в семью, в детский сад и др.

С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, неозвученными инструментами и др.). Наличие определенного музыкального опыта позволяет им быть достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни; Дети слушают музыку заинтересованно, живо и непринужденно откликаются на облаченные в игровую форму занятия.

Как показывает практика, игры типа "спокойное музицирование" обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.

Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: "Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо Наташа".

Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука. Например, "Тише, громче запоем", по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче - тише) звучания песни инструментального музыкального произведения; исполняемого педагогом. Многим одновременная тренировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных, скованнее.

В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведении детьми музыкально-дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал; музыкальные шкатулки, музыкальное лото, "нотные тетради", музыкальные часы-домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия "Спой песенку", "Помоги Снегурочке пройти на елку", неозвученные проигрыватели и пианино, на которых дети "играют", используя "нотные тетради".

В старшей группе детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры первого и третьего видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Исключение составляют дети легковозбудимые, неуравновешенные, с ослабленным вниманием, долго не посещавшие сад из-за болезни и в силу этого не владеющие соответствующими их возрасту умениями и навыками. Наиболее одаренные, наделенные быстрой реакцией дети шестилетнего возраста могут проводить самостоятельно и игры второго вида. Однако, увлекаясь ролью педагога, они часто не могут охватить своим вниманием действия всего коллектива, допускают паузы в ходе проведения игры.

Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспитания АПН. Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.

Наблюдения за детьми седьмого года жизни показали, что при наличии, хорошо и полно оборудованной музыкальной зоны они охотно занимаются друг с другом поют песни, играют мелодии на музыкальных инструментах (пособия "Музыкальные часы", "Спой песенку", "Музыкальное лото", "Проигрыватель с пластинками" и т. д.), различают звуки по высоте, силе, длительности, тембру; определяют характер; жанр музыкального произведения (пособия - музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, грамзапись).

При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах ("Я начну, а ты закончи", "Повтори за мной", "Знаешь ли ты музыку?", "Догадайся, чья музыка звучит?" и т. д.).

Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отношение педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.

Приводим примеры музыкально-дидактических игр, составленных детьми шестилетнего возраста.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр является:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" приводится репертуар музыкально-дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.

Предлагаем примеры разработок музыкально-дидактических игр трех видов.

Игра "Снеговики и снежинки".

Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф. Гершовой, "Чешская полька"; пианино, металлофон или аккордеон.

Описание:

I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки "снеговики" хлопают в ладоши, под музыку Вальса "снежинки" должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.

II вид. "Снеговики" и "снежинки" сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки "снеговики", под музыку Вальса - кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6 - 8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания "снеговики" ловят "снежинок".

III вид: Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.

Игра "Три медведя".

Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.

Музыкально-дидактический материал. "Мишка", музыка М. Раучвергера; фортепиано.

Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей - большого, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскостной дом.

Описание:

I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем - медведи побольше, а когда в низком - самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее других выполнявшие задание.

II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем - Анастасии Петровны, а в высоком - Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.

Игра "Синоптики".

Программное содержание. Определять разделы формы музыкального произведения.

Игровые пособия. Карточки с изображением снежинок, дождя, града по количеству играющих команд; рисунки тучек - белой, синей и черной.

Музыкально-дидактический материал. Вариации на русскую народную песню, музыка И. Берковича. Фортепиано.

Описание:

I вид. Дети сидят, распределенные на три команды. У каждой команды в руках однотипные карточки.

Педагог: "Дети, сегодня мы с вами будем синоптиками. Это люди, которые заранее погоду определяют. У вас в руках карточки с изображениями снежинок, дождя, града. Надо внимательно слушать вариации на тему русской народной песни "Во саду ли, в огороде" и правильно определять, какая у нас погода. Зазвучит первая вариация - надо поднять карточки команде "снежинки", вторая - команде "дождь", а когда зазвучит третья вариация с отрывистой мелодией, надо поднять свои карточки команде "град". Послушайте музыку". Исполняет вариации. Затем проводит игру, все время меняя порядок вариаций. По окончании игры отмечает ту команду, дети которой ошибались реже других. По их выбору исполняется песня о дожде или снеге.

II вид. В разных местах комнаты стоят три подставки, к которым прикреплены рисунки тучек. Дети группируются вокруг них в 3 команды: "снежинки" - у белой тучки, "дожди" - у синей, "град" - у черной. В соответствии со звучанием той или иной вариации одна команда двигается в пространстве комнаты (лежит снег, льется дождь, падает град), кружась, бегая, подпрыгивая. При смене вариаций двигается лишь одна команда. Остальные останавливаются там, где их застала смена вариации. Последовательность звучания вариаций многократно меняется. По окончании звучания каждая команда должна собраться у своей тучки.

III вид. Дети каждой команды стоят вокруг своей тучки (рисунка).

На звучание первой вариации плавно скользят по кругу "снежинки", на звучание второй - легко бегут по кругу дети, изображающие "дождь", а на звучание третьей вариации по кругу прыжками продвигаются "градинки". Педагог многократно меняет последовательность исполнения вариаций. В конце игры отмечается команда-победительница и ее членам предлагается выполнить упражнение с последовательной сменой темпа звучания. Затем педагог говорит, что он будет бабочкам все время загадывать музыкальнее загадки то несколько раз быстро играть, то несколько раз медленно, То один раз быстро, а много раз медленно. А "бабочки" должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музыку. Упражнение проводится еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания.

Игровое упражнение "Барабан и погремушка"

Программное содержание. Учить детей различать тембра музыкальных инструментов.

Игровые пособия. Барабаны и погремушки по количеству участвующих детей.

Музыкально-дидактический материал. Фортепиано: пьесы "Барабан", "Погремушка" музыка Ф. Гершовой.

Описание упражнения. Дети сидят полукругом. В руках у младших - погремушки, у старших - барабаны. Педагог исполняет на фортепиано пьесу "Барабан" и предлагает старшим дошкольникам ритмично, "как музыка рассказывает", поиграть на барабане. Детям младшего возраста после прослушивания пьесы "Погремушка" предлагается сопровождать повторное исполнение пьесы звоном погремушки. Затем педагог предлагает отгадать музыкальные загадки: "Чья музыка будет звучать - тот инструмент и заиграет".

4. Музыкальное тематическое занятие в подготовительной группе: "Путешествие в страну музыки"

Цель занятия:

- Эстетическое воспитание средствами музыки.

- Развивать у детей умение чувствовать характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

- Воспитывать интерес к музыке композиторов-классиков и современных авторов. Добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядных пособий и других методических приемов.

- Побуждать детей самостоятельно импровизировать простейшие мелодии.

Материалы: портреты композиторов, шапочки нот, мажора, минора, лягушат, карточки с изображением соло, дуэт, трио, квартет, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Входит Фея музыки.

Фея: Здравствуйте, я - Фея музыки. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в страну музыки. Там нас ждет встреча с любимыми композиторами, знакомыми песнями. Спешите, музыка нас зовет!

(Звучит марш из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик")

Фея: Скажите, дети, в какую сказку мы попали? Кто сочинил музыку к этой сказке? Кто главный герой? Какое произошло чудо в этой сказке?

Фея: Правильно дети, "Щелкунчик" превратился в сказочного принца, а вот и они.

(Входят принц с принцессой)

Принц. Принцесса: Здравствуйте дети!

Принц: Мы рады, что вы заглянули в нашу сказку. Приглашаем вас в волшебный мир музыки.

Принцесса: "Вальс цветов"!

(Звучит "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"). Дети танцуют.

Принц: А вот и музыкальная поляна, здесь живут ноты. Давайте споем песенку о веселых нотках, они нас услышат и обязательно прибегут к нам.

(Звучит песня композитора Дж. Лоу из кинофильма "Звуки музыки")

Входят нотки.

Нотки: Здравствуйте, дети! Мы услышали вашу песню про нас, очень спешили к вам, но по дороге две нотки потерялись, помогите нам найти их.

(Дети определяют каких нот не хватает, зовут их)

Принцесса: Образовались нотки, стали весело плясать. Давайте, ноткам помогать!

(Звучит распевка: "До, ре, ми, фа, соль, ля, си")

Фея: Дети, а вы знаете откуда нотки получили эти названия? Давайте присядем на музыкальную полянку, я вам расскажу.

Итальянский монах Гвидо, который жил очень давно, был учителем пения. Его ученики всегда начинали занятие с гимна, который был очень популярен в то время. Каждая новая строчка гимна начиналась звуком выше, и когда кто-нибудь из детей пел фальшиво учитель поправлял его, то есть сам пел нужный звук. При этом он, четко произносил первый слог строчки "ут!" - гремел голос учителя. Дети подхватывали "ут!", а дальше "ре", "ми", "фа", "соль", "ля".

Эти слоги навсегда остались названиями нот. Правда "ут" переделали в "до" и прибавили к шести ноткам еще одну "си". Так получилась 7 нот, которые знает каждый человек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Принц. Принцесса: Спасибо вам веселые нотки, нам пора отправляться в гости к братцам - Мажорику и Минорику.

(Подходят к домику, возле него сидит грустный Минор и поет песню М. Заричкой "Светлячок")

Фея: Дети, как вы думаете нас встречает Мажорик или Минорик?

Минорик: Да, я - Минорик, я спел вам грустную песню и пел я ее один, в музыке - это называется соло. А когда мы поем с моим братом Мажориком вдвоем, у нас получается музыкальный дуэт.

Фея: А наши дети тоже умеют петь дуэтом.

(Звучит песня "Дождик" сл. П. Демидова, муз. Л. Демидова)

Входит Мажорик.

Мажорик: А вот нас уже трое. Как называется ансамбль, в котором участвуют три исполнителя? Правильно, трио.

(Звучит песенка "Водяной" сл. муз. Р. Панина)

Мажорик: А вместе с нами на полянке живут веселые лягушата, которые очень любят петь квартетом.

(Звучит песенка "Ква-Ква" сл. муз. Р. Панина)

Фея: Давайте поиграем в игру "Найди песенку".

(Проводится игра с использованием карточек с соло, дуэтом, трио, квартет)

Фея: Давайте попрощаемся с веселым Мажориком и грустным Минориком. И подарим им веселую песню "Зверобика", которую споем все вместе, хором.

Принцесса: А это моя самая любимая полянка, здесь живут композиторы, музыканты и музыкальные инструменты.

Фея: Дети, кто такие композиторы? А кого вы из них узнали?

(Дети рассматривают портреты, называют фамилии композиторов, их произведения)

Фея: Сегодня мы с вами будем композиторами и музыкантами. А помогут нам в этом музыкальные инструменты. А какие, вы сейчас сами узнаете.

(Звучат в записи музыкальные фрагменты в исполнении аккордеона, металлофона, арфы, фортепиано и ударных инструментов, дети называют названия инструментов)

Фея: Песня "Калинка" (в исполнении ансамбля детских музыкальных инструментов).

Принц: А давайте поиграем в веселую игру "Оркестр".

(Проводится игра "Оркестр")

Фея: Дети, сегодня мы услышали и исполнили много разнообразной музыки, узнали о том, что она может рассказать о многом, только нужно учиться ее слушать и понимать. До свидания волшебный мир музыки, до свидания, Принц и Принцесса, мы обязательно еще придем к вам в гости.

(Звучит музыка из балета "Щелкунчик")

Заключение

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

- развивать музыкальность ребенка;

- обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

- развивать художественно-творческие способности. Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи.

Рассмотрим первую задачу. Как следует понимать музыкальность? Это ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

- эмоциональной отзывчивости - умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;

- развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различения главных компонентов в звуковой ткани произведения.

Обе стороны музыкальности находятся в неразрывном единстве и воспитываются одновременно.

Благодаря развитию музыкальности дети начинают тоньше чувствовать музыкальные образы - прообразы окружающего их мира. А это, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окружающей жизни, в формировании эстетических оценок, художественного вкуса. Музыкальность ребенка воспитывается путем его активной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляется сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать. Они перестают быть безучастными. Настроения, переданные в музыке, вызывают у них ответные переживания.

Список литературы

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. - 2001. - №6. - с.39.

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. "NB МАГИСТР", 1993. - 190 с.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.)/ Серия "Психологический практикум".- Ростов н /Д: Феникс, 2005.-320с.

4. Кузнецова М.Н., Шищенко В.М., Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

5 Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л. Аким. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2002. - 240 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 176 с.

8. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002. - 448 с.

9. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ташкент: Медицина, 1985. - 719 с.

10. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М.: Мозаика-Синтез. 2001. - 128 с.

11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1985.

12. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. - 160 с.: ил., нот.

13. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Серия "Психологический практикум". Ростов-на-Дону: "Феникс", 2004. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

© 2010-2022