Контроль нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.


Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля - определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором - один раз в квартал, на третьем - один раз в полгода в условиях ДОУ.

  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.

  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. - 1г. 6мес.;

1г. 4мес. - 1г. 6мес.;

1г. 7мес. - 1г. 9мес.;

1г. 10мес. - 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

2г. 1мес. - 2г. 6мес.;

2г. 7мес. - 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.

  2. Активная речь.

  3. Сенсорное развитие.

  4. Игры и действия с предметами.

  5. Изобразительная деятельность.

  6. Конструктивная деятельность.

  7. Степень развития общих движений.

  8. Формирование навыков самостоятельности.

  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году - в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году - 1 квартал, на третьем году - 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой - на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой - на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок - это ускоренное развитие; на два эпикризных срока - это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков - линий задержки); I степень - 1-2, II - 3-4, III - 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе - дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая - на два эпикризных срока), во II - с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе - с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть - на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой - обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое - положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние - имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение - ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое - быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание - быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность - сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи - контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности - проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки - сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  • наличие наследственных заболеваний в семье;

  • пороки развития системы организма, врожденные

и раноприобретённые:

- снижение слуха;

- снижение зрения;

- нарушения в строении и развитии опорно-двигательного

аппарата (мышечной системы и скелета);

- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

мозговые грыжи и др.);

  • органическое поражение ЦНС и периферической НС:

- ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

- гидроцефалия;

- энцефалопатия перинатальная;

  • психические заболевания (ранние проявления):

- РДА;

- эпилепсия;

  • выраженная соматическая патология различной этиологии:

- пороки развития основных систем организма (порок сердца)

и хронические соматические заболевания;

- частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

(в том числе врождённый иммунодефицит);

II. Факторы биологического риска:

- недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

тела менее 1500 г;

- дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

- дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

- дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

III. Факторы социального риска:

  • наркомания и алкоголизм родителей;

  • малолетние родители (моложе 17 лет);

  • дети беженцев;

  • стресс, пережитый ребёнком;

  • длительная разлука с матерью;

  • социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития




1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.

  2. Выполняет 2 поручения.

  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.

  4. Держит ложку во время еды.

  5. Ставит 5 кубиков один на другой.

  6. Ходит сам, но часто падает.




1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.

  2. Хочет всё делать самостоятельно.

  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.

  4. Пробует самостоятельно есть.

  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.

  6. Ходит стабильно, редко падает.




1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.

  2. Ищет помощи у взрослых.

  3. Чиркает карандашом в рамках листа.

  4. Самостоятельно ест.

  5. Бросает мяч в ящик (корзину).

  6. Пробует бегать.




2года

  1. Задаёт первые вопросы.

  2. Общается с детьми.

  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.

  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.

  5. Пробует ловить брошенный мяч.

  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.



2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.

  2. Может связно рассказывать.

  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.

  4. Расстёгивает 3 пуговицы.

  5. Бегает значительно лучше.



3 года

  1. Может связно рассказывать.

  2. В игре входит в роль.

  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.

  4. Сам раздевается и одевается.

  5. Ставит 10 кубиков один на другой.

  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.


© 2010-2022