- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Контроль нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет
Контроль нервно-психического развития детей в возрасте 2-3 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Корнильева М.Е. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля - определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
-
Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором - один раз в квартал, на третьем - один раз в полгода в условиях ДОУ.
-
У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
-
Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. - 1г. 6мес.;
1г. 4мес. - 1г. 6мес.;
1г. 7мес. - 1г. 9мес.;
1г. 10мес. - 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. - 2г. 6мес.;
2г. 7мес. - 3г.
В каждом из них контролируется:
-
Понимание речи.
-
Активная речь.
-
Сенсорное развитие.
-
Игры и действия с предметами.
-
Изобразительная деятельность.
-
Конструктивная деятельность.
-
Степень развития общих движений.
-
Формирование навыков самостоятельности.
-
Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году - в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году - 1 квартал, на третьем году - 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой - на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой - на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок - это ускоренное развитие; на два эпикризных срока - это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков - линий задержки); I степень - 1-2, II - 3-4, III - 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе - дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая - на два эпикризных срока), во II - с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе - с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть - на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой - обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое - положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние - имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение - ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое - быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание - быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность - сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи - контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности - проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки - сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
-
наличие наследственных заболеваний в семье;
-
пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
- снижение слуха;
- снижение зрения;
- нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
-
органическое поражение ЦНС и периферической НС:
- ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
- гидроцефалия;
- энцефалопатия перинатальная;
-
психические заболевания (ранние проявления):
- РДА;
- эпилепсия;
-
выраженная соматическая патология различной этиологии:
- пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
- частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
- недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
- дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
- дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
- дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
-
наркомания и алкоголизм родителей;
-
малолетние родители (моложе 17 лет);
-
дети беженцев;
-
стресс, пережитый ребёнком;
-
длительная разлука с матерью;
-
социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст
Факторы психического развития
1г. 3 мес.
-
Произносит 20 и более слов.
-
Выполняет 2 поручения.
-
Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
-
Держит ложку во время еды.
-
Ставит 5 кубиков один на другой.
-
Ходит сам, но часто падает.
1г. 6 мес.
-
Стремится связать 2 слова в предложение.
-
Хочет всё делать самостоятельно.
-
Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
-
Пробует самостоятельно есть.
-
После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
-
Ходит стабильно, редко падает.
1г. 9 мес.
-
Называет пять изображений на рисунке.
-
Ищет помощи у взрослых.
-
Чиркает карандашом в рамках листа.
-
Самостоятельно ест.
-
Бросает мяч в ящик (корзину).
-
Пробует бегать.
2года
-
Задаёт первые вопросы.
-
Общается с детьми.
-
Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
-
Регулирует отправление физиологических потребностей.
-
Пробует ловить брошенный мяч.
-
Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.
2г. 6мес.
-
Задаёт различные вопросы.
-
Может связно рассказывать.
-
Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
-
Расстёгивает 3 пуговицы.
-
Бегает значительно лучше.
3 года
-
Может связно рассказывать.
-
В игре входит в роль.
-
Рисует шар, яблоко и другие предметы.
-
Сам раздевается и одевается.
-
Ставит 10 кубиков один на другой.
-
Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.