Конспект познавательного занятия «Знакомый незнакомец апельсин» (для детей старшего дошкольного возраста)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект познавательного занятия

«Знакомый незнакомец апельсин»

(для детей 6 г.ж.)


Цель: формировать представления детей о явлениях и про­цессах, происходящих в природе.

Задачи:

  • расширить представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от пра­вильного питания);

продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух лег­кий, легче воды);

  • закреплять умение группировать предметы по разным при­знакам, развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

  • развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов ТРИЗ, развивать свободное речевое обще­ние, внимание;

  • вызывать интерес к окружающему миру и совместной де­ятельности детей и взрослых.

Оборудование и материалы: емкости для воды, лупы, фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан), предметные картинки с изображениями продуктов питания (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса, кондитер­ские изделия, напитки), птиц (воробей, утка, ворона), бумага, фломастеры.

Ход занятия

Разминка

Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться:

«Доброе утро!».

Поздоровайтесь друг с другом, подарите добрые улыбки.

Мотивационная основа деятельности

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему так го­ворят: «Если ты весел - ты здоров, если хмур - заболел»? (Предположения детей.) Что же нам необходимо для того, чтобы всегда быть здоровыми и веселыми? (Ответы детей.) Верно, а еще необходимо правильное питание. Что значит «пра­вильное питание»? (Это еда, полезная для человека.)

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями продуктов питания.

Воспитатель. Как вы считаете, какие из предложенных продуктов питания полезные, какие - не очень, а какие - даже вредны для здоровья?

Дети выбирают картинки с «правильными» продуктами, объясняя свой выбор.

Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод?

Правильное питание - залог здоровья.

Сбор информации о прошлом опыте детей

Воспитатель. Какие очень полезные продукты здесь не представлены? (Фрукты.) Чем полезны фрукты? (Ответы де­тей.)

Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, гру­ша, апельсин, мандарин, лимон, банан.

Воспитатель. Перед вами фрукты. Обследуйте их, на­зовите.

Дети выполняют.

Воспитатель. Разложите, пожалуйста, фрукты на груп­пы по вкусу.

Дети выполняют.

Воспитатель. Сколько групп получилось? (Две.) Какие? (Фрукты сладкие и кислые.) Как еще можно сгруппиро­вать фрукты? (По цвету, по величине.) Верно, а еще по тексту­ре кожуры. Посмотрите, есть фрукты с гладкой кожурой, а есть с неровной, пористой.

Дети выполняют.

Воспитатель. Сколько групп получилось? (Ответы де­тей.) По какому признаку группировали? (Ответы детей.)

Вывод: фрукты можно группировать по разным призна­кам и при этом получается разное количество групп.

Новая информация

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин.

Это - спелый... (апельсин).


Что вы знаете об апельсине? (Апельсин круглый, оранже­вый, сочный и т. д.) Давайте попробуем видоизменить его, придумать такой фантастический апельсин, какой еще никогда в жизни не видели. Согласны? Помогут нам в этом картинки с изображениями птиц.

Подберем слова-характеристики к слову «птица». Какая она? Плавающая, крикливая, прыгающая, летающая... А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин», например апельсин летающий. Представьте себе, какой он. (С крылья­ми.) Как может выглядеть прыгающий апельсин? (На ножках.) Представьте себе смеющийся апельсин. Какой он? (Ответы детей.)

Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины? (Апельсины стали как живые.) А что в этом пло­хого? (Такие апельсины нельзя съесть.) Предлагаю вам нари­совать эти фантастические апельсины и устроить выставку для детей нашего детского сада и родителей.

Проводится физкультминутка «Апельсин».

Воспитатель. Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давайте проверим.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

Воспитатель. Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжелый.) Проверьте, он достаточно тяжелый, чтобы утонуть.

Дети выполняют.

Воспитатель. Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения де­тей) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.

Дети выполняют.

Воспитатель. Что произошло? (Он утонул.) Что мы мо­жем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно проверить, действительно ли ко­жура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет она или нет.)

Дети выполняют.

Воспитатель. Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры за­полнены воздухом, поэтому кожура не тонет.) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался «Почему апельсин не тонет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (Ответы детей.)

Какие еще фрукты из предложенных могут плавать и поче­му? Проверьте.

Дети выполняют.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать? (Воздух лег­че воды.) Где человек нашел применение этого свойства возду­ха? (Надувные круги, матрасы, лодки.)

Рефлексия

Воспитатель. О чем мы с вами сегодня говорили? Что особенно понравилось на сегодняшнем занятии?

Составление коллажа «Знакомый незнакомец апель­син»


© 2010-2022