Педагогический опыт Формирование языковой личности средствами театрализованной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Лопазновская основная общеобразовательная школа

Отделение дошкольного образования

Детский сад « Антошка»



Формирование языковой личности средствами театрализованной деятельности

( из опыта работы)



Воспитатель: Иванова Е.А.


с. Лопазное

2016 год


Дошкольный возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. Для этого в своей педагогической деятельности я широко использую театрализованные игры. Театрализованные игры - это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения, ведь дети любят играть, игра - это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Отсюда - актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.

В развитии способностей детей помогает театр, театральная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Речь, по моим наблюдениям, развивается быстрее у эмоционального ребёнка, которому хочется выразить, высказать свои впечатления. Дети, вовлечённые в эту деятельность, становятся более общительными. Кроме того, театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей. Театрализация помогает всесторонне развивать ребенка. В последние годы в детский сад всё больше приходит детей, которые либо ещё плохо говорят, либо замкнуты.

Поэтому я поставила перед собой цель: всестороннее развитие детей через театральную деятельность.

Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  • сформировать интерес к театрализованной деятельности;

  • развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности, развивать фразовую и диалогическую речь;

  • прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;

  • развивать умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;

  • развивать воображение, творчество, навыки импровизации и т. д.

Большое значение я придаю настрою детей на «сказочное» занятие;

Я побуждаю малышей к речевой активности на протяжении всей игры,

повторяю игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

Я поощряю воображение и творческий подход к инсценировкам,

удовлетворяю желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;

помню, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить.

Знания, умения и навыки, необходимые для театральной деятельности, дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.

Одним из основных средств развития личности ребенка является предметно-развивающая среда. Учитывая индивидуальные особенности малышей, я стараюсь создавать нетрадиционную предметно-развивающую среду в группе. Мы оформили уголок театра, поместили туда

наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр») детскую художественную, познавательную и методическую литературу, атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы), разнообразные виды театров: настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры, театр шапочек и масок, кукольный театр, театр ряженья.

Большинство из перечисленных видов театра сделаны своими руками и родителями. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников).

В работе с воспитанниками стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Зайка», «Ветерок», «Елочка» и другие, что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические). ? На занятии используются персонажи - игрушки. Куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Используют театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в воспитании гигиенических навыков персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Девочка - Припевочка из театра «Живая рука» и показать, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную. Также используем персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

Для развития стараюсь создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства публично, не стесняясь посторонних слушателей.

Воспитательные возможности театрализованных игр широки. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью персонажей, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, его интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей.

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Система работы основана на повышении интереса малышей к театрализованной деятельности за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры - забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями, т.е. во время образовательной деятельности использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Опыт работы по данной теме включает следующие материалы:
1. Распределение театрализованной деятельности в перспективном планировании, что позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку на всестороннее развитие детей на занятиях, в режимных моментах.

2. Создание картотеки игровых упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики, физкультминуток, дыхательных упражнений с элементами театрализации, которые обеспечивают непрерывность всестороннего развития детей.

3. Изготовление разных видов театра, атрибутов и оборудования.

4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме. Размещаются фотографии из жизни группы, разная информация, интересные и занимательные советы, как гармонично и полноценно развивать своего ребенка.

Организация работы проводится по направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

В результате работы сделала следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике. Дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание.
В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованными.

Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное - увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат - это интересно и увлекательно вдвойне.




© 2010-2022