• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду и реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования

Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду и реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду и реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить».

А.М.Горький.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность направлены, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Используя игру в образовательном процессе, воспитателям необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игры является то, что она проникает во все виды деятельности детей: труд и игра (например, такие игры как «Научим куклу стирать белье», «Угадай, что делаю», «Назови профессию», «Кто трудится в поле», «Кому что нужно» и другие), учебная деятельность и игра (это разные развивающие игры, игры познавательного характера), повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра (например, «День, ночь - сутки прочь», «Когда это бывает?» - на ориентировку во времени; «Салфеточки», «Ягодки в компоте» - на формирование навыков культурного поведения за столом; «Вежливая просьба», «Учимся вежливо слушать» - на формирование моделей культурного поведения» и другие).

Это связано с тем, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игры в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с помощью игры мы развиваем у детей психические процессы: внимание, память, мышление.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же" - предлагаю детям выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же", как у меня. Или игра "Найди ошибку", где воспитатель специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить. Многие игры для тренировки внимания не требуют специальной подготовки и проводить их можно где угодно, это: выкладывание по образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?»С подгруппой детей можно поиграть, например, в игру «Поставь пальчик» на развитие целенаправленного внимания. Предлагаем ребенку выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который называем и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую называем. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Правила игры:

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

Игра «Зачеркни кружок с точкой» на развитие распределения внимания.

На листе бумаги рисуем 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых ставим точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, нужно зачеркнуть точку внутри кругов.

Игра «Слушаем и хлопаем» на развитие избирательности внимания, мышления.

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного или растений, или игрушек и т. д.

Игры помогают и в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры типа "Магазин", "Запомни узор", "Нарисуй, как было" и другие.

Например, играем в игру «Запомни и повтори». Игра направлена на закрепление знаний букв, цифр на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей. Детям предлагаем ряды букв или цифр. Дети смотрят на первый ряд букв или цифр, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.

Или игра «Выложи по памяти».

Детям предлагаем образец схематичного изображения предмета. Затем убираем. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игра «Вещи вокруг нас»

Предлагаем детям внимательно осмотреть группу в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене?» и т. д. Предметы периодически меняем местами, убираем или добавляем новые.

Игра способствует и развитию мышления ребенка. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Например, мы используем такие игры, как «Наша любимая зима и любимое лето», «Найди похожее», «Летает, плавает, ползает», «Что лишнее?» «Чередование», используем игры «Танграм», «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и другие.

С помощью игры развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Конструкторы очень благотворно влияют на творческое развитие дошкольников, поскольку путем создания из нескольких элементов одной фигуры способствует развитию пространственного мышления.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, игры «Сочини сказку», «Сочини концовку сказки», игру «Представлялка» начинаем со слов: «Представьте себе, если бы ….., что тогда бы было?»

Например:

… люди умели летать,

… глаза у человека были на затылке,

… на деревья росли плюшки,

… конфеты падали вместо дождя и другое.

В игре «Перевоплощение» дети воображают себя каким-либо предметом, представляют его мир. От лица предмета дети рассказывают, как он живет, что вокруг него, что чувствует. Детским фантазиям нет предела. Воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры - фантазирования.

Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игры в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

Естественно, что использование игры разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе, облегчает переход с одной ступени образования (дошкольной) на другую, более высокую (начальное образование). С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества", в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Например, игры «Назови соседей», «Какой цифры не стало?», «Сколько жильцов в квартире?», «Разложи двойками», «Найди спрятанную игрушку», «Кто куда убежал» и другие развивают у детей элементарные математические представления.

Игры «Сколько звуков в слове спряталось?», «Поймай звук», «Узнай, твердый или мягкий», «Надуй шарик большим насосом, а потом маленьким» и другие знакомят детей со звуковым анализом слова.

Игры со шнурками, пальчиковая гимнастика, «Намотаем нитки на клубок», «Обведи круги», «Зарисуй квадраты», «Нарисуй такую же фигуру» и другие готовят руку детей к овладению письмом.

Таким образом, игры тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу, безболезненного перехода дошкольника в 1-ый класс школы.

Наш детский сад давно уже тесно сотрудничает со школой. Школьники наши желанные гости. Вместе проводим викторины: «Зимующие птицы», «День матери» с выставкой рисунков детей. Дети начальной школы ставят сценки и показывают их на утренниках или вечерах развлечений в детском саду. Школьники любят приходить к нам в сад, чтобы вспомнить, как они здесь играли, и поиграть с нашими дошколятами. Мы рады таким встречам, ведь это сближает детей, вселяет в дошколят уверенность, что им тоже будут рады в школе.

В заключении, хочется сказать, что игра - это важный вид деятельности не только в дошкольном возрасте, но и в младшем школьном возрасте, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая детство, мог получить знания, умения и навыки, которые помогут ему не только в обучении в школе, а которые он пронесёт через всю жизнь.

© 2010-2022