- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Роль учителя-дефектолога в процессе формирования положительного отношения старших дошкольников с ОВЗ к различным видам созидательной деятельности
Роль учителя-дефектолога в процессе формирования положительного отношения старших дошкольников с ОВЗ к различным видам созидательной деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыдова И.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль учителя- дефектолога в процессе формирования положительного отношения старших дошкольников к различным видам созидательной деятельности.
Максимально используя возможности коррекционно-развивающих занятий, учитель-дефектолог активно способствует созданию комплекса педагогических условий для формирования положительного отношения воспитанников к различным видам созидательной деятельности.
Созидать - значит творить, создавать что-то новое, ценное и полезное. И совсем не обязательно это должно быть что-то материальное и осязаемое. В работе учителя- дефектолога главный инструментарий - это мысли, слово, эмоции, чувства. Известно, что созидать можно с помощью мысли и слова. Именно от такой созидательной деятельности воспитанников в процессе коррекционно-развивающего воздействия пойдет речь в моём выступлении.
Театр начинается в вешалки, а любое действие, созидание - с мысли, т.е. мысль - это начало любого поступка. Именно мысль является главным архитектором и творцом материального мира. Вообще все наше существование в этом мире определяет триада: мысль - слово - действие.
Слово и действие рождаются из мысли и переходят в мысль, которая не исчезает, а является строительным материалом человеческой деятельности, человеческих отношений и даже судеб. Ведь порой одна мысль способна изменить всю жизнь. Поэтому любое слово должно быть действенным, а любое действие - осмысленным.
Мысли бывают разными: собственные, которые рождаются в голове в процессе размышлений, и чужие, возникающие в момент ее бездействия (эффект «пустой головы»). К сожалению, и те и другие могут быть не только хорошими, но и плохими.
Хорошие мысли - добрые, интересные, красивые, полезные. Именно они «очищают» окружающее пространство и ведут к созидательной деятельности. Таким мыслям нужно радоваться, возвращаться к ним как можно чаще и делиться ими с другими людьми. Их должно быть как можно больше. Как считают психологи, самая светлая и необходимая мысль, с которой надо просыпаться каждое утро: «Пусть миру будет хорошо!».
Плохие мысли - глупые, злые, грязные, несущие вред. Современная психология доказала, что от них нельзя просто отмахнуться: «Фу, какие гадкие мысли… И заберутся же такие в голову! Уйдите от меня!». Они обязательно уйдут и найдут другого адресата - более слабого, больного, уставшего человека, и заставят его додумать их до конца, чтобы потом вылиться в плохие дела и поступки, т.е. не в созидательную, а в разрушительную деятельность. Поэтому плохую мысль надо обязательно «переделать» в хорошую и только потом отпускать в пространство.
Конечно, все эти современные знания о мысли, как о живом, действующем организме трудно, но можно донести до наших детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в процессе игр и на практических примерах. Я учу и развиваю способность детей управлять мыслью: принимать, удерживать, систематизировать, облагораживать, сохранять, претворять в дела, а также делиться своими мыслями. К сожалению, способность к обдумыванию развито у детей с ОВЗ очень слабо. Однако это свойство можно развивать, оно нуждается в особо бережном и чутком воспитании. Решить данную задачу мне помогают мыслеобразные игры, которые гармонично включаются в структуру любого коррекционного занятия.
Итак, первая игра, с которой начинается работа, называется: «Познакомьтесь, Мыслинкин!». Чтобы играть с мыслями, дети должны понимать, что это такое и наглядно представлять их. Для этого мы рисуем такое схематичное изображение:
Тело мысли - мыслеобраз, воображение и представление (вообразилка);
Одежда мысли - высказывание, оречевление мысли (говорилка);
Движение мысли или «ноги и руки мысли» - энергия, сила, вложенная в мысль (мысль движется как кадры в мультфильме - мысляшки-мультяшки);
Душа мысли - чувства, эмоции, интонация высказанной мысли;
Ум мысли - интеллект, когда содержание мысли и форма ее выражения гармоничны
(мысляшки- умняшки).
Есть еще Сознание и Дух мысли, но полным представлением о структуре мысли должен обладать педагог. Детям достаточно знать о теле, одежде, движении, душе и уме мысли через близкие, обыгранные образы.
Очень важно детям уметь оценивать качество высказанных мыслей, ведь от качества мысли зависит и качество действий - будет ли оно созидательным или разрушительным. Для развития этого умения я использую игры: «Мысли вслух», «Копилка добрых и полезных слов», «Мусорная корзина слов», где учу детей рассуждать о мысли вслух (хорошо или плохо, нравится или не нравится и т.д.) - на доступном для каждого возраста языке.
Игры по усилению мысли.
Самые сильные и действующие мысли - коллективные, они помогают сбыться мечте, лечат, преобразуют жизнь. Чтобы усилить хорошую мысль, необходимо:
-
думать об одном и том же одновременно вдвоем, втроем, группой (игра «Хоровод» - вслух, шепотом или даже молча водить по кругу общую позитивную мысль (настрой на здоровье, на занятие), игра «Здравушки - заклички» - хоровое проговаривание, взявшись за руки, закличек, стихов, пословиц и поговорок). Они настраивают детей на одну вибрационную волну, легко воспринимаются и самое главное - хранят рифмованное добрословие, которое является прямым посылом созидательной деятельности. Например, «Здравушка-закличка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
Здравствуй, Небо и Земля!
Здравствуйте мои друзья!
«Здравушка - закличка» для детей старшего дошкольного возраста:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, милая земля!
Здравствуйте, мои друзья!
«Здравушка - закличка» для детей подготовительного класса:
Доброе сердце, Здравствуй!
Доброе небо, Здравствуй!
Земля любимая, Здравствуй!
Здравствуй, солнца восход!
Здравствуйте, добрые птицы!
Здравствуйте, добрые лица!
Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте
Все, в ком добро живет!
-
Воплощать мысль в словах и делах (игра «Сказано - сделано»).
Таким образом, любые мысли и слова согласуются с делом - «проживаются», апробируются всеми органами чувств. Умные и глупые, добрые и злые, полезные и вредные, прекрасные и безобразные - все их нужно прочувствовать детям и понять, чтобы знать силу их воздействия.
Сегодня уже доказано, что звуковые вибрации, складывающие словесный рисунок, образуют такие речевые коды, которые могут влиять на строение организма, здоровье человека и его деятельность. Подобным образом работает эффект «памяти воды», который считывает и транслирует словесную информацию. Следовательно, речь (слово) концентрирует в себе колоссальную по силе и вездесущую энергию. Вот почему словом как материализованной мыслеформой можно убить или вернуть к жизни. Вот почему современный «пиковый» уровень словесного мышления во всех сферах человеческой деятельности обязывает каждого из нас действовать по заповеди «Не навреди словом!». Собственно этой заповеди мы должны учить и наших детей, они тоже должны знать и понимать, что смысловое значение слова является мощным интегратором всей познавательной и созидательной деятельности человека.
К сожалению, не все наши дети внимательны к каждому слову и ответственны за сказанное. Но мы не должны опускать руки, необходимо и дальше продолжать целенаправленную работу в этом направлении. Пусть дети знают, что слова - это программисты и созидатели их настоящего и будущего. Чтобы слово не разрушало и не губило, а созидало и врачевало, необходимо понимать его значение и уметь подбирать красивые, добрые и полезные слова. Именно с этой целью я использую различные лексико-грамматические игры, в процессе которых лексика детей наполняется объемным содержанием при относительно качественном словообразовании и словоизменении. Самые любимые игры детей - это «Фокусы - словокусы»:
«Фокус - превращение»
Чтение по слоговой цепочке. Дети показывают фокус, превращая слоги в слова. Объясняется значение каждого нового слова.
«Фокус - цеплялка»
Буква цепляется за цвет, т. е. каждой букве соответствует определенный цвет круга. Дети называют цвета кругов так, чтобы получилось слово РАК, МАК. Задание выполняется двумя способами.
«Фокус слова в слове» 321
Дети читают новое слово, ориентируясь на цифры (НОС - СОН)
«Фокус слов наоборот»
Дети образуют новое слово, ориентируясь на прямой порядок цифр: 5 4 3 2 1
КОМОК
«Бумажный фокус»
Дети разрывают длинную полоску бумаги на части по количеству слогов в слове или слов в предложении.
«Подарочный фокус».
Мы угощаем вас золотыми конфетами, пусть со временем они превратятся в золото наших достижений. А проследит за этим вот этот Везунчик. Пусть он оберегает наше везение. Но помните, что везет тому, кто сам везет много дел - т. е. думает, работает, добивается, творит и созидает.