Конспект занятия по ознакомлению с окружающим В гостях у Әже

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

во второй младшей группе

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Ознакомление с окружающим»

Тема: «В гостях у әже (в юрте)»

Цель:Познакомить с казахской юртой-домом.

Программные задачи:

  • Расширять представления о том,что люди живут в разных домах,а раньше в Казахстане жили в тёплой удобной казахской юрте-доме.

  • Показать убранство юрты в традициях казахского народа.

  • Воспитывать уважение к традициям и обычаям казахского народа.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: шанырак,кереге,уык,жайлау,юрта

Демонстрационный материал:Игрушечная юрта,верблюжонок,музыкальные народные инструменты,корпе,одеяла,чайная посуда,круглый маленький столик,картинки с изображением юрты,наружного и внутреннего убранства.

Билингвальный компонент: дом-Үй, юрта-киіз -уй,есік-дверь,әже, кілім-ковер,сандық-сундук

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Круг приветствия Дети под казахскую мелодию встают в круг.

В Казахстане мы живем,

Есть у каждого свой дом.

Есть работа, есть друзья,

Папа, мама есть и я.

«Здравствуйте!» - скажем, солнцу и птицам

«Здравствуйте!»- милым улыбчивым лицам.

-Здравствуйте, девочки!

-Здравствуйте, мальчики!

-Здравствуйте, взрослые!

-Здравствуйте, все!



Дети становятся в круг,повторяют слова и движения.





Организационно-поисковый

Воспитатель:Кто считается самым уважаемым членом семьи? Почему?

- А ещё мы уважаем и любим своих дедушек и бабушек за то, что они дали жизнь нашим родителям.

- А родители дали жизнь нам.

Сегодня мы отправимся в гости к әже.

На чем можно отправиться в гости? Давайте,поедем на поезде.

Вот поезд наш мчится

Колеса стучат, а в поезде нашем,

Ребята сидят.

Чу- чу - чу - чу - чу.

Бежит паровоз,

Далеко, далеко,

он ребят повез.

Вот мы и приехали.

Дети подходят к уголку оформленному в национальном стиле (корпе,чайная посуда,музыкальные народные инструменты.(Воспитатель одевает головной убор и становится бабушкой)

Әже: - Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста к столу, всем места хватит.

Әже :Ребята,скажите,

в какой стране мы живем?

Кто является коренным народом Республики Казахстан? Правильно, с древних времен на территории Казахстана проживают казахи.Сейчас мы живём в больших домах,они сделаны из кирпича,разных материалов.В далёкие времена казахи занимались разведением скота, им приходилось переезжать с места на место, где росла зеленая, сочная трава, которой могли питаться домашние животные.А для этого чтобы они могли, быстро переезжать у них было переносное жилище, которое можно было собрать и разобрать. Называется это жилище юрта-киіз үй. Повторите за мной-киіз үй.

Дети с помощью воспитателя отвечают:Дедушка и бабушка.

- Потому что они дольше всех прожили, много знают, к ним можно обратиться за советом, им задают вопросы - что делать, как поступить.

Дети называют разные виды транспорта:автомобиль,автобус, самолёт,поезд и др.

(Строятся в цепочку)

Дети вместе с воспитателем поют песенку,идут по группе



Рады встрече с бабушкой,внимательно её слушают.

Дети садятся полукругом на корпе

Ответы детей: в Казахстане

казахи

.Внимательно слушают воспитателя



Повторяют: киіз үй.




В степи на джайлау
Пасутся овечки,
Там дедушка юрту
Поставил у речки.
Светла и бела,
Словно тучка она
под куполом дырка
На месте окна!
В неё синева
Поднебесная льется
Нам с дедушкой в юрте
Отлично живется

Показываю изображение юрты и ее убранство.

Юрта легко собирается и разбирается на составные части. Эти части имеют своё название и предназначение.
Самым главным в юрте считается шанырак- купол юрты.
Шанырак поддерживают уыки - это изогнутые жерди.
Уыки крепятся к кереге - решетчатым стенам юрты.
Двери же называются Есік, обычно они двухстворчатые. Снаружи юрту покрывают войлоком - Киіз. Киіз изготавливают из овечьей шерсти. В холодное время года киіз защищает от холода и ветра, в жару - от зноя.В центре юрты располагался очаг, который разжигали для приготовления пищи и обогрева жилища. Через шанырак выходил дым от огня. Юрта бывает разной величины - это зависит от количества кереге. Бывают большие и маленькие юрты.Снаружи юрты украшались национальным орнаментом, циновкой. Посмотрите как красиво в юрте-(киіз -уй).Пол юрты - (киіз - уй) застелен коврами - кілім, чтобы было тепло и удобно сидеть на полу. Посреди юрты - (киіз -уй) низкий, круглый стол- дастархан.Әже приглашает детей присесть за дастархан.Что украшает юрту? (показывает на ковер)Ковер - кілім - украшен казахскими орнаментами. А это сундук - сандық, в нем хранят посуду. Это чайный набор, а это сундук- сандық, где хранят одеяла, подушки.

Воспитатель: что- то мы ребята с вами засиделись, друг на друга засмотрелись, давайте мы с вами сделаем разминку.Провожу физкультминутку.

Игра «Буратино»

Буратино - подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам найди

Надо на носочки встать.

Вернёмся на свои места.С давних времен казахи славились своим гостеприимством. Чем угощают гостей?Я вас тоже хочу угостить баурсаками.Әже раздаёт детям баурсаки,угощает детей.

Рассматривают картинки,игрушечную юрту,слушают стихотворение

.

Рассматривают картинкис изображением наружного вида юрты.

Повторяют за воспитателем названия частей юрты.



Рассматривают картинки с внутренним убранством юрты.

Садятся вокруг дастарханаРассматривают изображения элементов убранства юрты,а также имеющиеся в наличии национальные игрушки



Делают с воспитателем упражнения,разминаются.

Конфеты,печенье,баурсаки.

Радуются угощению


Рефлексивно-корригирующий

Ну, что же, как не хочется расставаться с әже, но нам пора возвращаться в группу.

Сау болыныз! Әже прощается с детьми.Возвращаются с детьми в группу.Воспитатель снимает головной убор.

А теперь давайте вспомним.

К кому мы ездили в гости?

.Как называется жилище казахов?Из каких частей она состоит?

В какой стране мы живем?

Чем угощала нас әже?

Прощаются с бабушкой,встают в цепочку,изображают поезд,возвращаются в группу.

Вспоминают,где были,что делали,что видели.

Ожидаемый результат:

Знать: Что наша Родина-Казахстан,коренных жителей-казахов,казахский дом-юрту.

Иметь:Представление о том как раньше жили казахи,разных видах домов,об убранстве юрты.

Уметь:называть части юрты,национальную мебель,детали внутреннего убранства юрты.









© 2010-2022