КАК РАСПОЗНАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕБЁНКА советы родителям

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАК РАСПОЗНАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕБЁНКА


советы родителям

Когда ребёнок ходит в садик, родители не сомневаются в его способностях и одаренности. Ребёнок по своей природе любознателен, активен, стремится всё узнать, постичь и это радует взрослых. Но почему же яркий, одарённый ребёнок, едва переступив порог школы, становится самым обычным середнячком, лишённым интереса к получению знаний? Как же мы можем помочь своему, несомненно одаренному, ребёнку избежать этого разочарования?

Каждый человек имеет своё представление о способностях детей. Однако эти представления носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

В тех случаях, когда мы встречаем четырёхлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребёнка, печатающего на компьютере свои собственные сочинения, у нас возникает сомнения, что это одаренные дети. Это относится и к юным композиторам, художникам, спортсменам, когда талант очевиден и не вызывает сомнений.

Но дело в том, что о способностях ребёнка нельзя судить лишь по видимым результатам его деятельности. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребёнка необходимы определённые условия, и среди них главное-человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, и это особенно важно в самом раннем возрасте. Если ребёнок начинает рано лепетать, проявляет любознательность, активно изучает окружение, но эти стремления сдерживаются и не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления не развиваются.

Подобные явления происходят и в более позднем возрасте, когда пресекаются «лишние», с точки зрения взрослых, интересы ребёнка или его заставляют заниматься тем, что, по мнению взрослых, важнее, престижнее, больше подходит полу ребёнка, положению семьи.

Одарённость не является достоянием многих, исключительных личностей. Одаренность всегда неповторима, индивидуальна и вместе с тем несёт в себе те или иные типичные черты. Кроме того, выделяют два пути одарённости-«вундеркиндный», путь раннего умственного развития, и «невундеркиндный», при котором расцвет способностей приходится не на ранний возраст, а на более поздние возрастные периоды.

Как известно, многие выдающиеся способности и достижения в различных областях отмечались у людей, которые в детстве не были успешными по сравнению со сверстниками.

Каждый из нас, наверное, сможет привести большое количество примеров, когда наши знакомые, которые не отличались особыми успехами в школе, после школы смогли найти воё место в жизни, найти себя в профессии, или, на удивление всем, у них открылись выдающиеся способности.

Раньше считалось, что ум-это заданная от рождения величина. С каким умом родились - с таким и будете жить, и уже ничего не изменить.

Чтобы определить, насколько умён человек, придумали тест на IQ.

Но сплошь и рядом случается так, что обладатели высокого IQ не становятся богаче, успешнее или счастливее тех, кому с этим показателем не повезло.

Всё дело в том, что интеллект бывает разным. В 1980 году вышла книга профессора Гарвардского университета Говарда Гарднера, автора теории множественного мышления, «Рамки ума». По утверждению Гарднера, существует великое множество различных способностей, которыми может обладать человек. Это:

  1. Вербально (словесно) - лингвистические способности. Такими способностями наделены журналисты, писатели, юмористы, учителя. Это очень важные способности, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею.

  2. Логико-математические способности, естественно, характерны для математиков. К примеру, высоко - квалифицированный инженер должен обладать одновременно словесно-лингвистическими и логико-математическими способностями.

  3. Пространственные способности присущи многим творческим людям-художникам, дизайнерам.

Все перечисленные выше способности необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словом, цифрами и творческими навыками.

  1. Физические. Ими наделены многие великие спортсмены и танцоры. Кроме того, есть очень много людей которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действий, и это называется «практическим» обучением. Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, способность заключается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.

  2. Личностные, или «эмоциональные».

  3. Межличностные. Такими способностями обладают люди, которые умеют свободно общаться с другими. Они часто становятся великими актёрами, певцами, проповедниками.

  4. Окружающей среды. Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными и землёй. Это великие земледельцы, дрессировщики, егеря.

Это лишь одна из классификаций способностей. На самом деле различных способностей гораздо больше, наши знания в этой области продолжают расти, и мы делаем более тонкие различия.

В 1999 году Роберт Фишер издаёт книгу «Как развить ум вашего ребёнка», в которой он на основе классификации Гарднера создаёт более полную классификацию способностей. В свою очередь, он выделяет уже девять способов мышления, которыми может пользоваться ребенок. У каждого человека присутствуют все способности. Одни могут быть более выражены, чем другие, но они есть и их можно развивать.

А теперь давайте задумаемся над тем, почему же многие действительно очень способные и одарённые люди, как правило, не очень успешно учатся в школе.

Дело в том, что в школе оказываются востребованными только лингвистические и логико-математические способности. Это умения пересказывать, выделять главную мысль и причинно-следственные связи. Кроме того, личность идеального ученика противоположна по своим характеристикам личности творческой. Давайте проведём сравнение. Идеальный ученик исполнителен, дисциплинирован, ему свойственно доверие к авторитетам, иными словами-полное отсутствие инициативы и творчества. А ведь именно творчество является условием, необходимым для развития способностей, одарённости. Творческие люди предпочитают новые вещи привычным и простым вещам. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Они больше улавливают и понимают, могут следить за несколькими событиями одновременно. Такие качества абсолютно не поощряются в школе.

Если ребёнку всё время говорить, что он умён или гениален, он рискует разочароваться в себе, столкнувшись с первыми же неудачами. Если убеждать ребёнка в том, что он умом не вышел, то он и вести себя будет соответственно: на самом деле зачем же стараться, если выше головы всё равно не прыгнешь! Ребёнку необходима адекватная самооценка. Он должен знать, на что он способен.

Распознать потенциал действительно сложно, но вполне реально. Для этого необходимо, прежде всего, желание и терпение, ну и конечно же знания.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПООЩРЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ДУХА В ДЕТЯХ


  • Если это возможно, проследите, чтобы у ребёнка были время и возможность побыть наедине с самим собой, чтобы он мог накапливать новые знания и осмысливать их в психологически свободной и располагающей обстановке.


  • Ребёнок должен обладать достаточным количеством рабочих материалов. Убедитесь, что в доме есть необходимый запас бумаги, красок, всевозможных коробочек для конструирования. Научите малыша работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Тем не менее обязательно выделите место, где постоянный беспорядок не особенно раздражал вас.


  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Рисовать по картине в день-не всегда лучший путь даже для художника.


  • Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и чаще хвалите его. Творчество-источник постоянного внутреннего беспокойства; наиболее способен к творчеству тот, кто может лучше справляться с этим.


  • Вам необходимо полностью понять и принять детскую потребность в тайне и выдумке, никогда не допускайте ни малейших ноток сарказма в голосе, даже если вы считаете, что это только шутка.


  • Старайтесь самим стилем вашей жизни показать ребёнку, что открытие всегда приятно и полезно. Поддерживайте свои собственные увлечения, попробуйте заинтересовать ими и ребёнка тоже. Например, вы можете вместе изучать район, в котором живёте.


  • Постарайтесь быть более позитивными; «можно» работает всегда лучше, чем «нельзя»!


  • Поощряйте попытки детей использовать их привычные игрушки, придумывая с ними новые увлечения.


© 2010-2022