Реализация УМК «Планета знаний» в предшкольной подготовке в свете положений ФГОС

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация УМК «Планета знаний» в предшкольной подготовке в свете положений ФГОС.


Гава Ирина Валериевна

учитель начальных классов, МОБУ СОШ №5, г. Таганрог

[email protected]


Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности. У будущего первоклассника должны быть сформированы эмоционально-волевая и познавательная сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной, не менее важной целью работы учителей нашей школы.

В нашей школе все дети на начальной ступени образования занимаются по учебному комплекту «Планета знаний». Ради приемственности мы решили и школу раннего развития «Любознайка» перевести на этот комплект. Пока в своей работе мы используем только два пособия. Это «В мире звуков и букв», «В мире чисел и цифр» Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова.

Данные пособия полностью соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и ФГОС для начальной школы.

Мы считаем, что данные пособия «Предшкольной поры» помогают подготовиться к школе комплексно, обеспечивая развитие наших детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие). Ведь основными задачами нашей работы является:

  • сохранение и укрепление здоровья;

  • развитие личностных качеств;

  • формирование ценностных установок и ориентации;

  • развитие творческой активности;

  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие умений действовать по правилам.

Мы стремимся придать подготовке к школе развивающий характер, т.е.:

1) не допускать дублирования программ первого класса;

2) помогать освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

3) обеспечивать формирование ценностных установок;

4) ориентировать не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

5) обеспечивать постепенный переход от непосредственности к произвольности;

6) организовывать и сочетать в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

7) готовить переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребёнок, поступающий в первый класс, должен быть: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Таким образом мы обеспечиваем условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Предметные результаты

Ребёнок научится:

- распознавать первый звук в словах, внимательно слушать литературные произведения

- называть персонажей, основные события

- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям

- составлять элементарный рассказ по серии картинок

- обсуждать нравственные стороны поступков людей

- участвовать в коллективных разговорах

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения

- различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру

- считать от 0 до 9 и в обратном порядке

- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами

- ориентироваться в пространстве

- ориентироваться в тетради в клетку

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объекта; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Ребенок получит возможность научиться:

-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

-различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

  • использовать основные правила построения линейного орнамента;


Данные пособия являются промежуточным звеном между дошкольной занимательной книжкой - раскраской и школьным учебником. И здесь, нам педагогам, необходимо помнить, что целью занятий с дошкольниками является формирование предпосылок учебной деятельности, а не отработка знаний, умений и навыков.

Для удобства в данных книгах методические рекомендации размещены непосредственно на страницах, что позволяет педагогу грамотно и профессионально проводить занятия с детьми.

Материалы каждого разворота рассчитаны на 2-3 занятия. Занятие - это не урок: ни по форме и задачам, ни по интенсивности работы и продолжительности.

Методическое сопровождение к каждой странице является лишь комментарием к заданиям, а не планом занятий. Поэтому для учителя возможны варианты построения занятия и использования материала. Например, задания, предполагающие письмо, можно сделать устно, а свободные клетки использовать по своему усмотрению. Все зависит от учителя.

Можно дополнять содержание занятия воспитательными моментами, другими примерами, наводящими вопросами, обсуждениями и беседами, наглядными пособиями и счётным материалом.

Конечно же мы следим за тем, чтобы создавать нашим детям комфортные условия для занятий: учитываем возможности каждого ребёнка, чередуем учебную и игровую деятельность, устную и письменную; следим за правильностью посадки, положениями книги, ручки, наглядных пособий и освещением.

Мы готовим руку ребёнка к письму - развиваем мелкую моторику. На занятиях используем штриховку, обводку, рисование, раскрашивание; пальчиковую гимнастику; письмо «без следа» (обратной стороной ручки), воздушное прописывание цифр, геометрических фигур в воздухе без опоры руки, с последующим сокращением цифр и фигур с опорой локтя на столе.

Мы стараемся создавать нашим детям условия для проявления самостоятельности, не бояться ошибок. А при знакомстве с новым материалом обязательно опираемся и вспоминаем предыдущий.

В методических комментариях учителя могут найти интересующую информацию для себя. Сообщать ли её ребёнку в данный момент или оставить на будущее - педагог решает сам.


В конце хотелось бы добавить: всем нам необходимо запастись терпением и доброжелательностью, чтобы занятия приносили нашим детям радость и вызывали у них устойчивый интерес и желание учиться в школе.


Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Андрианова Т. М., Андрианова И. Л. «В мире чисел и цифр».

  4. Андрианова Т. М., Андрианова И. Л. «В мире звуков и букв».

  1. «Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе»

(МОБУ СОШ №5).



© 2010-2022