Семинар-практикум для воспитателей по ознакомлению детей с трудом взрослых

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: старший воспитатель, воспитатели ДОУ.

Подготовительный этап: Оформить выставку пособий и методической литературы по ознакомлению детей с трудом взрослых

План: 1. Задачи и содержание знаний детей о профессиях людей.

2. Интегрированный подход к формированию представлений у дошкольников о социальной значимости труда взрослых.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

При ознакомлении с трудом взрослых (строителей, врачей и пр.) у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Осуществление этих желаний детей возможно лишь при непосредственном включении их в трудовую деятельность.

Первая младшая группа

воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

Вторая младшая группа

Знакомство с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая)

Средняя группа

Знакомство с разными профессиями (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»

Разновозрастная группа

-старшая

- подготовительная

Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т.д.). рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Продолжать расширять представления о людях разных профессий (творческих: художники - модельеры, портные и т.д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, фермер и т.д.), о значении их труда для общества

2. Интегрированный подход к формированию представлений у дошкольников о социальной значимости труда взрослых.

б) Рассмотрим методы ознакомления детей с трудом взрослых.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей желание трудиться. Это объясняется стремлением дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей, отмечает В.П. Кондрашов наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

1 Непосредственная образовательная деятельность.

2 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

3 Наблюдения

4 Совместная деятельность

5 Игра

Большое значение в воспитательной работе придается знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

Согласно Д.Б. Эльконину , в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Чтобы подвести детей к пониманию, для чего люди трудятся, в своей работе можно использовать беседы-рассуждения. Детям предлагалось решить проблемные вопросы, например, «Давайте представим, что у нас есть очень много денег, но вокруг никто не трудится, не работает. Кругом нет магазинов, где можно купить продукты, одежду, игрушки, не работает транспорт, не строятся дома. Что мы будем делать?» Рассуждая на заданную тему, дети самостоятельно приходят к выводу, что деньги потеряют свой смысл, если люди не будут создавать товары и услуги. Так же можно предложить детям рассуждения на тему «Если бы не было врачей (учителей, милиционеров...)». В процессе таких бесед дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, красиво одеваться, быть защищенными, а труд - проявление заботы людей друг о друге.

В непосредственной образовательной деятельности можно использовать разнообразные виды деятельности, интересные детям: отгадывание загадок, рассматривание иллюстрации, отвечать на проблемные вопросы, например, «Как мы догадались, что это врач, а не повар, ведь они оба в белом халате?» Здесь все было связано единой темой, даже двигательная деятельность детей. В процессе непосредственного ознакомления с профессией можно рассмотреть и потрогать материалы и инструменты, предположить, кому они могли бы пригодиться, рассматривали иллюстрации с изображением результатов труда, обсудить, какими качествами должен обладать представитель этой профессии, чтобы получались такие прекрасные композиции. Продолжением работы с целью закрепления полученных знаний организации творческих работ, например, по ручному труду на котором дети самостоятельно изготовят, что - ни будь, проявив фантазию, воображение и творчество.

Такое занятие станет еще интересней если организовать участие в нем реального представителя этой профессии - мамы или папы одного из воспитанников. Такое взаимодействие с близкими для воспитанников взрослыми дает конкретные примеры из жизни и формирует у детей представление о сути труда, отношении к нему взрослых, его общественной значимости. Более того, наблюдая со стороны, насколько интересна профессия близкого человека окружающим людям, как важен результат его труда, ребенок испытывает гордость за своих родных, что, несомненно, положительно сказывается на развитии самооценки детей, уровень которой влияет на умение отстаивать свои права и исполнять свои обязанности, соблюдая правила поведения, принятые в обществе.

Назначение

Знакомство

Наблюдение за помощником воспитателя

(первая младшая группа)

-чем она занимается: приносит еду, расставляет тарелки, накладывает еду, моет посуду, убирает со столов.

Беседа с медсестрой детского сада.

(вторая младшая группа)

- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

Экскурсия в библиотеку.

(средняя группа)

- что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.


Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.

Первый этап -- обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.

Второй этап - научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы:

1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета.

2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом -- получением нужного предмета.

3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).

У детей старшего дошкольного возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним: «Няня нужна, потому что она все делает нам: кровати ставит, чтобы отдыхали, моет чашки, чтобы чистые были, чтобы мы ели, когда надо. Чтобы не болели, чтобы хорошо росли. Чтобы везде было чисто. Няне надо помогать, чтобы она не уставала. Я помогаю няне». Обобщение: няня нужна, чтобы дети не болели, -- опирается на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.

Третий этап -- формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.

В результате проведенного теоретического исследования и анализа календарного планирования можно сделать вывод, что педагогами ДОУ ставятся задачи по ознакомлению воспитанию детей с трудом взрослых:

- формирование нравственно-трудовых качеств детей

- способствование расширению и уточнению представлений о разных видах труда,

- создание условий для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,

- обобщение представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;



2. Проведение имитационной игры.

Урок рождается непросто:

Порой - с наивного вопроса,

Порой - со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле -

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось

Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения - создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например, «Я - Катя. Я - симпатичная».

- Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия) Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)

Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Выставляются карточки с изображением людей различных профессий.

- Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках? (Люди труда, люди разных профессий)

Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена, когда люди жили в лесу, в пещерах. Какие это профессии? (охотник, повар, портной), затем люди научились делать посуду из глины, строить для себя более удобные жилища (гончары, строители), чтобы преодолевать расстояния человек придумал транспорт и появились другие профессии (водитель, механик, конструктор). А какие профессии появились в последнее время? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен. ).

Так как же вы думаете, какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?

Вы видите картинки, на которых изображены люди разных профессий. Давайте мы попробуем их разделить на несколько групп. Есть люди, создающие предметы, которые нам необходимы. Найдите картинки с изображением людей этих профессий. (Гончар, плотник, каменщик, портной, строитель, животновод, овощевод, пастух, хлебороб. ).

А теперь давайте отберем картинки с изображением людей тех профессий, которые обслуживают население, как бы служат людям. (Продавец, врач, учитель, воспитатель, сапожник, часовщик).

А еще есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам удовольствие, помогают нам отдыхать. Какие бы картинки вы отобрали? (Артист, балерина, пианист, певец).

Посмотрите, какие картинки у нас остались? Как бы вы назвали людей этих профессий? (Военные).

О разных профессиях написано много книг. А мы с вами сегодня выпускать газету. Я стану главным редактором, а кем будете вы? (Журналист, фотокорреспондент, художник, рекламный агент, текстовик, обозреватель и т. д.)

Найдите карточку с названием вашей профессии и прикрепите к одежде.

Теперь мы с вами должны придумать, как будет называться наша газета.

В поселке объявлен конкурс газет на тему: «Самая важная профессия в Таганроге». Сегодняшний номер нашей газеты и будет этому посвящен.

Опытные газетчики всегда знают, где можно добыть информацию. А вы знаете?? (На улице, на заводе, в банке и т. д.)

Как можно получить информацию? (Взять интервью, понаблюдать за работой. Записать видеосюжет на камеру. Сфотографировать людей разных профессий. )

Что вам поможет в работе? (Фотоаппарат. Блокнот и ручка. Диктофон. Видеокамера. )

Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты. Вы помните, что сегодняшний номер посвящен выбору самой важной профессии в нашем поселке. Я, как главный редактор, должна дать задание сотрудникам какую информацию для этого нужно собрать.

Итак, кто узнает новости и пишет о них? (Журналист. )

Журналисты, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью? (Какая профессия в нашем поселке самая важная? Почему вы так думаете?)

Прекрасно. Журналисты могут приступать к выполнению задания, а мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к оформлению газеты.

Участники игры выклеивают (подписывают) название газеты, символы рубрик. Журналисты возвращаются и рассказывают о мнениях, опрошенных. Выбирают из заранее подготовленных статей о разных профессиях те, о которых шла речь в интервью. Фотокорреспондент дает художнику подходящие фотографии, рекламный агент - рекламу. Художник размещает все это на ватмане, все вместе приклеивают.

Вот и готова наша газета. Но смогли ли мы выполнить условие конкурса - найти самую важную профессию? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Я с вами согласна и хочу пометить в газету своё стихотворение:

Профессии бываю разные-

Все они очень важные:

Повар, плотник и шофер,

Педагог, маляр, монтер

Все профессии важны,

И для Таганрога все нужны!

© 2010-2022