МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СЦЕНАРИЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СЦЕНАРИЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СЦЕНАРИЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВМДОАУ «Детский сад № 91 «РОСИНКА» Г. ОРСКА»







МетодическиЙ КОМПЛЕКС

СЦЕНАРИЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательно-речевому развитию

ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СЦЕНАРИЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ




ПОДГОТОВИЛА:


воспитатель МДОАУ № 91

БЕЛОВОЛОВА Е.В.







ОРСК, 2015 г.

МетодическиЙ КОМПЛЕКС

СЦЕНАРИЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательно-речевому развитию

ДОШКОЛЬНИКОВ

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1


Тема: «Что такое воздух?»

Цели: знакомство с воздухом на основе метода «маленькие человечки», развитие мыслительных действий, заключающихся в поиске ответов на проблемные вопросы, отгадывании загадки; привлечение детей к самостоятельному формулированию выводов.

Ход занятия

Почтальон Печкин принес нам посылку от наших друзей из Цветочного города, но просил вручить ее только в том случае, если мы отгадаем, что там может находиться.

Загадка по модели: «Какой? Что или кто может быть таким же?».


Легкий

Как

Гусиное перышко

Прозрачный

Как

Оконное стекло

Чистый

Как

Вымытые руки

Читаем модель. Легкий, как гусиное перышко, но не перышко; прозрачный, как оконное стекло, но не стекло; чистый как вымытые руки, но не руки.

Что же это такое? (Предполагаемые версии детей с объяснением. Не обязательно, чтобы дети отгадали загадку). Таким образом, возникает проблемная ситуация, которую вы будете с детьми решать в процессе экспериментирования.

Раскрываем посылку, в ней полиэтиленовый мешочек, заполненный воздухом.

Для чего жители Цветочного города прислали нам этот мешочек? Ведь в нем нет ничего, правда, ребята?!

Предложить потрогать пустые полиэтиленовые мешочки, приготовленные заранее на каждого ребенка. Какие они на ощупь (гладкие, мягкие…), а по весу (легкие, невесомые …), какие по форме, если сжать (бесформенные), если разгладить (прямоугольные), по звуку (шелестящие, шуршащие…)?

Раскройте мешочки, сделайте движение с раскрытым мешочком вверх-вниз, вправо-влево, закройте мешочки со стороны отверстия (по мере скручивания они вздуваются, дети видят, что они становятся выпуклыми). Но ведь выпуклыми мешочки могут быть, когда в них что-то есть, следовательно, что-то способствовало изменению формы мешочка? Что бы это могло быть? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что в нем есть воздух.)

Был ли воздух в мешочке до скручивания? (Дети приходят к выводу, что воздух есть в закрученном мешочке.)

Видим ли мы воздух?

Хотя воздух и невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.

Опыт 1

Что же прислали нам жители Цветочного города? Как вы думаете, зачем?

Открываем полиэтиленовый пакет, присланный по почте, постепенно выпускаем его содержимое и нюхаем запах. Какой запах? (Свежий, чистый, приятно пахнет, цветочный.) Каким свойством обладает воздух?

Вывод: воздух имеет запах, его невидно (невидимый), быстро улетает (летучий, легкий).

Игра «Маленькие человечки». В воздухе живут маленькие невидимые человечки. Они очень шустрые, непоседливые, веселые. Постоянно разбегаются в разные стороны. Представьте себя такими человечками, а я буду собирать вас в полиэтиленовый пакетик. Раз, два, три, четыре, пять - нам игру пора начать. Дети двигаются в пространстве групповой комнаты, а воспитатель имитирует их ловлю. Предложить детям еще раз отгадать загадку, предложенную в начале занятия (выслушать и обобщить ответы детей).

Итог занятия. Мы узнали, что воздух легкий, летучий, невидимый, имеет запах, движется. Отгадали загадку.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2

Тема: «Воздух вокруг нас»

Цель: развитие представлений о воздухе как материальной среде, о его свойствах (теплый, холодный, движется); развитие мыслительных действий, заключающихся в поиске ответов на проблемные вопросы через опытно экспериментальную деятельность.

Ход занятия

Постановка проблемы: сегодня, идя в детский сад, меня окутал невидимый и свежий, легкий и прозрачный туман. Это действительно туман или что-то другое? (Ответы детей.)

Петрушка подарил нам веер. Как вы думаете, пригодится ли он нам и почему? (Предполагаемые ответы детей.)

Произведите движения открытым веером близко перед лицом. Какой воздух по температуре вы ощущаете?

А если подуть на руку, что при этом чувствуете?

Чем вызваны эти ощущения? (Движением воздуха у лица, у руки.)

Как вы думаете, можно ли обнаружить наличие воздуха в воде?

Как это можно узнать? (Предполагаемые ответы детей.)

Обратить внимание детей на аквариум. Что видно на его стенках?

Опыт 1

Возьмите соломинку и стакан с водой. Один конец соломинки опустите в стакан, другой возьмите в рот и осторожно подуйте.

Что образуется в воде? (В воде образуются пузырьки воздуха.)

Вы выдыхаете воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.

Посмотрите в тазик с водой. Что вы видите у стенок? (Пузырьки воздуха.)

Вывод дети делают самостоятельно (В воде есть воздух.)

Опыт 2

Рассмотрите губку. Какая она по качеству? (Мягкая, сжимающаяся, сгибающаяся.)

Почему она свободно принимает любую форму? (В губке есть отверстия, дырочки.)

Как вы думаете, что может находиться в дырочках? (Воздух.)

Как это можно проверить? (Губку погрузить в воду.)

Погрузите губку в воду, понаблюдайте и объясните, что происходит.

Вывод дети делают самостоятельно.

Опыт 3

Ребята, Петрушка утверждает, что в кирпиче, который он нашел на стройке - воздуха нет.

Как это проверить опытным путем? (Предполагаемые ответы детей). Опустите в воду кусочек кирпича (появились пузырьки).

Вывод дети делают самостоятельно: в кирпиче есть воздух.

Опустите в воду комочки земли. Что мы видим? (Выходит воздух.)

Ребята, что же это такое: невидимый и свежий, легкий и прозрачный туман (Воздух.)

Итог занятия. Воспитатель делает обобщение: воздух есть в комнате, в банке, в стакане, в воде, в земле, в кирпиче, в целлофановом мешке, в резиновом шарике. Воздух всюду вокруг нас, он окутывает нас, как невидимка.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3

Тема: «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха»

Цель: углубление знаний о воздухе; развитие умственных действий, заключающихся в установлении зависимостей между объемом объекта и наличием воздуха, между объемом и весом воздуха.

Ход занятия

Ребята, к нам сегодня на занятие пришел Незнайка, он совершенно не знает о том, что такое воздух и как его можно обнаружить. Расскажите ему, где есть воздух? (Дети рассказывают о сущности воздуха и его наличии вокруг нас, ссылаясь на опыты, проделанные на предыдущих занятиях.)

Посмотрите на этот воздушный шарик (шарик надут). Есть ли в нем воздух?

Помогите Незнайке проверить наличие воздуха в воздушном шарике (дети выпускают воздух из шарика в воду). Что появилось в воде? (Большие пузырьки воздуха.)

Вывод делает воспитатель: воздух обладает таким свойством, как сжимаемость.

Опыт

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоят весы. Что стоит на столе? Для чего нужны весы? (При помощи весов можно взвешивать продукты в магазине, определять вес человека…).

Но когда-то очень давно, когда не было весов, люди вели торговлю, но весов тогда не было и, как вы думаете, как же они находили выход из этого положения? (Предполагаемые ответы детей.)

Давайте положим на чашки весов по шарику, которые не надуты. Какой шарик тяжелее? (Они одинаковые.) А теперь один шарик надуем. Почему шарик изменился в объеме? (Там есть воздух.)

Поместим опять шарики на чашки весов. Почему одна чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче?

Вывод делают дети: один шарик тяжелее другого, потому что в нем больше воздуха.

Таким образом, воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

Выпустим воздух из шарика (дети: воздух выходит из шарика, он был сжат).

Что произойдет с шариком, если его заполнить большим количеством воздуха?

Итог занятия. Мы сегодня рассказали Незнайке, что такое воздух, где и как его можно обнаружить, узнали, что воздух обладает таким свойством, как сжимаемость и имеет вес.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

Тема: «Свойства воздуха»

Цели: развитие мыслительных действий, заключающихся в установлении соответствий между домом, как местом, где живут животные и растения, и жилищем человека; расширение представлений о свойствах воздуха, полученных экспериментально опытным путем.

Ход занятия

Ребята, вы много знаете о свойствах воздуха. Расскажите об этом нашему гостю -Буратино. (Воздух бывает разный по температуре: холодный, теплый, горячий; по весу воздух легкий, он сжимается и т.д.)

Воздух имеет еще много разных свойств. Хотите узнать об этом? Для этого нам предстоит проделать несколько опытов.

Что случилось? Буратино подарил нам два рисунка, только я не пойму для какой цели он это сделал? Давайте рассмотрим эти рисунки.

Что изображено на первом (жилой дом), на втором (природа, лес). Как вы думаете, есть ли что-либо общее между этими рисунками? (Дети устанавливают соответствие: лес - дом для животных, птиц, растений; жилой дом - дом для человека…).

Почему на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места? (Предполагаемые ответы детей.) И в нашем обычном доме и в доме природы присутствует... (воздух, и мы им дышим).

Как доказать, что мы дышим воздухом? (Предполагаемые ответы детей: нужно поднести ладошку ко рту и подышать на нее, ладошке становится тепло от дыхания. Это значит мы дышим; можно подышать на стекло, оно запотеет и т.д.).

А теперь давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышать.

Почему мы не видим воздух, почему называем невидимкой? (Воздух прозрачный, сквозь него всё видно.)

Что ещё бывает прозрачным? Давайте с вами найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне, стенки аквариума, стенки стаканов, вода).

Опыт 1

Опустите в бутылочку шарик и попробуйте его надуть. Почему мы не можем этого сделать?

Вывод: воздух внутри бутылочки не даёт шарику надуваться.

Опыт 2 «Сильная газета»

Сложим газету вчетверо, положим на линейку и стукнем по ней (газета улетит). А теперь развернем газету и сделаем то же самое. Газета даже не оторвалась от стола. Почему?

Вывод: воздух давит на газету. Чем больше площадь газеты, тем больше воздуха на нее давит и не дает сдвинуться.

Ребята, все мы дышим и для этого нам нужен…(нос). Кто еще дышит через нос? (Животные.)

А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали? У растений нет носов. Давайте с помощью лупы рассмотрим листья растений. На листьях есть очень маленькие поры, их трудно увидеть. Вот через них и дышат растения.

Опыт 3

Как доказать, что воздух может передвигать предметы и сам может перемещаться? Возьмите полоски бумаги и подуйте на них. Почему отклоняются полоски?

Вывод 1: воздух может перемещаться (двигаться). Когда он перемещается над землей, с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер.

Вывод 2: когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колеблются ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, океанах и озерах.

Рассмотрите картины с изображением ветряной мельницы, парусника и парашютиста. Расскажите, как приводятся в движение ветром мельница, парусник, как опускается парашютист.

Опыт 4

Выпустите кубик из рук. Быстро или медленно он падает? (Быстро и сильно ударяется об пол.)

Давайте проверим, какова скорость падения, если кубик опустить с помощью парашютика. Для удобства, куда нам лучше всего встать? (На стулья.)

Инструкция: поднимите парашютик вместе с кубиком (держать парашютик необходимо за центр лоскутка) и выпустите его из рук.

Почему кубик движется медленнее и почему его удар об пол значительно слабее, чем в первом случае?

Вывод дети делают самостоятельно.

Ребята, рассмотрите игрушку-вертушку. Что заставляет ее вращаться?

Ребята, а вы любите пускать мыльные пузыри? А что находится внутри? Хотите поиграть с ними? (Дети пускают мыльные пузыри.)

Итог занятия. Мы сегодня установили, что у животных, птиц, растений, насекомых есть свой дом - лес. Жилой дом есть и у человека. Узнали, как обнаружить воздух и что происходит, когда воздух перемещается.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

Тема: «Помощница вода»

Цель: учить детей опытным путем находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

Ход занятия

Воспитатель сидит на ковре и рассматривает «Детскую энциклопедию».

Что за книгу мы рассматриваем? Что такое энциклопедия? (Это книга, из которой можно узнать много нового и интересного.) А еще как можно узнать, что нам неизвестно (отправиться в страну ДОКОРУПО). Что это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку великая это страна,

На карту не может быть нанесена.

В эту страну не идут поезда,

И самолёт не летает туда,

Но, если всмотреться внимательным взглядом,

Во всё, что с тобою находится рядом,

То не придется дорогу искать

В страну ДО КОторой РУкою Подать.

Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами - глазами исследователя, экспериментатора. Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова «Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади».

Появляется дедушка «Знай».

- Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать вас в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию.

Опыт 1

Подойдите к первому столу, где все готово для проведения игры «Тонет - не тонет». Вам уже знакома эта игра, и вы без труда определите, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

Проводится опыт «Тонет - не тонет».

Почему одни предметы тонут, а другие нет?

Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

Опыт 2 «Помощница вода»

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока не прольётся через край). Проделайте эти действия.

Вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает предметы, находящиеся внутри.

Опыт 3 «Умная галка»

Перед детьми ставится задача: достать предметы, не опуская руки в воду. Дети предлагают вариант (класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев), выполняют его.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают из нее воду.

Опыт 4

В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой. Опустить в оба стакана яйца. Сравнить полученные результаты.

Вывод: в соленой воде легче плавать, потому, что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

Опыт 5

Сравнить вязкость воды и масла, опуская в них перышки, бусинки, кусочки фруктов.

Вывод: масло - более вязкая жидкость.

Ответьте, ребята, где на Земле находится вода? (Ответы детей.) Вода есть всюду, и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах есть вода. Много воды и в живых организмах - в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. В воздухе также содержится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство.

Итог занятия. Мы узнали, отчего одни предметы тонут, а другие нет, почему в соленой воде легче плавать, установили, что вода занимает огромное пространство на планете Земля и что водное богатство надо беречь и охранять, потому что оно - дом для его обитателей.



СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

Тема: «Поможем воде стать чистой»

Цели: развитие умственных действий, заключающихся в поиске ответа на проблемный вопрос путем экспериментирования; формирование мотивированного отношения к окружающей среде, формирование личностных качеств, проявляющихся в заботе о ближних.

Ход занятия

Ребятам пришло письмо. По обратному адресу они определяют, что оно пришло от Медуницы из Цветочного города:

Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать.

В чем, ребята, может заключаться наша помощь малышам-коротышкам? (Ответы детей: можно отремонтировать водопровод, привезти чистой воды, попробовать самим очистить воду.)

А с помощью чего мы можем это сделать? Какие фильтры нам могут в этом помочь? (Вата, промокательная бумага, марля, ткань.)

Дети самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости; воронки; фильтры; баночки с грязной водой; тряпочки и клеёнки. Уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке воды. По окончанию работы дети делают вывод, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипячёную воду.

Ребята, давайте зарисуем схему очистки воды и отправим её Медунице в Цветочный город.

Какое у вас настроение от проделанной работы? Почему?

Итог занятия. Мы сегодня справились все вместе со сложной работой: помогли малышам-коротышкам, нашли способ очистки грязной воды.

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

Тема: «Фартук для почемучки»

Цели: побуждать детей формулировать самостоятельно цель деятельности, вопросы, высказывать и доказывать предположения.

Предварительная работа: Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой», дидактическая игра «Угадай настроение», демонстрация опыта «Прохождение воды через вату».

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришла Почемучка, посмотрите на ее выражение лица и ответьте, почему она такая радостная. (Предполагаемые ответы детей: ей подарили новую игрушку, она хорошо выспалась, сегодня хорошая погода, у неё новое платье и т.д.)

Давайте спросим у Почемучки, удалось ли нам отгадать, отчего у нее сегодня хорошее настроение с утра.

Почемучка: Действительно у меня новое платье. Ребята, а из чего оно сшито?

Дети: Из ткани.

Почемучка: Обязательно ли шить одежду из ткани или можно использовать другие материалы? (Предполагаемые ответы детей: одежду можно шить из бумаги, целлофана, кожи, шерсти и др.)

Почемучка: Вы совершенно правы, ребята. Однако шить из ткани вещи намного удобнее. Как вы думаете, почему? Какие свойства ткани способствуют этому? (Предполагаемые ответы детей: ткань удобно складывать, резать, сшивать…).

Воспитатель предлагает детям испытать ткань. Пусть Почемучка увидит и убедится в том, что ткань имеет такие свойства:

  • мнут (мнется);

  • тянут за два противоположных края (тянется);

  • разрезают кусок на две части (режется);

  • сшивают две части разрезной ткани (шьётся).

Воспитатель: Чем еще ткань удобна? (Вопросами подвести к тому, что ткань еще и стирается.)

Почемучка: Я знаю, что ткани стираются. Я же вам помогала стирать одежду куклам.

Благодарит ребят за то, что они помогли ей узнать, почему именно из ткани шьют одежду.

ФИЗМИНУТКА «ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике

Маленькие гномики

(дети сжимают и разжимают кулачки).

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

(загибают пальчики, начиная с больших).

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев).

Стали гномики стирать

(трут кулачки друг о друга).

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чики - носочки

Лики умница был

Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших).

Почемучка: Мы вчера читали рассказ про Машу, и мне так захотелось стать большой, что я надела фартук и решила помыть баночки в своем уголке и вся промокла. А фартук такой красивый, но почему он промок? Вы не знаете? (Дети высказывают предположения.)

Воспитатель предлагает детям помочь Почемучке выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук, чтобы он не промок. Может, мы воспользуемся коллекцией тканей и выберем из них непромокаемую ткань?

Дети ставят цель: выбрать непромокаемую ткань.

Обсуждение способа проверки: необходимо взять ткань, подложить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду.

Дети берут по одному виду ткани и капают на нее воду.

Делают вывод: все ткани промокли.

Воспитатель знакомит детей с новой тканью - болоньей - и предлагает испытать ее на непромокаемость; раздает каждому кусочек болоньевой ткани.

Дети проделывают опыт, аналогичный предыдущему.

Вывод: болонья не пропускает воду, с нее стекает вода. Нужно шить фартук из болоньи.

Воспитатель: Что еще можно шить из непромокаемой ткани?

Воспитатель предлагает детям подарить Почемучке отрез ткани на фартук и спрашивает детей, к кому они посоветуют обратиться сшить фартук (к портному).

Почемучка благодарит за помощь и уходит к портному.

Итог занятия. Мы сегодня сделали важное дело: помогли Почемучке выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук, чтобы он не промок, познакомились со свойствами ткани, узнали о том, какие бывают ткани.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8

Тема: «Вещества бывают разные по состоянию»

Цели: знакомство с разным состоянием веществ (твердое, жидкое, газообразное), развитие мыслительных действий, ведущих к отгадыванию загадок, оказание помощи Буратино в открытии театра.

Предварительная работа: путешествие по карте; чтение познавательных рассказов «Откуда пришел сахар», «Соль».

Ход занятия

Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.

Может это - лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это - воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Ребята, от кого письмо? Вам хочется узнать? Тогда нужно отгадать загадку:

Что это за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)

Появляется Буратино, в руках у него золотой ключик (игрушка). Грустно здоровается.

Воспитатель: Ребята, спросите у Буратино, отчего он такой грустный.

Дети: Что с тобой случилось, Буратино?

Буратино отвечает, что он где-то потерял сундучок, а в нем загадки, которые он должен отгадать, иначе Карабас-Барабас не разрешит ему открыть театр. Просит ребят найти сундучок. Дети ищут, находят, рассматривают.

Я волшебный сундучок.

Вам, ребята, я дружок.

Очень хочется мне знать

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, давайте скажем волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!»

Воспитатель с детьми открывают сундучок и вынимают оттуда предметы: мяч, стакан, ложечку, матрешку.

Первая загадка: Что за предметы и из чего они сделаны? (Мяч резиновый, стакан стеклянный, ложечка металлическая, матрешка деревянная.)

Все эти предметы из чего-то состоят, и мы можем сказать, что они состоят из разных веществ по составу. Потрогайте эти предметы, какие они на ощупь? В этих предметах живут маленькие человечки. Они очень дружные и всегда крепко держатся за руки. Посмотрите, ребята, как они стоят, как они выглядят (показ схемы).


Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Твердые человечки».

Далее мы узнаем из следующей загадки, что находится в нашем сундучке. Воспитатель читает загадку: «Меня не едят и без меня мало едят». (Соль). (Предполагаемые ответы детей.)

Наводящие вопросы: Что стоит на столе? (Солонка). Что в ней? (Соль).

Давайте попробуем, какая она на вкус? (Соленая). Для чего ее использует человек? (Подсаливает пищу.)

Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Человек ее добывает. Кто из вас знает, как добывают соль? (Ответы детей.)

Отгадайте еще одну загадку из нашего сундучка:

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал,

Там и пропал (сахар).

(Предполагаемые ответы детей: мел, конфета, таблетка…)

Какой у него вкус, давайте попробуем (сладкий). Для чего используют сахар люди? (Ответы детей.)

Когда-то сахар делали только из сахарного тростника, который растет в Индии. И только в XX в. в России и Германии были построены первые заводы, которые делали сахар из сахарной свеклы. (Воспитатель показывает свеклу).

Какие человечки живут в сахаре и соли? (Твердые.)

Как вы думаете, могут ли твердые вещества менять свои свойства? Докажите это самостоятельно.

Ребята, перед вами находятся приборы, а также соль и сахар. Что нужно сделать?

Опыт 1

Взять кусочек сахара и опустить в стакан с водой, размешать ложечкой. Понаблюдайте, что с ним происходит? (Дети: он стал невидимым.)

Попробуйте воду на вкус (Дети: она сладкая.)

Почему же мы не видим сахара? (Дети: он растворился, распался на мелкие частицы.) Человечки, живущие в сахаре, перемешались с человечками, живущими в воде. Сладкая вода - это вещество или смесь двух веществ?

Вывод: сахар не исчез, он остался в стакане; любое вещество состоит из мелких частиц (волшебных человечков).

Вот у нас еще одно вещество, оно похожее по цвету на соль и сахар. Ребята, попробуйте напиток. Кто догадался, что это за напиток? (Кисель.)

Вот этот белый порошок - это крахмал, его используют, когда варят кисель.

Крахмал - одно из питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих растительных продуктах.

Чтобы узнать, есть ли крахмал в продукте, нужно капнуть на него йод. Если настойка йода станет сине-фиолетовой, то в продукте содержится крахмал.

Опыт 2

Каждому ребенку предлагается один продукт (картофель, яблоко, хлеб, груша), пипетка и раствор йода. Дети определяют, есть ли крахмал в продуктах.

Ребята, Буратино устал и предлагает вам отдохнуть.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Монетки, видно, не нашел.

Чтоб монетки нам достать,

Надо на носочки встать,

С кустика достать монетки,

Закопать их в поле редко,

Чтобы выросли они.

Давайте мы попробуем на вкус яблоки, лимон, простоквашу. Какие они? (Кислые, вкусные.)

Кислые они потому, что в них находится кислота.

В лимоне какая кислота? (Лимонная.)

В яблоке? (Яблочная.)

В простокваше? (Молочная.)

А еще бывает уксусная кислота. К ней нельзя прикасаться, можно получить ожог. Ее употребляют в разбавленном виде.

Итог занятия. С какими веществами мы встречаемся каждый день на кухне? (Сахар, соль, крахмал, кислоты.)

Ребята, мы многое узнали сегодня, и помог нам в этом сундучок. Все загадки мы с вами отгадали. Теперь Буратино может бежать к Карабасу-Барабасу и рассказать ему обо всем, а также открыть свой театр.

Буратино благодарит детей и уходит.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9

Тема: «Путешествие на фабрику игрушек»

Цели: способствовать развитию связной речи при описании игрушек; расширять запас слов, обозначающих действия и признак предмета; развивать мыслительные действия, ведущие к группировке предметов по определенным признакам (материал, из которого изготовлен предмет); творческое воображение при отгадывании загадок. Установление нравственного правила: не ломай игрушки, которые сделаны руками человека.

Ход занятия

Отгадайте загадку:

Заводится, как новенькая машина, но не машина, развлекает, как веселый клоун, но не клоун, радует, как долгожданный подарок, но не подарок (игрушка).

При отгадывании загадки воспитатель принимает любую отгадку, высказанную

ребенком, главное при этом, чтобы ребенок объяснил, почему он так думает.

Воспитатель предлагает отправиться на «фабрику» игрушек (в группе оформлена их выставка).

Координация слова с движением:

По дорожке топаем:

Топ, топ, топ, топ.

И по лужам шлепаем:

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп

В гору медленно идем,

А с горы бегом, бегом.

Вот мы и пришли. Куда мы с вами попали? На фабрике есть цех готовой игрушки. Рассмотрите, из каких материалов сделаны игрушки? (Из меха, резины, пластмассы, дерева, керамики, стекла, бумаги, металла.)

Каждый ребенок берет по выбору игрушку, называет ее, говорит, из какого материала она изготовлена, при этом описывает, какой это материал. Например, это мишка, он сделан из меха, значит он меховой. Мех теплый, пушистый, гладкий, шелковистый.

А если бы он был сделан из металла, как робот, захотелось бы вам его прижать? (Нет, он был бы холодный.)

А как можно было бы играть с металлическим мишкой? (Вставить моторчик, он бы стал ходить, если бы его завели.)

А если мишка будет из стекла, удобно ли будет им играть? Почему?

Рассмотрите мячик. Из чего он сделан? (Из резины.) Что мячик умеет делать? (Прыгать, катиться, стучать…) Что можно сказать о свойстве резины? (Упругая, мягкая, эластичная.)

Дидактическая игра «Не ошибись».

У нас на этажерке четыре полочки. На верхней полке наклеен мячик. Сюда поставим все игрушки, сделанные из резины. А на этой полке наклеена картинка робота. Будем собирать все металлические игрушки. А на эту полку наклеена матрешка, сюда будем складывать…деревянные игрушки; сюда положим все игрушки из пластмассы.

Группа делится на 4 команды. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

А вот другой цех по изготовлению бумажных игрушек. Какая бумага используется для работы? (Цветная, бархатная, картонная, альбомная, гофрированная.)

Я захватила с собой коллекцию бумаги. Рассмотрите её. Дети отвечают, что есть бумага папиросная, копировальная, нотная, оберточная, фотобумага…

Что можно делать из бумаги? Для чего она нужна?

Ребята, сравните бумагу, найдите сходство и различие.

Различие:

  • гладкая и шершавая;

  • толстая и тонкая;

  • разного цвета.

Сходство:

  • бумага рвется, режется, мнется, сгибается, горит.

Если бумажные игрушки попадут под дождь, что с ними произойдет? Как это проверить?

Опыт

Дети набирают воды в таз, опускают бумажные игрушки, наблюдают, какой вид бумаги быстрее намокает, а какой - медленнее.

Вывод: Бумага в воде размокает и портится.

Ребята, давайте, используя свойства бумаги, сделаем игрушки (по выбору детей или воспитателя).

Повторное загадывание загадки, предложенной в начале занятия.

Итог занятия. Сегодня мы побывали на «фабрике» игрушек, познакомились с материалами, из которых их изготавливают, узнали свойства материалов. Игрушки делают люди, которые работают на фабрике. Они очень стараются, вкладывают тепло своей души и мастерство рук, чтобы вам было приятно и радостно. Давайте беречь их труд.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

Тема: «В королевстве красок»

Цели: помочь Королеве найти нужные краски для того, чтобы расколдовать любимые цветы; развитие творческого воображения в процессе экспериментирования с красками.

Ход занятия

В одном сказочном королевстве жили-были краски. Правили этим королевством Черный король и Белая королева. Это были необыкновенные краски. Короля называли грозным и суровым, а королеву - доброй и нежной. И были у них министры - синяя, красная и желтая краски. Это были самые главные краски королевства, кроме белой и черной (воспитатель сопровождает рассказ показом картинок).

Королева очень любила играть, смешивая разные краски с белой краской. Отгадайте, какие цвета у нее получились?

В саду у королевы росли ее любимые цветы: розовые тюльпаны. Но однажды злая колдунья решила навредить ей и заколдовала цветы. Они стали белыми: и стебелек, и листочек, и цветок. Королева хотела сама раскрасить тюльпаны, но нужных красок в королевстве не оказалось.

Ребята, какие краски нужны королеве? (Розовая и зеленая.)

Тогда королева разослала своих гонцов во все стороны света с просьбой о помощи. Вот такой гонец и прибыл сегодня к нам в детский сад.

Поможем, ребята? Как мы это можем сделать?

Дети выдвигают гипотезы: вырезать из цветной бумаги и наклеить, взять цветные карандаши, посадить новые цветы, попробовать смешать краски. Давайте попробуем смешать краски. Что нам для этого понадобится? (Палитра: желтая, синяя, красная, белая гуашь.)

Дети готовят все для опыта, экспериментируют; делают выводы.

Вывод: При смешивании белой краски с красной краской получается розовый цвет, а желтой с синей - зеленый цвет.

Результаты опыта зарисовывают и отправляют с гонцом.

Итог занятия. Мы помогли Королеве найти нужные краски для того, чтобы расколдовать любимые цветы.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11

Тема: «Снег и лед»

Цели: обогащение и расширение знаний о неживой природе на примере знакомства со свойствами снега и льда; поиск и установление сходства и различий между снегом и льдом опытно-экспериментальным путем.

Ход занятия

Ребята, почтальон принес нам конверт с загадками. Отгадайте, от кого они.


Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодный, большой -

Кто я такой? (Снеговик)

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята! Я прислал вам свои загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем бы я хотел вам рассказать и куда пригласить.


Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось -

С неба на землю свалилось (Снег)

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно? (Лед)

Приглашаю вас на улицу для изучения свойств снега и льда.

Дети выходят на улицу.

Ребята, поймайте на варежку снежинки. Возьмите лупы и рассмотрите их. На что они похожи? Сколько лучиков у каждой снежинки? Есть ли среди них две одинаковые?

Возьмите и подышите на снежинку. Что с ней произошло? (Она исчезла, превратилась в капельку воды.)

Ребята, когда вода испаряется с поверхности земли, то капельки, охлаждаясь вверху, замерзают, превращаются в льдинки. Льдинки, соединяясь друг с другом, образуют снежинку.

Снимите варежку и помните снег в руке, подышите на него. Что мы наблюдаем? (Снежок покрывается коркой льда.) Когда мы мнем снег, что происходит? (Снежинки ломаются, подтаивают, уплотняются, подтаявший снег тут же замерзает, покрываясь ледяной коркой, постепенно превращаясь в лед.)

Ребята, как вы думаете, где теплее: под снегом или над снегом? (Ответы детей.)

Давайте проверим. Для этого нам необходимо 2 термометра. Один термометр мы забросаем снегом, а другой повесим на ветку дерева.

Пока измеряется температура, предлагаю сравнить свойства снега и льда. Чем они отличаются и что у них общего?

Возьмем полоски цветного картона. Зароем в снег. Видны ли они? Значит снег какой? (Непрозрачный.)

Приложим кусочек льда к полоске. Виден ли ее цвет? Какой вывод можем сделать? (Лед прозрачный.)

Какого цвета лед? (Бесцветный). А снег? (Белый.)

Наберем лопатками снег и подбросим. Что мы видим? (Снег легко рассыпается.)

Вывод: снег рыхлый.

Лед может рассыпаться как снег? Давайте стукнем молоточком по льду. Что произошло со льдом? (Он сломался.)

Вывод: лед хрупкий.

Что же в них общего? Подержим в одной руке снег, в другой - льдинку. Что мы видим? (Они превратились в воду.)

Достанем термометр из снега. Сравним столбики термометров.

Вывод: под снегом теплее.

Помните ли вы сказку «В гостях у Дедушки Мороза?». Там Машенька попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка Деду Морозу постель стелить помогала: «Отогнула Машенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Машенька так и обмерла». Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая травка под снежным одеялом? Раскопаем снег лопатками до земли и посмотрим.

Вывод: снег для растений, как шуба.

ФИЗМИНУТКА

Солнце землю греет слабо,

(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы

(руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,

(дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(имитируют движения руками)

Конкурс «Отгадай-ка»

Отгадайте загадки снеговика, получите от него приз. О каких свойствах снега и льда говорится в загадках? Объясните, почему вы так думаете.

С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много-много звездочек - тонких, как стекло.

Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки)

Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег)

На дворе горой, в избе водой. (Снег)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло. (Лед)

Игры детей со снегом на улице.

Итог занятия. Здорово сегодня мы потрудились: и загадки все отгадали, и со свойствами снега и льда познакомились, а главное - наигрались и здоровья набрались.

СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12

Тема: «Волшебные человечки»

Цели: моделирование разных состояний веществ (жидкое, твердое, газообразное) с помощью «метода маленьких человечков» (ММЧ); развитие творческого воображения.

Ход занятия

Бабушка-Загадушка прислала вам свои загадки. Отгадайте их.

Воспитатель показывает картинки со схематическим изображением (геометрические фигуры).

Поочередно показывая геометрические фигуры, спрашивает: На что похоже? Что это может быть? Как называется это предмет? А можно ли вам доверить тайну?

Для этого найдите на своем теле, одежде и в группе твердые предметы (кости, ногти, пуговицы, ботинки, пряжки и т.д.).

Почему же эти предметы твердые? Из чего сделан стол? (Из дерева.) А стулья какие? (Деревянные). Крышка у стола какая? Что там внутри крышки? (Опилки).

Давайте проверим тайну твердых предметов.

Опыт 1 с карандашом и крышкой стола

Стукните карандашом о стол. Почему карандаш не проходит сквозь крышку стола?

Здесь скрыта тайна. В крышке стола и внутри каждого твердого предмета живут маленькие человечки. Посмотрите, как они выглядят (показ схемы).

Они крепко держатся за руки и не пускают карандаш. Возьмитесь и вы крепко за руки и покажите, какие сильные и крепкие человечки живут в твердых веществах. Пройти между ними невозможно, они сильные и крепкие, когда держатся за руки.

Ребята, назовите теперь жидкие вещества, которые можно переливать, пить.

Опыт 2 с водой

Опустите карандаш в воду. Проходит ли он через нее? Перелейте воду из стакана в другой стакан. Что мы можем о ней сказать? (Льется, течет, она жидкая.)

В жидкости тоже живут человечки. Подумайте, как же они держат свои ручки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы?

Если дети не отвечают, нужно помочь им: «Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. Вот так, посмотрите. Покажите, ребята, как они стоят. Между ними можно пройти? (Сделать показ.)

Какие человечки живут в дереве? (Твердые.) А в воде, супе, молоке, чае? (Жидкие.)

Ребята, нас окружает что-то невидимое. Что это? (Воздух.) А когда горит костер, что над ним поднимается? (Дым.) Когда чайник кипит, что у него выходит из носика? (Пар.) Можно налить его в стакан? Дым, какой по состоянию? Твердый? Жидкий? Нет! Он не твердый и не жидкий. Он газообразный. Как вы думаете, в воздухе, паре, дыме тоже живут человечки? Давайте проведем опыт.

Опыт 3

Возьмите полиэтиленовый мешочек, наполните воздухом. Сделайте дырочку. Что произошло? (Воздух вышел.) Значит, из мешочка выбежали человечки.

Опыт 4

Понюхайте баночку с чесноком, выдавите немного лимона. Что вы чувствуете? (Запах.) Это газообразные человечки вылетели из чеснока, лимона и летают по комнате, они все время двигаются. Эти человечки прыгучие, бегающие. Покажите газообразных человечков (дети бегают по ковру).

Послушав песенку, узнаем, какое вещество бывает в природе в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Твердое - жидкое

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать тверда была вода, -

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду,

Будешь мокрый ты до нитки,

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Ты не думай и ответь:

Жидкость речка или твердь?

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда: то здесь пар, а то вода.

Жидкость речка или газ?

Ты ответь мне тот же час.

«И вода, и лед, и пар», -

Скажет вам и млад и стар.

Это все-таки вода, ты запомни навсегда!

Итог занятия. Почему зимой вода была твердой? (Она превратилась в лед.)

Какая вода была летом? (Жидкая.)

А когда воду грели на печке, то во что она превращалась? (В пар.)

Давайте, ребята, посмотрим модель аквариума. Что в аквариуме твердое? Жидкое? Газообразное? Как живут там рыбки?


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

Тема: «Керамика»

Цели: оказание помощи Знайке в выборе материала для изготовления керамических изделий; познакомиться со свойствами керамических изделий.

Ход занятия

Дети получают письмо от Знайки из Цветочного города и читают его:

«Дорогие ребята! Недавно я был на выставке различных изделий. Одни из них мне очень понравились, и я хотел бы, чтобы малыши-коротыши научились их делать. Но я не знаю, какой материал мне для этого понадобится, помогите мне. Несколько предметов я вам высылаю для исследования».

Что вы видите перед собой? (На стол выставляются изделия из керамики: вазы, чашки, горшки для цветов, фигурки животных и т.д.)

Какие они по внешнему виду? (Красивые, блестящие, изящные, темных тонов.)

Рассмотрите осколок и подумайте, из чего эти изделия сделаны? (Предположения детей.)

Это керамические изделия. Керамика - это изделие из глины, обожженной и покрытой глазурью. Подержите каждую вещь на ладони, определите ее на вес (изделия из керамики тяжелые).

Для чего изготавливают керамические изделия? Почему кашпо и горшки для цветов делают из керамики, а не из стекла? (Они непрозрачны, не видны земля и корни растений, очень красивые.)

Почему керамические изделия удерживают, не пропускают воду?

Потрогайте эти изделия руками. Какие они на ощупь? (Гладкие, некоторые с узорами, узоры выпуклые.)

Рассмотрите дно вазы. Какое оно на ощупь? (Оно шершавое, нет глазури, видно, что из глины.)

Как вы думаете, что произойдет, если уронить керамическую вещь?

Вывод: обожженная глина от удара расколется на куски.

Легонько ударьте карандашами по вазе. Что мы слышим? (Мелодичный звук.)

Назовите свойства керамики. Благодаря этим свойствам керамика используется в быту.

Ребята, в этой коробке находятся изделия из разных материалов. Рассмотрите их. О каких из них следующие загадки:

  • Тяжела я, но хрупка. У меня глазурованные бока.

  • Прозрачное, блестящее, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь!

  • Не тону, с топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь, от огня берегусь!

Опишите эти вещи.

Ребята, давайте напишем Знайке ответ:

«Дорогой Знайка! Рассмотрим присланные тобой изделия. Они из керамики. Керамика - это обожженная глина, покрытая глазурью». Твои друзья.

Приятно ли вам, что вы дружно помогли Знайке? (Ответы детей с объяснением.)

Итог занятия. Мы славно потрудились: познакомились со свойствами керамических изделий, помогли Знайке в выборе материала для их изготовления. Как хорошо, когда ты кому-нибудь помогаешь, в другой раз и тебе помогут.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14

Тема: «Свойства стекла»

Цели: расширение представлений детей о свойствах стеклянных изделий, установление сходства и отличия экспериментальным путем, самостоятельное формулирование выводов, развитие мыслительных действий при составлении загадок, формирование эстетического восприятия при рассматривании изделий из стекла, расширение активного словарного запаса.

Ход занятия

Ребята, я сегодня вас приглашаю на выставку красивых изделий. (Предлагаются изделия из стекла разные по цвету, толщине, назначению, оформлению: стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, флаконы, пробирки и др.). Внимательно рассмотрите их и найдите сходство и отличие. Как можно установить сходство и различие этих изделий?

Опыт 1

Опустите в стакан шарик. Посмотрите через стекло, виден ли он? Какого цвета ваши шарики? Почему мы видим шарик?

Вывод: стекло прозрачное.

Где используют такое свойство стекла, как прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума и т.д.)

Опыт 2

Сравним несколько предметов. Лампочка синяя, вазочка золотистых тонов, бутылка коричневая.

Вывод: стекло бывает светлое и цветное.

Опыт 3

Возьмите стеклянные предметы в руки. Определите, какие они на ощупь? (Стекло гладкое, с бугорками, скользкое, холодное, толстое, тонкое и т.д.)

Что случится, если уронить стеклянную вещь?

Вывод: стекло хрупкое, легко бьется.

Опыт 4

Налейте немного воды в стакан, в вазочку. Что мы видим?

Вывод: стекло водонепроницаемо.

Опыт 5

Ударьте карандашом по вазе, прикоснитесь одним стаканом к другому. Что мы слышим? (Мелодичный звук.)

Вывод: стекло звенит.

Отгадайте загадку:

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь (Стекло.)

Придумайте свои загадки об изделиях из стекла.

Ребята, давайте пройдем по групповой комнате и найдем изделия из стекла.

Итог: С какими свойствами стекла мы сегодня с вами познакомились?

Сходство: все изделия сделаны из стекла, хрупкие, прозрачные.

Отличие: разные по форме, цвету, толщине, по функции назначения.

Очень много разных изделий делают из стекла.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

Тема: «Почему предметы движутся. Виды движения»

Цель: знакомство с разными видами движения (прямолинейное, вращательное, по наклонной); формирование умения рассматривать предметы во взаимосвязи с другими предметами, явлениями (машина и поверхность дороги, движение и сила и пр.; активизация мышления детей при решении проблемных вопросов.

Ход занятия

Ребята, однажды, возвращаясь, домой, я услышала:

Возле сада два шофера

Увлеклись серьезным спором:

Чья машина всех новее,

Чья сильнее и быстрее,

Чья, как солнышко, блестит.

И, как перышко, летит…

И машины как машины:

Есть и фары, стекла есть

И резиновые шины,

Даже номер - вот он, здесь!

Меня заинтересовал спор. И я задумалась, почему у машин бывает разная скорость, ведь все они передвигаются быстро.

Дети выдвигают гипотезы: машины бывают старые и новые, гоночные, грузовые, которые перевозят тяжелые грузы и т.п.

Каким образом проверить зависимость скорости движения от поверхности?

Эксперимент 1. Возьмите машинки, тележки или шарики (по выбору детей). Попробуйте прокатить их по разным поверхностям: по ковру, полу, стеклу. Что с ними происходит? (Движутся, потом останавливаются.) Почему останавливаются? (Колеса трутся о поверхность.) На какой поверхности машинки двигались дольше? (На гладкой: стекле, полу.) Если мы возьмем две одинаковые машинки и пустим наперегонки по ковру и полу, как вы думаете, какая победит? Давайте проверим это?

Вывод делают самостоятельно: машина едет быстрее по гладкой поверхности.

Но на настоящей дороге, если очень скользко, машиной сложно управлять, потому что ее сложно остановить там, где нужно. Значит в гололед, дождливую погоду надо идти дальше от дороги и при переходе улицы учитывать, что машины хуже тормозят, а их инерция велика.

Как мы приводили наши машинки в движение? (Мы их толкали.)

Вывод: тела движутся потому, что какая-то сила толкает или тянет их.

Эксперимент 2. В каком направлении двигались наши машинки? (Прямо.)

Посмотрите, как вращается юла, поезд по детской железной дороге? (По кругу.) Это движение называется вращательным. Покружитесь вокруг себя.

Постройте из конструктора мостик. Пустите машинки, тележки, шарики по нему. По какой поверхности они движутся, спускаясь с мостика? (По наклонной.)

Вывод: движение бывает прямолинейное, вращательное, по наклонной.

Эксперимент 3. Вырезать посередине меньшей стороны коробки отверстие в виде квадрата. Положите в коробку воздушный шарик так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку. Надуть шарик и зажать его отверстие пальцем. Под коробку положить карандаши. Отпустить шар.

Дети наблюдают, что коробка двигается.

Вывод: шар сдувается и коробка движется вперед, потому что выходящий из шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух полностью вышел из шарика, коробка продвинулась еще некоторое расстояние по инерции и остановилась из-за трения между коробкой и карандашами. Трение заставляет предметы останавливаться.

Эксперимент 4. Потрите руки. Что вы ощущаете?

Вывод: рукам стало тепло, потому что при трении предметы нагреваются.

Ребята, знаете, почему лед очень скользкий? Из-за трения подошвы о лед образуется тепло. Из-за тепла лед начинает таять, смазывая поверхность. Обувь скользит по льду.

Давайте нарисуем схемы к нашим опытам и положим их в копилку.

Итог занятия. Мы познакомились с разными видами движения, узнали, как и отчего это происходит.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16

Тема: «Ознакомление с магнитом»

Цель: формирование первоначальных представлений о магнитном притяжении как физическом явлении и свойствах магнита.

Ход занятия

Ребята, сегодня я познакомлю вас с новым предметом. Этот предмет обладает очень интересными свойствами. А какими, вы сейчас узнаете сами. У вас на столе есть такой же предмет. Возьмите его в руки и рассмотрите. Положите его на место. Я вам покажу, какими свойствами обладает этот предмет.

У меня на ниточке подвешен железный стержень (воспитатель ставит на стол штатив с подвешенным стержнем). А этот предмет я положу на стопку с книгами (укладывает полосовой магнит на стопку книг так, чтобы один его конец выступал за стопку) и буду приближать стопку к стержню.

Что произошло со стержнем? (Дети: ниточка со стержнем отклонилась.) Почему это произошло? (Ответы детей.)

Правильно, ниточка отклонилась от своего первоначального положения потому, что стержень притягивается к предмету, который лежит на книгах. Это магнит. Магнит обладает свойством притягивания металлических предметов. Теперь посмотрим, всегда ли магнит притягивает стержень.

Опыт 1

Возьмите в руки магнит и стержень, поместите между магнитом и стержнем лист бумаги - стержень притягивается, стекло-стержень притягивается, книгу-стержень не притягивает. (Дети проделывают опыт за столами, воспитатель за штативом).

Вывод: магнит притягивает к себе стержень, когда он находится на близком расстоянии и когда между ним и стержнем нет других толстых предметов.

В группу входят Винтик и Шпунтик. В руках у них большая коробка с различными предметами. Дети обращают внимание на их настроение, пытаются догадаться, что же случилось. Винтик и Шпунтик рассказывают о том, что они хотят построить новую машину для сбора урожая яблок, для которой нужны железные детали. Но Незнайка перепутал все, и теперь в коробке лежат детали, изготовленные из разных материалов (железные, деревянные, пластмассовые, стеклянные и другие). Как помочь Винтику и Шпунтику отыскать металлические детали? (Дети отвечают: чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.)

Опыт 2

Дети берут свои магниты и с помощью их извлекают из ящика все металлические предметы и складывают их в другую коробку.

Из какого материала сделаны предметы, притягиваемые магнитом? Что осталось в коробке, почему?

Вывод: Магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.

Винтик и Шпунтик благодарят детей, берут коробку с железными деталями и уходят.

Опыт 3

Ребята, посмотрите, что лежит в моей коробке? (Скрепки.) Я беру магнит и подношу к нему скрепку. Что с ней произошло? (Она притянулась.) К этой скрепке подношу вторую скрепку. И она притянулась. Теперь беру третью скрепку, она притянулась ко второй. Образовалась цепочка скрепок (рассказ происходит на фоне демонстрации).

Сейчас я возьму первую скрепку двумя пальцами и осторожно уберу магнит. Цепочка не разваливается. Кто скажет, почему цепочка не разваливается? (Если дети не догадаются, воспитатель подсказывает): скрепки притягивают друг друга потому, что пока находились рядом с магнитом, сами стали магнитами. А теперь проделайте сами.

Итог занятия. Мы познакомились с магнитом, который может иметь различную форму, его свойством притягивать к себе предметы, которое используется человеком.


СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17

Тема: «Земное притяжение. Отчего происходит смена дня и ночи»

Цели: формирование первоначальных представлений о земном притяжении как физическом явлении, развитие творческого мышления в процессе разрешения специально смоделированной ситуации.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица

Знает это млад и стар

Что она огромный шар. (Земля)

На что похожа наша Земля по форме? (Дети: на шар, мяч, яблоко, луну... .)

Как можно показать круглую форму? (Дети показывают разными способами: руками, ртом, пальцами, головой.)

Как мы еще можем узнать, какая наша Земля, если ее понюхаем? Какие запахи земли вы нюхали на улице? (Свежая, сырая, душистая... .)

А если мы ее потрогаем? (Воспитатель предлагает потрогать образцы почвы. Дети отвечают, что она мягкая и твердая, влажная и сухая, рассыпчатая, а еще зимой - холодная, летом - теплая).

В сказках русские богатыри слушали землю, прикладывая к ней ухо. А вы хотите послушать землю? (Воспитатель включает записи звуков природы и улицы). Какие звуки вы слышите?

Игра «Подбери слова»

Правило: Я бросаю поочередно каждому из вас мяч и говорю слово «земля», ребенок, поймавший мяч должен назвать слово, связанное с землей (например: земля - лес), если скажу «космос», то тот, у кого мяч в руках, называет любое слово, связанное с космосом (космос - солнце).

Исследовательская деятельность.

Что будет, если вы не поймаете мяч? Подбросьте различные предметы вверх и понаблюдайте, что с ними произойдет (они все попадают вниз, одни быстрее, другие медленнее).

Почему, некоторые предметы падают медленнее? (Они более легкие.)

Вывод: Все на свете падает вниз на землю, если ему не на чем держаться, потому что земля обладает притяжением. Более мелкие предметы притягиваются к более крупным предметам. Чем больше вес предмета, тем сильнее он притягивается.

Как вы думаете, почему Луна не падает на землю? (надо предложить несколько гипотез и придумать несколько провокационных идей).

Физминутка

Игра «Изобрази животное»

На нашей планете много жильцов, кто же они?

Детям надевают шапочки животных. Они придумывают танец животного под музыку, имитируя движения и передавая характер этого животного.

Давайте вместе подумаем над вопросом, почему бывает день и ночь. Расскажите о своих представлениях.

Опыт

Рассмотрите модель Земли (глобус), покажите, как вращается она вокруг своей оси. Возьмите настольную лампу или фонарик. Они будут выполнять роль Солнца. Разместите лампу (фонарик) относительно глобуса так, как располагается Солнце относительно Земли. Можно ли осветить лампочкой глобус со всех сторон? Посмотрите, где проходит граница между освещенной и неосвещенной сторонами. Поднесите глобус к лампе. Какие материки и океаны освещены? Какое там время суток? (Ночь.) Начинайте медленно вращать глобус вокруг своей оси. Наблюдайте, как медленно перемещается свет и тень по его поверхности, как на одних материках наступает день, а на других - ночь. Как сделать, чтобы на глобусе прошли одни сутки?

Вывод: наша Земля - непрозрачный шар. Источником света для нее служит Солнце. Оно освещает только ту половину Земли, которая обращена к Солнцу. На освещенной половине - день, на неосвещенной - ночь. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа. Это время называется сутками.

Игра «День и ночь»

Воспитатель говорит слово «день». Дети начинают двигаться, прыгать, веселиться. На слово «ночь» все засыпают.

Игра « Угадай, о чем спросили»

Ребенку тихо на ушко называется вопрос. Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает. Например: Как называется наша планета? Ребенок отвечает: «Наша планета называется Земля». Всем остальным нужно догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Воспитатель: Дети, проверьте правильность утверждений.

Земля - планета, она вращается вокруг Солнца.

Марс тоже вращается вокруг Солнца, значит Марс - планета.

Все дети из нашей группы приходят в детский сад утром. Настя - ребенок из нашей группы. Следовательно, Настя приходит в детский сад утром (верно).

Посмотрите, какая фигура нарисована? (Круг.) Наша планета тоже круглая, давайте этот круг оживим и превратим его в Землю, а что нам в этом поможет? (Краски.) Дети оживляют круг, любуются полученным изображением.

Игра «Наша планета - Земля»

Цель: доказать, что наша планета Земля - живая.

Итог занятия. Сегодня мы познакомились с земным притяжением, узнали, отчего на Земле бывает день и ночь и что источником света, тепла для нее служит Солнце. Наша планета живая, поэтому к ней надо относиться как ко всему живому :заботливо, бережно.


© 2010-2022