- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия Веселые матрешки (старшая группа)
Конспект занятия Веселые матрешки (старшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жиденко Е.А. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Весёлые матрёшки (хоровод)» (Рисование декоративное)
Цель: Вызвать интерес у детей рисовать народную игрушку - матрёшку.
Задачи:
-
Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы - семёновская, полховмайданская).
-
Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).
-
Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Материалы, инструменты, оборудование: Листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши для контурного рисунка, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Две-три матрёшки для использования на занятии в качестве натуры. Таблица с элементами растительного орнамента. Технологическая карта по декоративному рисованию «Матрёшка».
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.
Альбомы «Весёлые матрёшки» для детского художественного творчества из серии «Наш вернисаж» (автор И.А. Лыкова).
Ход занятия.
1.Орг. момент.
-отметить отсутствующих;
-сообщение темы занятия.
2.Вступительная беседа.
Педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных»:
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки -
Деревянные игрушки?
Мы успели сосчитать:
Из семи осталось - пять!
Из пяти вдруг стало - три!
А из трёх? Одна, смотри!
Где же спрятались подружки,
Те, что вышли из избушки?
Педагог показывает детям сначала одну семиместную матрёшку (как наглядную отгадку на загадку), обыгрывает сюжет стихотворения, собирая матрёшек. Затем выставляет три-четыре матрёшки (по разному оформленные), и рассказывает в доступной для детей форме историю создания этих необычных деревянных игрушек.
3. Объяснение нового материала.
Сегодня на занятии будем рисовать матрёшек, будто мастера-игрушечники. Выставляет две-три матрёшки в удобных для обзора местах и конкретизирует творческую задачу: «Мы с вами будем рисовать матрёшек с натуры, как это делают настоящие художники, если хотят очень точно нарисовать какой-то предмет. Вот натура (показывает матрёшек). Мы постараемся передать особенности внешнего вида -форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрёшки на наших рисунках были похожи на настоящих -деревянных, расписных, нарядных и весёлых.
Педагог направляет восприятие детьми матрёшек вопросами и обрисовывающими жестами, отмечая обобщенную (стилизованную) форму тела (если есть деревянная болванка - «бельё», показывает детям, чтобы они могли рассмотреть «чистую» форму матрёшки, не отвлекаясь на яркое оформление). Затем показывает последовательность рисования матрёшки (с натуры):
-
рассматриваем матрёшку, поместив её лицом к себе;
-
берём простой (или цветной) карандаш, обрисовываем матрёшку в воздухе, на расстоянии, чтобы запомнить очертания «фигуры»;
-
думаем, как лучше разместить лист бумаги (педагог ставит чистый лист бумаги за матрёшку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно убеждаются, что матрёшка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрёшка «вписывается» в формат листа); кладём лист бумаги на стол вертикально;
-
делаем набросок (эскиз) простым карандашом: рисуем туловище - большой овал или «яйцо», оставив вверху место; сверху рисуем меньший овал или «яйцо», сглаживаем переход от головы к туловищу - рисуем плавные линии; внизу «срезаем» овал, чтобы наша матрёшка не упала и не была похожа на неваляшку;
-
«одеваем» матрёшку в сарафан, фартук и платок; рисуем руки по бокам туловища или на животе;
-
»цветными карандашами или тонкой кисточкой рисуем «лицо» - круглые глаза и ротик;
-
берём краски и оформляем нарядную матрёшку красивыми цветочными узорами.
4. Практическая работа.
Дети размещают листы белой бумаги вертикально, берут простые или цветные карандаши и, сверяясь с натурой, делают наброски (эскизы). Педагог отмечает, насколько верно переданы общие очертания и пропорции матрёшки, подсказывает, где, что и каким образом нужно поправить. Затем дети выполняют работу гуашевыми красками. Педагог советует обращаться к таблице с вариантами растительных элементов и к технологической карте, напоминающей последовательность рисования.
5. Подведение итогов.
В конце занятия рисунки выкладываются для просушки.
Оформление выставки или коллективного альбома «Весёлый хоровод» из рисунков матрёшек.