Формирование витагенной культуры личности дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование витагенной культуры личности дошкольника

Гуманистический характер образования, признание им в числе общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - целевые приоритеты государственной политики в сфере образования.

В связи с этим в отечественной системе образования возникает потребность в разработке теоретических, методологических и организационных основ формирования важнейшего качественного состояния человека, обусловливающего его готовность к быстро наступающим переменам в обществе, к осуществлению безопасной жизнеобеспечивающей деятельности в социокультурном пространстве - в формировании витагенной культуры личности.

Витагенная культура личности - это, во -первых, прежде всего, ценностно-ориентационная работа личности, в ходе которой осуществляется попытка понимания значения и смыслов для человека проявлений окружающего и внутреннего мира, смысла жизни в целом. Во-вторых, - саморефлексия: самопознание, самоанализ.. И, в-третьих, самовыражение и самоутверждение человека в контексте его «внутренней» деятельности, которое можно рассматривать как личностное и социальное проявление самоценности опыта.

Человек приобретает жизненный опыт не с какого-то определенного возраста, а с начального периода своей жизни: не только взрослый, но и ребенок имеют некоторый опыт. Причем когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то для ее разрешения он прибегает обычно к житейским представлениям. Вот почему личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы

Таким образом, речь идет о необходимости опоры в обучении на витагенный опыт дошкольников. Витагенный опыт - это результат процесса накопления жизненного опыта, который стал личностно значимым для индивида. В основе витагенного опыта лежит витагенная информация, т.е. совокупность знаний, чувств, поступков, отражающих мировоззрение личности на определенных стадиях ее развития. Важно помнить, что витагенное обучениеи воспитание нацелено не только на актуализацию опыта, но и на витагенные потенции личности, которые могут раскрыться в жизненных ситуациях, обогащаясь и проявляясь в новом свете.

Смысл витагенного опыта - конструирование способа жизнедеятельности при условии удовлетворения витальных потребностей. Описанные представления о личности ( В.Ф. Сержантов) позволяют выявить новый подход к пониманию значения образования для дошкольников. Функция образования с этой позиции - поддержка становления личности, активно формирующей образ своей жизнедеятельности

Витальные потребности

Формы жизненного опыта

Виды деятельности

Индивидуально -органические

Физиологические ощущения, навыки саморегуляции

Здоровье, достижение состояния уравновешенности со внешней средой .

Семейно - родовые

Чувства, эмоции.

Любовь близких

Познание и деятельность

Информация, знания, умения, навыки.

Познание

Потребность в общении, сочувствие, чувство справедливости.

Мнения, отношения, нормы, правила

Общение

Потребность в вере, смысле бытия

Ощущения, образы

Символы и ценности общества

Отсюда следует, что витагенный опыт можно использовать как средство развития детей дошкольного возраста. Поэтому свою работу я проводила в следующих направлениях:

Первое направление: актуализация в воспитании и обучении всех видов жизненного опыта осуществляется за счет приемов, которые приобретают свою особенность в различные возрастные периоды:

В младшем возрасте - активное погружение в речевое пространство предшествующих поколений (песенки, потешки, присказки, приговорки, сказки);

В среднем дошкольном возрасте -

  • прием вживания в образ в соответствии со своими индивидуальными особенностями (ребенок, выполняет ту роль, которая подходит ему как по типу поведения, так и по уровню развития речи)

  • прием построения модели поведения на основе литературной проекции ; (детям дается возможность сравнивать, как поступают они и как действует герой сказки, рассказа)

  • прием дополнительного конструирования незаконченной модели жизненного сценария(сказку , рассказ , продолжение событий на картине , сюжетную игру, можно придумывать самостоятельно;)

В старшем дошкольном возрасте наряду с перечисленными приемами используется:

  • прием творческого синтеза витагенных проекций, (многократное проигрывание ситуаций , взятых из сказок , рассказов с различными персонажами,, с различными концовками, с использованием информации из других источников)

  • прием творческого моделирования идеальных личностных образований - создание идеальных образов личности, идентификация с этой личностью, принятие на себя роли придуманной идеальной фигуры и отражение этого опыта в повседневной жизни)

Второе направление: использование внутренней жизнедеятельности самого ребенка.

Здесь мы обращаемся к мыслительной деятельности ребенка, его умению соотносить научную информацию с витагенной и делать необходимые в образовательных целях выводы. Мы обращаемся к ребенку с формулой : «Что было бы , если… (появилось много вирусов, изменился климат, исчезли все животные, леса. )

Третье направление: обучение и воспитание на основе реально проживаемой ситуации, в ходе которой обеспечиваются условия для приобретения витагенного, жизненного и других видов опыта ребенка.

Также к основным приемам витагенного образования относятся:

-прием опережающей проекции преподавания («В следующий раз я расскажу вам.»)

-прием ретроспективного анализа жизненного опыта (Что было бы, если…)

-прием стартовой актуализации жизненного опыта детей. (Вопросы, направленные на определения уровня начальных знаний у детей)

-прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели («Я предлагаю Вам идею…)

Актуализация витагенного опыта является инструментом для организации образовательной технологии, которая названа А.С. Белкиным голографическим подходом. Под «голографическим сознанием» понимается целостность, объёмность мысли, состоящей из многих составляющих, в данный момент; «голографическая ситуация» - подход к ребёнку не как ко взрослому человеку, а как к самости, целостности, когда в рассматриваемый момент времени он целиком отдаётся определённой деятельности.

Голографический метод проекций в обучении А.С. Белкина - «…процесс объёмного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами».

Рассматриваются следующие три проекции:

1. Витагенная проекция - витагенная информация, востребованная

педагогом в процессе обучения для подготовки к восприятию нового знания; векторэтой проекции направлен от ребенка:

Ребенок Знание Педагог.

2. Стереопроекция - информация, идущая от педагога, использующего

витагенную информацию ребенка:

Педагог Знание Педагог.

Существуют педагогические условия, которые понимаются как основа реализации витагенных принципов. Данные условия представляют обобщенные требования к характеру организации образовательного процесса.

Условие первое. Признание за детьми права на «суверенитет личности», т.е. права на ценностное отношение старших к жизненному опыту, право на тайну, на сокровенные движения чувств.

Условие второе. Выбор правильной педагогической позиции родителями,

исключающей крайности педоцентризма или эгоцентризма, т. е. обеспечение процесса воспитывающей инверсии.

Условие третье. Ценностное отношение родителей к собственному витагенному опыту. Нахождение в нем гуманистических позитивно направленных тенденций. Раскрытие законов педагогической инверсии по формуле: «Я добрый не потому, что добр, а потому, что делал добро».

Условие четвертое. Изучение генеалогии семей; беседы о добрых, известных делах старших поколений, почитание выдающихся представителей семейного клана.

Условие пятое. Постоянное информирование детей о собственных жизненных проблемах, о путях их решения. Выбор правильных акцентов изложения информации т.е. без назидания, упреков, противопоставления.

Условие шестое. Включение детей в обсуждение существенных проблем семьи не только с правом совещательного, но и решающего голоса.

Условие седьмое. Постоянное взаимодействие с педагогическими коллективами дошкольных и школьных коллективов, воспитывающих уважительное отношение к опыту предшествующих поколений в рамках образовательного процесса. То есть жизненный опыт старшего поколения - непреходящая ценность семейного воспитания.

Отсюда мы видим, что витагенно - ориентированное обучение - это совместная целенаправленная деятельность педагога и старших дошкольников по организации взаимообогащающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации (востребования) витагенного опыта индивида (его личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знание педагогом уровня витагенной информированности дошкольников о том или явлении окружающей жизни.

Таким образом, витагенная педагогика способствует формированию ценностной содержательной основы, что позволяет осуществлять опору на него в образовательном процессе.




© 2010-2022