• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • «В гостях у Федоры» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

«В гостях у Федоры» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271 г. Ижевска








«В гостях у Федоры»

(для детей 5-6 лет с ЗПР)

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.



Составила:

Юминова Полина Александровна,

воспитатель

2 квалификационной категории



Ижевск 2015

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на первую квалификационную категорию.

Тема: «В гостях у Федоры»

(для детей 5-6 лет с ЗПР)

Образовательная область: Коммуникация

Интеграция образовательных областей:

- Социализация

- Художественное творчество

- Физическая культура

- Здоровье

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет

Формы непосредственно-образовательной деятельности:

Беседа, дидактическая игра, игровое упражнение, рассматривание слайдов.

Формы организации: подгруппа.

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.

  • Упражнять детей в группировке предметов посуды по функциональному признаку: чайная, столовая, кухонная посуда.

  • Уточнить и активизировать словарь по теме: посуда, кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать координацию движений, согласованность действий при выполнении динамических упражнений.

  • Развивать зрительное восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении.

  • Развивать слуховое внимание, умение действовать по словесной инструкции.

  • Развивать аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать предметы по функциональному признаку, узнавать предмет по его части.

  • Развивать творческое воображение, образное мышление.

  • Развивать моторную функцию рук.

  • Активизировать речь детей.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать отзывчивость, побуждать детей к оказанию помощи.

  • Воспитывать коммуникативные умения и навыки в процессе деятельности между детьми и педагогом.

  • Совершенствовать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультипликационного фильма «Федорино горе», знакомство с персонажами мультфильма, рассматривание иллюстративного материала по теме «Посуда», разучивание упражнений на внимание для подготовки к продуктивной деятельности, получение телеграммы от Федоры.

Оборудование и материалы:

а) Демонстрационный материал:

  • Карточки с символьным изображением упражнений на внимание

  • Мольберт, магниты, маркеры

  • Изображение кухонного шкафа с 3 полками.

  • Стулья с наклеенными изображениями предметов посуды.

  • Карточки - «билеты» с наклеенными изображениями частей предметов посуды идентичным с картинками на стульях.

  • Карточки с изображением рядов из 4 предметов посуды для игры «Четвертый лишний»

  • Угощение для детей - яблоки.

б) раздаточный материал:

  • карточки с изображением предметов посуды: кастрюля, чайная чашка вилка, тарелка, половник.

  • разрезные картинки с изображением посуды, разрез по прямой 4 части, по диагонали 4 части

  • карточки с изображением посуды для игры: «Продолжи узор»

в) ТСО:

  • ноутбук,

  • запись из мультипликационного фильма «Федорино горе»



Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: подготовиться к продуктивной деятельности.

Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке воспитанников к продуктивной деятельности, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Методы:

Наглядный:

- показ образца действия,

Практический:

- выполнение упражнений

Перед началом занятия дети выполняют упражнения на внимание под весёлую музыку.

Последовательность и наименование упражнений определяется символьным изображением на карточках.

Дети становятся около воспитателя

Воспитатель: Ребята, вы помните, что нас пригласила в гости наша сказочная знакомая Федора и сегодня я предлагаю отправиться в путь.






2

А)














Изучение материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- уточнить и расширить представления о посуде

Цель, которую хочет достичь воспитатель:

- организовать работу по закреплению ранее полученных знаний о посуде

- организовать работу по развитию аналитико - синтетической деятельности, узнавание предмета по его части.- вызвать у детей положительные эмоции.

Методы:

Словесные:

- беседа,

- опрос,

Практические:

- упражнение

На экране проектора появляется изображение автобуса.

Воспитатель: А вот и наш волшебный транспорт. Чтобы начать наше путешествие, нужно получить билеты. Каждый получит билет, когда назовет любой предмет посуды.

Дети называют предмет посуды и получают билет.

(Сковорода, вилка, заварочный чайник, салфетница)

Воспитатель: теперь нужно занять в волшебном автобусе именно своё место. Для этого посмотрите на свои билеты. Назовите часть какого предмета посуды нарисована на билете. На сидении вашего места эта картинка целая.

Дети рассаживаются.

Воспитатель: Дорога в сказку длинная, чтобы не тратить время попусту, предлагаю выполнить задание от Федоры - отгадать загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Дети: чайник.

И в столовой, и на кухне,

В ресторане - и везде:

Если варят - то в кастрюле,

Жарят - на ….

Дети: На сковороде.

По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

Дети: Ложка.

Среди ложек я полковник

И зовут меня …

Дети: Половник.

Воспитатель: Как одним словом назвать все эти предметы?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Вот мы и доехали. Выходите, ребята, вот и дом Федоры.

На экране проектора появляется изображение деревенского дома. Дети останавливаются перед накрытым скатертью столом.

Воспитатель: Посмотрите, на столе записка от Федоры.

«Дорогие гости, ушла выручать любимое блюдце. Скоро буду. Не скучайте!!! Ваша Федора».

- Что ж, Федора ушла, но мы скучать не будем, я вижу, много дел у нее скопилось и мы, как хорошие гости, могли бы ей помочь.

Дети: Конечно, поможем.

В)

Открытие новых знаний.

Цель деятельности детей:

- упражняться в умении группировать предметы посуды по функциональному признаку: чайная, столовая, кухонная посуда.

- упражняться в употреблении обобщающих понятий: «чайная посуда», «кухонная посуда», «столовая посуда»

Цель деятельности воспитателя:

-Дать представления о разделении посуды по функциональному признаку;

- Побуждать детей к употреблению обобщающих понятий: «чайная посуда», «кухонная посуда», «столовая посуда»

- Развивать аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать предметы по функциональному признаку

- создавать у детей положительный настрой и эмоциональную отзывчивость

Методы:

Словесный

-объяснение,

-беседа

Наглядный

-демонстрация наглядного и раздаточного материала

Практический

-выполнение упражнений.

Динамическая пауза:

Цель деятельности детей:

- снятие эмоционального напряжения

-совершенствовать навыки моторной координации мелкой моторики

Цель деятельности воспитателя:

- создавать условия для совершенствования навыков моторной координации у детей,

-создавать игровую ситуацию, положительный настрой детей

Методы:

Наглядный:

-демонстрация образца выполнения движений

Подходят к экрану проектора. На экране изображение шкафа с 3 пустыми полками с изображениями посуды в ячейках слева:

- чайная чашка, блюдце, чайная ложечка, заварочный чайник;

- кастрюля, сковорода, половник, нож;

- тарелка, салфетница, вилка, ложка;

Воспитатель: Посмотрите, Федора посуду то помыла, а расставить не успела. По своему назначению посуда бывает разной. На какие группы ее можно делить?

1 ребёнок: посуда бывает чайная.

2 ребёнок: посуда бывает кухонная

3 ребёнок: посуда бывает столовая:

Воспитатель:

-Для чего нужна кухонная посуда? Столовая? Чайная?

4 ребёнок: кухонная посуда нужна, чтобы готовить пищу, из столовой посуды кушают, из чайной посуды пьют чай.

Воспитатель:

Здесь у нас много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку - кухонную посуду, на среднюю полку - чайную, на верхнюю - столовую.

Дети по очереди называют предметы посуды с изображения, к какой группе относится, и на какую полку этот предмет нужно положить.

На экране этот предмет соединяется стрелкой с определённой полкой.

Воспитатель:

Какая посуда находится на верхней полке?

Дети: Столовая

Воспитатель:

Какая посуда находится на средней полке?

Дети: Чайная

Воспитатель:

Какая посуда находится на нижней полке?

Дети: Кухонная посуда

Воспитатель: как вы думаете, обрадуется Федора, тому, что мы разобрали посуду?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо потрудились, теперь пришла пора и отдохнуть.





Звучит музыка.

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник

Дети надули животик,
одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс

Только стукни - разобьются

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Руки на поясе, приседают.

3

Закрепление учебного материала

Цель деятельности детей:

- закрепить представления детей о разделении посуды по функциональному признаку;

- упражнять в употреблении обобщающих понятий: «чайная посуда», «кухонная посуда», «столовая посуда»

- совершенствовать умение подбирать предмет по названному признаку

Цель деятельности воспитателя:

-создавать условия для закрепления представлений детей о разделении посуды по функциональному признаку;

-побуждать детей к употреблению обобщающих понятий: «чайная посуда», «кухонная посуда», «столовая посуда»

-способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, воображения, аналитико-синтетической деятельности.

- совершенствовать мелкую моторику.

-создавать положительный эмоциональный настрой у детей, эмоциональную отзывчивость.

Методы:

Словесный:

-инструкция,

-беседа.

Практический:

-упражнение

Наглядный:

-демонстрация образца действий,

-демонстрация раздаточного материала.

Дети подходят к мольберту, на мольберте изображение полочек с посудой.

Воспитатель: Давайте осмотримся, везде ли в шкафах посуда расставлена правильно?

Посмотрите на полочки этого шкафа и определите, какой предмет посуды на каждой полочке лишний. Лишний предмет посуды нужно зачеркнуть.

1 полочка: половник, кастрюля, ложка, разнос

1 ребёнок: На этой полочке лишний предмет - ложка, потому что ложка, это столовая посуда, а половник, кастрюля, разнос - кухонная посуда.

2 полочка: чайная чашка, тарелка, блюдце, заварочный чайник.

2 ребёнок: Лишняя на этой полочке - тарелка, потому что, тарелка, посуда столовая, а чайная чашка, блюдце, заварочный чайник-чайная.

3 полочка: салфетница, солонка, разнос, конфетница

3 ребёнок: Лишняя на этой полочке - конфетница, потому что это посуда чайная, а салфетница, солонка, разнос - столовая.

4 полочка: кастрюля, чайная чашка, пирожок, сковорода.

4 ребёнок: Лишний - пирожок, это не посуда, а продукт питания.

Воспитатель:

Как много дел мы с вами, ребята успели сделать, а Федоры все нет… Наверное очень непросто отыскать маленькое блюдце в лесу.. Предлагаю, ребята, для нашей хозяюшки сделать приятный сюрприз.

Дети подходят к столам, на столах контурные изображения предметов посуды с началом ряда из геометрических фигур.

Воспитатель: Для того чтобы справится с заданием, нужно ручки размять, а поможет нам в этом гимнастика для рук. Становитесь в круг.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. Выбирайте себе любой предмет посуды. Назовите его. И расскажите, для чего он нужен.

1 ребёнок: Кастрюля. Это кухонная посуда. Кастрюля нужна, чтобы варить суп.

2 ребёнок: Это чайная чашка. Это чайная посуда. Она нужна, чтобы пить чай.

3 ребёнок: Это половник. Половник - столовая посуда. Половник нужен, чтобы разливать суп в тарелки

4 ребёнок: Это тарелка. Тарелка - столовая посуда. Она нужна, чтобы кушать пищу.

Воспитатель:

- Посмотрите, на ваших предметах посуды красивый узор продолжите его и украсьте им всю поверхность.

Дети украшают поверхность предмета посуды.

На экране появляется изображение Федоры.

Федора: «Ой, вы гости дорогие, здравствуйте! Вот я и вернулась»

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй! Нашла ли ты, Федорушка, блюдце своё любимое?

Федора: Да, нашла! Спасибо, вам, что помогли мне с посудой! И разложили и украсили! Какие помощники. Не могу я вас без подарка отпустить. Угощайтесь яблочками.

Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!

Ребята, пора нам обратно в путь дорогу. До свидания Федора!!»

Федора: До свиданья, ребята! Приезжайте еще в гости!

Воспитатель: Рассаживайтесь, ребята, на свои места в автобусе. Отправляемся! Напомните, мне ребята, какая бывает посуда? Понравилось ли вам в гостях? Что понравилось больше всего?



Литература:

1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

2.С.Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим и развитие речи», - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008

2. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающими миром» Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.



© 2010-2022