Конспект семинара-практикума Развитие коммуникативно-языковой компетентности педагогов ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КГКП ясли/сад № 121 «Айналайын»






Семинар - практикум


«Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов»



Подготовила:

учитель-дефектолог Тишина О.В.



Конспект семинара-практикума Развитие коммуникативно-языковой компетентности педагогов ДО

г. Караганда

«Слово - визитная карточка человека!»

«Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов»

Семинар (2 часа)

Уровень развития коммуникативно-речевых умений педагога имеет важнейшее значение в педагогическом процессе детской дошкольной организации. От этих умений зависит и результат - воспитание творческой, гармонично развитой личности ребенка-дошкольника.

Сегодня к педагогам-дошкольникам предъявляются требования наличия у них не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого. Обеспечение оптимального эффективного общения педагога с детьми, родителями, коллегами требует от него развитых коммуникативно-речевых умений.

Педагогам необходимо владеть основами риторических знаний, обладать коммуникативной компетентностью, педагогическим сознанием, речевой готовностью.

Сфера профессионального общения педагога представляет собой систему сложных коммуникативных взаимодействий с участниками педагогического процесса, направленных на эффективное решение педагогической задачи, реализуемой с помощью различных коммуникативных средств, и действующих в рамках существующих норм педагогической этики. Важнейшие направления отечественной системы образования в настоящее время - это обновление содержания и повышение качества образовательного процесса. Приоритетной задачей концепции развития образования в РК является «развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - воспитанника, педагога, родителя, образовательной организации».

Особенность государственных требований к системе дошкольного образования выражается в согласованном взаимодействии окружающих дошкольника взрослых с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. Результат образовательного процесса в детском саду во многом определяется тем, насколько удается педагогу эффективно и целесообразно строить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения с участниками педагогического процесса - коллегами, детьми и родителями.

Современный педагог должен обладать не только педагогическим мышлением, но и владеть искусством профессионального общения, быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей и сам являть образец общей, в том числе и речевой культуры. Результативность профессиональной речевой деятельности педагога зависит от его способности конструктивно взаимодействовать с участниками общения.

Нормативные документы, такие, как «Правила проведения аттестации педагогических работников РК», «Квалификационные характеристики должностей педагогических работников», «Инструкция по организации и проведению государственной аттестации организаций образования», отражают требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и умениям, среди которых выделяются:

информационные умения (отбирать и творчески перерабатывать необходимую информацию; выразительно демонстрировать свое отношение к тому, о чем идет речь; давать материал логично, доступно, образно, выразительно, с тем чтобы вызвать интерес слушателей к предлагаемой информации; выделять главное и излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии; в ходе изложения учитывать особенности восприятия слушателей, понимания ими информации и в соответствии с этим корректировать процесс изложения; сочетать подачу нового материала с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению);

организаторские умения (организовывать свою работу и работу с родителями, координировать собственную деятельность с деятельностью коллег);

коммуникативные умения (конструировать предстоящее общение, сотрудничать, вступать в деловой контакт, управлять инициативой в общении, выявлять свой индивидуальный стиль в общении);

умения морально-волевой саморегуляции (владеть собой в любой ситуации и управлять своими эмоциями, быть деликатным в общении с людьми, правильно воспринимать и учитывать критику; быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией).

Все эти умения по сути общекоммуникативные, от них во многом зависит результат деятельности педагогов ДО - воспитание творческой, гармонично развитой личности. Согласно государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения, критерием оценки качества дошкольного образования является создание условий для развития ребенка; поэтому совершенствование коммуникативно-речевых умений педагога имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольной организации.

Основа сформированности коммуникативной деятельности участников педагогического общения - определенный набор коммуникативных умений и навыков.

Обратим внимание на разграничение коммуникативных умений и навыков.

А.А. Леонтьев подчеркивает их разную природу: речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения имеют творческий характер. Поэтому речевая деятельность педагога связана прежде всего с коммуникативно-речевыми умениями, сформированность которых - важное условие эффективности профессионального общения.

Коммуникативно-речевые навыки, их стороны:

Общительность - ведущее профессиональное качество педагога. Его наличие у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала.

Средства общения:

  • Вербальные (слово)

  • Невербальные (жестикуляция, мимика, взгляд)

Педагогический такт - это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников процесса.

  • Естественность

  • Простота общения

  • Искренность

  • Доверие

  • Просьба

  • Рекомендации и советы

Педагогическая этика - доверительность, чуткость, доброта, терпение.

  • Взаимопонимание, проникновение в психическое состояние детей

  • Высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести материал

  • Диалогичность общения, умения слушать, отказ от воздействия и переход к взаимодействию

Культура речи - владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»

Дети → Родители → Участники педагогического процесса

Впервые коммуникативно-речевые умения выделила Т.А. Ладыженская, дифференцируя их следующим образом: умения, связанные с анализом и оценкой результативности общения; умения, нужные для реализации правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности.

Коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку, это специфическая форма взаимодействия людей в процессах их трудовой деятельности.

Коммуникабельность - способность к общению.

Общение - взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека.

Культура речи - владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности и интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быть интеллигентны, глубоки, многообразны. Владение культурой речи это успех, авторитет и перспектива.

Требования к речи педагога:

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов).

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагог в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи педагог (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "Великий, могучий!» Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А. С. Пушкина - 21 тыс., Н. В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Выразительность речи зависит от:

• Ритма

• Силы голоса, высоты голоса

Голос - важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу педагога предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. «Голос - инструмент педагога". Учимся управлять голосом. Говорить правильно, сосредотачивая энергию голоса в правильных точках. Это позволяет голос сделать более наполненным, бархатным и сильным. Голос "не срывается".

• Интонации

• Мелодики

• Дикции

• Артикуляции

• Дыхания

Слово остаётся самым действенным средством, несмотря на усиленную компьютеризацию, информатизацию образования. На мой взгляд, именно умение быть убедительным (нужное слово, тон) является связующим звеном между педагогом и участниками образовательного процесса. В век ИКТ всю необходимую информацию ребёнок найдёт за считанные секунды, а вот человеческая речь, как образец - весомая ценность.

Хочется, чтобы родители сказали: «У нас необыкновенные педагоги, нам повезло с ними». А ребёнок сказал: «Я хочу идти в детский сад. Я люблю своего воспитателя».

Давайте же будем для них образцом и примером во всём!


«Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов»

Практикум (2 часа)

Упражнения на формирование умения адекватно использовать невербальные средства

  • Упражнение «Улыбаться!»

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

Инструкция: «Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу».

  • Упражнение «Комплименты и благодарность»

Цель: формировать умение делать комплименты и произносить благодарности.

Инструкция: В течение недели стремитесь показать собеседнику что-то хорошее о нем и о его воздействиях. Все, что вам в человеке понравилось, выразите глазами, улыбкой и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: «Вы сегодня прекрасно выглядите!», «От души спасибо, это просто восхитительно!». Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас!

Упражнение на развитие умения осознанно и адекватно реагировать

на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли

в ситуации общения (по командам)

Упражнение «Здравствуйте»

Произнести слово «Здравствуйте» с разными интонациями. Попросите товарища «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие.

Упражнение «Да»

Произнесите слово «Да» с оттенком грусти, жалости, скуки, радости, горя, тоски, злости, укоризны, безмерного удивления, ожидания дальнейших действий, достоинства, иронии, безразличия, неудовольствия.

Упражнение на развитие умения анализировать речевые особенности своего голоса и осознание значения техники речи в профессиональной речи

Произнесите текст стихотворения А.Барто «КОРАБЛИК»

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке,

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня: - Прокати, капитан!

  • шепотом;

  • с максимальной громкостью;

  • волнообразно;

  • как будто вы страшно замерзли;

  • как будто у вас во рту горячая картошка;

  • как 5-летняя девочка.

Произнесите текст стихотворения А.Барто «БАРАБАН»

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый!

  • шепотом;

  • с максимальной громкостью;

  • волнообразно;

  • как будто вы страшно замерзли;

  • как будто у вас во рту горячая картошка;

  • как 5-летняя девочка.

Упражнение на развитие умения анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний, расширение словарного запаса и обогащение речи педагогов

Задача - найти в предложенном списке 5 «неудачных», по вашему мнению, фраз. Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару - «желательную» фразу.

Варианты фраз:

  1. «Извините, если я помешала…»

  2. «Я бы хотела…»

  3. «Вероятно, вы об этом не слышали…»

  4. «Вам будет интересно узнать…»

  5. «Я бы хотела еще раз услышать…»

  6. «Мне представляется интересным то, что…»

  7. «Я пришла к такому выводу, что…»

  8. «Вы хотите…»

  9. «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

10.«Давайте с вами быстренько обсудим…»

11.«Как вы знаете…»

12.«Хоть вам это и не известно…»

13.«Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»

14.«Вы, конечно, об этом еще не знаете…»

15.«А у меня на этот счет другое мнение…»

16.«Конечно, вам уже известно…»

17.«Вы, наверное, уже об этом слышали…»

Неудачные фразы:

  1. «Извините, если я помешала…»

  2. «Я бы хотела еще раз услышать…»

  3. «Давайте с вами быстренько обсудим…»

  4. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»

  5. «А у меня на этот счет другое мнение…»

Нежелательные фразы и замена их на желательные:

  1. «Я бы хотела…» - «Вы хотите…»

  2. «Вероятно, вы об этом не слышали…» - «Вы, наверное, уже об этом слышали…»

  3. «Мне представляется интересным то, что…» - «Вам будет интересно узнать…»

  4. «Я пришла к такому выводу, что…» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

  5. «Хоть вам это и не известно…» - «Конечно, вам уже известно…»

  6. «Вы, конечно, об этом еще не знаете…» - «Как вы знаете…»

Литературный конкурс

Предлагаю сочинить «Оду содружеству педагогов я/с «Айналайын» в форме литературной игры «Буриме».

Буриме (от фр. bouts-rimés - «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Памятки для педагогов!

10 правил эффективного слушания!
1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.
2. Помогите говорящему раскрепоститься! Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.
3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать! Необходимо действовать заинтересованно. Слушая старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
4. Устраните раздражающие моменты! Не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.
5. Сопереживайте говорящему! Постарайтесь «войти» в положение говорящего.
6. Будьте терпеливыми! Не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь уйти.
7. Сдерживайте свои эмоции! Помните: рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8. Не допускайте споров и критики! Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
9. Задавайте вопросы! Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.

Семь правил убеждения в споре!

  1. Придерживайтесь дружелюбного тона.

  2. Никогда не говорите человеку, что он неправ.

  3. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  4. Внимательно отнеситесь к мнению и пожеланиям собеседника.

  5. Если вы неправы, признайте это быстро и решительно.

  6. Будьте терпеливы.

  7. Лучший способ одержать победу в споре - это уклониться от него.

Конспект семинара-практикума Развитие коммуникативно-языковой компетентности педагогов ДО

Рефлексия «Шапка пожеланий»

Педагоги выражают впечатления, пожелания и рекомендации от данного семинара-практикума.

Подготовила:

учитель-дефектолог Тишина О.В.

11


© 2010-2022