- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Инновационный проект по теме: «Детский сад, родители и я – наша дружная семья»
Инновационный проект по теме: «Детский сад, родители и я – наша дружная семья»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Муратова В.Н. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Инновационный проект по теме:
«Детский сад, родители и я - наша дружная семья»
Разработан старшим воспитателем МАДОУ № 5 Муратовой В.Н.
Срок реализации: сентябрь 2014 года - сентябрь2016 года.
2014 г.
Оглавление
Оглавление 2
Актуальность. 3
Цель и задачи проекта 5
Методология реализации проекта 6
Диагностика реализации проекта 15
Условия реализации проекта 18
Этапы реализации проекта 20
Библиографический список 25
Актуальность.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Термин «взаимодействие» детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей.
В процессе наблюдений за построением работы с родителями в нашем детском саду выявлено, что
- используется небольшой рацион форм взаимодействия с родителями, в основном традиционные формы: родительские собрания в традиционной форме, консультации, беседы;
- низкий уровень привлечения родителей к совместным мероприятиям, чаще всего привлекаются мамы;
- низкий мотивационный уровень родителей к совместным мероприятиям, проводимым в ДОО, часто - отказ родителей от участия;
- планы взаимодействия с родителями на учебный год педагогами не составляются;
- учреждение посещают 9% детей - инвалидов, 20 % многодетных семей;
- на высоком уровне выстроено взаимодействие с социумом через сайт дошкольного учреждения, но у педагогов возникают трудности в грамотном написании статьи, либо заметки о проведенных мероприятиях.
В процессе анкетирования родителей выявлено, что
30% родителей хотели бы получать больше информации о деятельности ДОО;
40% родителей частично знакомы с образовательной программой учреждения;
у 20% родителей преобладают ответы: «не знаю», «частично», что говорит о неопределенности родителя, о нестабильном отношении к учреждению, работе специалистов, его не способности определить причины;
75% родителей отмечают готовность к различным занятиям, тренингам, участию в семейных клубах, совместных мероприятиях и т.п.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Александрова Т.И. выделяет два уровня социального партнерства ДОО в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:
- обеспечение субъект - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень)
- обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень).
Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
"Открытость детского сада" - это вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса.
Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями.
Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе. Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить пути оптимальных решений.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.
Цель и задачи проекта
Цель: способствовать становлению единого воспитательно - образовательного пространства МАДОУ № 5, основанного на сотрудничестве педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через современные формы взаимодействия.
Задачи:
- расширить сферы участия родителей в жизни образовательного учреждения;
- повысить качество просветительской работы с родителями воспитанников;
- привлекать родителей к непосредственному участию в воспитательно - образовательном процессе ДОО через проектную деятельность, совместное творчество, другие активные формы взаимодействия;
- способствовать повышению профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Методология реализации проекта
Принципы успешного взаимодействия педагога и семьи:
1. Принцип единства воспитательных воздействий ДОО и семьи
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
-
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
-
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи ДОО с семьей - нетрадиционные взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей.
-
Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
-
В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
-
Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т. п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
-
Практическая реализация внедрения нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с родителями требует создания единой системы воспитания. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
-
Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, ДОО социальных институтов. Вот почему воспитатели, родители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми.
2. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
3. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса.
4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опора на положительные стороны родителей и детей;
-раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях;
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
5. Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия между социальными партнерами;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта.
6. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
7. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В МАДОУ № 5 используются в основном традиционные формы работы родителями (перечислены далее), совместные мероприятия в основном проводятся с мамами, это: «День матери», «8 марта», поэтому достаточно традиционную форму работу, можно включить в инновационную форму для данного учреждения, в смысле приобщение к совместным мероприятиям пап, дедушек воспитанников, расширение использования данной формы не только в рамках традиционно проводимых обще садовых праздниках, но и в рамках мероприятий группы.
Формы взаимодействия с родителями:
-
Традиционные:
- родительские собрания;
- день открытых дверей;
- консультации;
- беседы;
- посещение семьи;
- горячая линия;
- анкетирование родителей;
- опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
-
Инновационные:
- взаимодействие через официальный сайт учреждения;
- семинары, семинары - практикумы;
- тренинги;
- выпуск педагогического журнала;
- тематические выставки;
- акции;
- сочинения родителей;
- родительская почта;
- совместные досуги, праздники;
- деловая игра;
- семейная гостиная;
- детско - взрослые проекты;
- консультационный пункт д ля родителей неорганизованных детей;
- служба ранней диагностики для неорганизованных детей.
Преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
- укрепление внутрисемейных связей;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
Анкетирование позволяет выявить общие сведения о семье, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке. Также с помощью данного метода можно получить информацию об ожиданиях родителях от деятельности учреждения, отношении родителя к вопросам воспитания и образования ребенка. Педагог имеет возможность наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической работы.
Достоинства методы анкетирования:
-
получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
-
компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
-
позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
-
предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
-
простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования:
-
риск несамостоятельности ответов родителей;
-
возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
-
намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
-
часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь).
Посещение семьи - достаточно традиционная форма, но используется не достаточно часто, хотя эффективность достаточно высока. Основная цель визита - познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дат возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании. Во время посещений детей на дому педагог накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).
Сочинение - метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу. Методика «Родительское сочинение» позволяет:
-
выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;
-
получить информацию об истории развития ребенка;
-
получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, а также выявить зоны конфликтности в детско - родительском взаимодействии.
Сочинение - важный шаг в осознании и понимании родителем проблем воспитания, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком.
Для интерпретации родительских сочинений необходимо обратить внимание на следующие содержательные показатели:
-
соответствие сочинения заданной теме;
-
соотношение трех планов сочинения («Ребенок», «Родитель», «Наши отношения»);
-
упоминание имени ребенка;
-
описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи;
-
оценка ребенка;
-
отношение автора к ребенку;
-
описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями,
которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узконаправленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей. Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется педагогом. Удобство ее процедуры заключается в том, что в эту форму можно облечь любую педагогическую ситуацию.
Примерная структура игры такова.
-
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования.
-
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
-
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.
Семейная гостиная - это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов.
«Гостиная» (в зависимости от задач общения) может быть: педагогической, семейной, творческой (поэтической, музыкальной, театральной).
В процессе сотрудничества в гостиной устанавливаются тесные взаимоотношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. А для взрослых такая форма партнерства - источник новых знаний, эмоциональных переживаний. В качестве гостей могут быть приглашены и дети. Совместное пребывание детей с родителями или другими членами семьи на таком мероприятии, сближает, сплачивает коллектив детей, родителей и педагогов. Встречи, проводимые в форме семейных гостиных, позволяют организовывать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности, дают возможность узнать с вариантами домашних занятий с ребенком. В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско - родительские отношения приобретают конструктивный характер. Это особенно важно именно в дошкольный период.
Акция - это действие, предпринимаемое для какой - либо цели (благотворительность, благоустройство детского сада и др.).
Инициаторами акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников. В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада, например: «Сделаем наш детский сад красивым!», «Экологический плакат».
Педагогический журнал для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей. Газета хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можешь читать, можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. В газету можно написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, можно принять участие в конкурсах, которые время от времени объявляются, и все это делается добровольно. Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки.
Журнал для родителей станет эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, если:
-
содержание газеты обеспечит психолого-педагогическое информирование родителей о развитии их детей;
-
в газете будут публиковаться высказывания детей, описание возникающих в группе педагогических ситуаций и их анализ;
-
каждый номер будет включать советы психолога, заметки родителей, рекомендации специалистов, работающих с детьми;
-
в ДОУ будет человек, специально отвечающий за подготовку и выпуск газет.
Каждый номер журнала посвящается только одной теме. Авторами являются воспитатели и специалисты ДОУ, родители.
Цель журнала: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Также нельзя допускать, чтобы в газете из номера в номер речь шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности.
Организация работы по выпуску каждого номера проходит в следующем алгоритме:
• воспитатели собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей и т. П.
• психолог выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы;
• родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей, если они выполнены в цифровом формате, тиражируют готовый номер;
• специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой;
•старший воспитатель редактирует, корректирует.
Для творческого общения существует такая форма работы с семьей, как тематические выставки. Темы выставок - «Рисуем вместе с папами» к 23 февраля, «Рисуем вместе с мамами» к 8 марта, Семейный фотоальбом
«Наши защитники», «Подарки для любимой мамы», «Добрые дела», «Волшебное дерево сказок» и др. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, выбрать фотографию и пр.).
Для молодых родителей , которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей, целесообразно проводить семинары - практикумы. Эта форма работы дает возможность не только рассказать о способах и приемах обучения, но и показать их.
«Родительская почта» - это форма работы с семьей, в процессе которой любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться к специалисты, высказать свои сомнения или пожелания.
«Детско - взрослые проекты». Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
«Консультационный пункт» для родителей.
Цель создания консультативного пункта - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
В работе консультационного пункта принимают участие все специалисты детского сада: заведующий, старший воспитатель, психолог, учителя - логопеды, учитель - дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
«Служба ранней диагностики»
Клуб для родителей многодетных семей. Клубная форма организации работы с семьями позволяет активизировать родителей: совместно планировать мероприятия, организовывать их и анализировать итоги. Таким образом, каждое мероприятие становится коллективно-творческим делом.
В клубе складываются теплые, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. На заседаниях, когда ребенок вместе с родителями принимает участие в различных мероприятиях, происходит удовлетворение потребности воспитанников быть принятым, понятым, признанным, позитивно оцененным.
Диагностика реализации проекта
Ожидаемый результат:
-
создание благоприятных условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОО;
-
повышение уровня компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей; становление профессиональной культуры педагога в общении (развитие коммуникативных качеств личности); повышение активности родителей в воспитательно - образовательном процессе;
-
повышение уровня психолого - педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и образования детей;
-
повышение рейтинга ДОО среди родителей;
-
оформление банка консультаций, наглядной информации для родителей.
Методы отслеживания:
-
наблюдение;
-
отслеживание участия родителей, их активности в совместных мероприятиях;
-
анкетирование родителей;
-
интервьюирование родителей и детей;
-
самоанализ педагогов работы с родителями.
1. Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей; становление профессиональной культуры педагога в общении (развитие коммуникативных качеств личности).
Показатели:
-
Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
-
Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т.д.).
-
Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
-
Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
-
Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
-
Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
2. Создание благоприятных условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОО.
Показатели:
-
Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
-
наличие информационных стендов для родителей в группах и холлах учреждения;
-
Наличие банка консультаций, сценариев родительских собраний, памяток и т.п. для родителей;
-
Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
-
Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОО.
Показатели:
-
Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка;
-
Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО;
-
Информированность о видах образовательных услуг в ДОО;
-
Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог - родитель; педагог - ребенок;
-
Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОО;
-
Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения;
-
Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОО;
-
Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Показатели:
-
Рост воспитательного потенциала семьи.
-
Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.
-
Активная субъектная позиция родителей.
-
Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
-
Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
-
Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
-
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
Условия реализации проекта
Кадровые условия.
В реализации проекта принимают участие все педагоги МАДОУ № 5 г. Курганинска:
Старший воспитатель - 1 человек.
Воспитатели - 15 человек;
Учителя - логопеды - 4 человека;
Учитель - дефектолог - 1 человек;
Педагог - психолог - 1 человек;
Музыкальный руководитель - 1 человек;
Инструктор по физической культуре - 1 человек.
Из них, педагогов с высшей квалификационной категорией - 1 человек;
с первой квалификационной категорией - 4 человека.
Педагогов с высшим профессиональным образованием - 21 человек;
со средне-специальным - 3 человека.
Предметно-пространственная среда.
Для реализации проекта необходимы следующие условия: родительские уголки в каждой группе, логопедические уголки в коррекционных группах, выставки детских работ в каждой группе, информационные уголки всех специалистов, работающих в ДОО, информационные стенды для родителей в фойе учреждения, фото - выставки «Это наши дети», отражающие воспитательно - образовательную работу с детьми в учреждении; «Почта доверия» в фойе детского сада.
В родительских уголках размещается информация:
-
Характеристика возраста малышей (должна обновляться ежегодно)
-
Уровень навыков (что должен уметь каждый ребёнок в свои годы)
-
Режим дня,
-
Сетка НОД (на учебный период),
-
Памятки для родителей,
-
Актуальная информация на текущий период (объявления, проводимые акции, проекты и т.п.).
-
Меню завтрака, обеда и ужина (должно меняться ежедневно)
-
Повторите с малышами (всё, что ребёнок должен повторять дома, к примеру, песни, стихотворения, художественные произведения)
-
Телефон социальной службы, службы доверия, скорой помощи, и т.д.
В логопедических уголках размещается информация по лексической теме, рекомендации родителям.
На общих стендах в фойе размещается информации о нормативных документах, кадровом составе, истории детского сада и другая актуальная официальная информация.
Требования к оформлению уголка для родителей:
-
Информация, размещенная на стенде для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться (в логопедических уголках - еженедельно).
-
Легко читаемый шрифт статей. Минимальный допустимый размер - 14.
-
Очень важно, чтобы все размещённые статьи были написаны на доступном языке для родителей. Рекомендуется использовать как можно меньше педагогических фраз, которые больше отпугивают, нежели привлекают.
-
При размещении любого печатного материала на стенде (консультации, советов медиков, психолога и т. д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
-
Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами.
-
Соотношение текста и иллюстраций в памятках должно быть примерно 2:3 (2 части - текст, 3- иллюстрации) они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию
Этапы реализации проекта
1 этап (аналитический)
Направление: основы взаимодействия с родителями воспитанников, анализ состояния работы в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- провести анализ работы по взаимодействию с родителями воспитанниками, удовлетворенность родителей образовательной деятельностью с детьми;
- провести анализ программно - методического оснащения проекта.
№ п/п
Направления
Сроки
1
Создание творческой группы по проблеме исследования
Разработка плана работы творческой группы
2014 год
2
Анализ методический литературы по теме: «Взаимодействие с родителями»
2014 год
3
Разработка анкет для родителей по теме: «Удовлетворенность родителей образовательной деятельность в ДОО»
2014 год
4
Анализ планов взаимодействия с родителями на каждой возрастной группе
Сентябрь 2014 года
5
Разработка положения о смотре - конкурсе родительских уголков
Сентябрь 2014 года
6
Открытые просмотры родительских собраний
2014 - 2015 учебный год
7
Разработка положения о консультационном пункте МАДОУ № 5 г. Курганинска
Март 2015 года
8
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность родителей образовательной деятельность в ДОО»
2014 - 2015 учебный год
2 этап (технологический)
Направление: разработка тактики и стратегии внедрения инновации.
Цель: повышение уровня методической подготовленности педагогов по теме проекта.
Задачи:
- провести с педагогами ДОО методические мероприятия, направленные на актуализацию имеющихся знаний педагогов по вопросам взаимодействия с родителями, способствовать освоению новых форм взаимодействия с родителями;
- создать в фойе учреждения, приемных групповых комнат благоприятные условия для осуществления взаимодействия с родителями (родительские уголки, выставки работ детского творчества, папки с консультациями и т. п.);
- разработать планы взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм работы.
№ п/п
Направления
Сроки
Семинар «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Методическая неделя «Общение с родителями. Ошибки …..как их избежать»
Октябрь 2014 года
Семинар «Проектирование в ДОО»
Октябрь - декабрь 2014 г.
Разработка и реализация образовательных проектов на каждой возрастной группе (совместно с родителями)
Январь - март 2015 года
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями»
Ноябрь 2014 года
Оформление родительских уголков. Проведение смотра - конкурса родительских уголков
Ноябрь 2014 года
Разработка положений о консультационном пункте для родителей неорганизованных детей; о службе ранней диагностики; о клубе для многодетных родителей
Март - апрель 2015 г.
Разработка плана работы консультационного пункта
Апрель 2015 года
Разработка плана работы клуба для многодетных родителей
Апрель 2015 года
Педагогический совет: «Проектирование как инновационный метод развития и образования воспитанников»
Март 2015 года
Разработка планов взаимодействия с родителями с включением разнообразных инновационных форм работы: проектной деятельности, выпуска газеты для родителей, совместные досуги, праздники, в том числе групповые, памятки, совместные акции, размещение информации на сайте и пр.
Июнь 2015 года
Разработка планов проведения родительских собраний (содержание) в каждой группе
Июль 2015 года
Консультация: «Как написать статью, заметку»
Сентябрь 2015 года
Консультация «Инновационные формы проведения родительских собраний»
Ноябрь 2015 года
3 этап (внедренческий)
Направление - внедрение наработок в воспитательно-образовательную деятельность.
Цель: реализация инновационного проекта, вовлечение семей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- внедрить в практику дошкольного учреждения планы работы с родителями с использованием инновационных форм работы;
- способствовать формированию профессиональной культуры педагога: развитие коммуникативных качеств личности;
№ п/п
Направления
Сроки
Конкурс образовательных проектов: «Интересное рядом»
Ноябрь 2015 года
Смотр - конкурс уголков для выставок работ детского творчества: «Мир глазами ребенка»
Декабрь 2015 года
Конкурс на лучший сценарий родительского собрания
Март 2016 года
Реализация планов работы с родителями в каждой возрастной группе
2015 - 2016 учебный год
Серия тренингов «Развитие коммуникативных способностей педагогов»
Октябрь - декабрь 2015 года
Функционирование консультационного пункта для родителей неорганизованных детей, клуба для многодетных родителей
2015 - 2016 учебный год
Функционирование службы ранней диагностики
2015 - 2016 учебный год
4 этап (обобщающий)
Направление - анализ работы в рамках проекта.
Цель четвертого этапа - обобщение и пропаганда результатов экспериментальной работы.
Задачи:
- провести анализ проделанной работы;
- провести мероприятия с целью обмена опытом по использованию инновационных форм работы с родителями дошкольников.
№ п/п
Направления
Сроки
Проведение мониторинга, включающего в себя диагностику профессиональной культуры педагога (развитие коммуникативных умений), условий для информационной работы с родителями, разнообразия используемых форм взаимодействия, пополнения методической базы учреждения образовательными проектами, материалами по работе с родителями.
Март 2016 года
Педагогический совет: «Состояние работы в ДОО по осуществлению взаимодействия с родителями. Итоги реализации проекта».
Март 2016 года
Анкетирование родителей, педагогов
Март 2016 года
Выступление в СМИ с целью обмена опытом
Июнь - Август 2016 года
Библиографический список
-
Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи - М.: Буки-Веди, 2013.
-
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие - Новосибирск, 2005.
-
Справочник педагога - психолога, № 2, 2012 г.
-
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями ДОУ. Методический аспект» - М., сфера, 2010
-
Микляева Н.В. «Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия» - М, Сфера, 2010 г.
-
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
-
moi-detsad.ru/metod8.htm
1