- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Выступление из опыта работы и презентация Развитие задатков экологических способностей в кружке по интересам «Юный эколог»
Выступление из опыта работы и презентация Развитие задатков экологических способностей в кружке по интересам «Юный эколог»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Спицина Л.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие задатков экологических способностей в кружке по интересам «Юный эколог»
Спицина Людмила Анатольевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №10» г. Губаха, Пермский край
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создавать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Слайд 2
ФГОС ДО и Модель развития предпосылок индивидуализации детей дошкольного возраста предполагают стимулирование творческого проявления себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности, одной из которых являются специально организованные занятия в кружках, кружок по интересам: как форма совместной кружковой деятельности.
Кружок по интересам ориентирован на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Кружки по интересам позволяют развивать индивидуальные особенности детей, воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учат преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Слайд 3
Согласно содержанию ФГОС ДО, огромную роль в процессе гуманизации образования детей отводится их экологическому образованию. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
Для того чтобы экологическое воспитание было более эффективно, необходимо вводить экологические знания в разнообразную деятельность детей:
- разнообразие экологических видов деятельности,
- интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Слайд 4
Кружок «Юный эколог» (ранее он назывался «Путешествие в Сообразилию», так как основная цель деятельности кружка - экологическая, то я решила дать ему другое, более близкое к содержанию название - «Юный эколог») является частью модели индивидуализации ДОУ. Разработанная мною программа кружка имеет рецензию Прозументик О.В К.п.н. доцент, Максимова М.Ю. старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.
Реализация мероприятий, организованных в рамках кружка включают в себя:
- организацию совместной и индивидуальной деятельности детей,
- повышение качества услуг и безопасности условий их предоставления;
- разработку и внедрение механизмов реализации индивидуализации ОП.
Цель кружка «Юный эколог»: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности каждого ребенка, учитывая интересы, возможности развития детей 3-7 лет, спровоцировать индивидуальную образовательную активность ребёнка; удовлетворить детские интересы. Обогащение экологических знаний и математических представлений детей дошкольного возраста средствами игры. Посредством дидактических игр мы решаем ряд актуальных задач, опосредующих процесс подготовки ребёнка к школьному обучению.
Слайд 5
Обогащать
-
представления и конкретные ясные знания о природе;
-
практику математических действий (конструирования, соразмерения, измерения, моделирования, исчисления и др.);
-
личный опыт экологосообразного, гуманного взаимодействия с природой.
Совершенствовать
-
умение наблюдать, анализировать, делать выводы, прогнозировать последствия воздействий на природные объекты, умозаключать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;
-
умение принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваясь результата;
-
умение применить математические действия соразмерно правилам и требованиям игровой ситуации.
Развивать
-
способность к внутреннему плану действий, самоанализу, самоконтролю, самоосуществлению и самоактуализации (самоуважению)
-
развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности
Формировать:
-
произвольность поведения, любознательность, активность;
-
модели построения конструктивных и личностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в формате игровой содеятельности;
-
целеустремленность, познавательный интерес к природе и математическим действиям.
-
своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
-
формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
Изучать индивидуальные интересы, склонности, потребности, особенности характера и проведения ребенка.
Слайд 6
Принципы:
-
добровольность,
-
право на активность,
-
соблюдение игровых правил
-
интегративный характер деятельности детей,
-
интеллектуальная направленность игр,
-
взаимосвязь умственной и продуктивно-творческой деятельности формирование индивидуальности через вариативный характер решений игровых задач.
На занятиях кружка «Юный эколог» происходит поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
-
создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности;
-
создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей;
-
помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной, коммуникативной и др.).
слайд 7
Программа кружка предполагает 4 этапа реализации:
-
подготовительный,
-
обучающий,
-
самостоятельный,
-
обобщающий.
Этапы освоения программы опосредованы возрастными и индивидуальными особенностями развития математического мышления и способностью детей, применять математические знания (действия) к содержанию разных образовательных областей (природа, пространство, предметы, время и пр.). В формате каждого этапа учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, сформулированы задачи, определены темы и разработано экологическое содержание. С целью мониторинга достижений детей выделены показатели степени усвоения детьми содержания программы, разработаны диагностические задания (авторы программы «Детство», Н.Н.Кондратьева, Маневцова Л.М. П.Г. Саморуковская, Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В., В.Воскобович) и перспективные планы (тематические проекты). Учебная нагрузка реализации программы рассчитана по этапам, возрастам, в минутах, в соответствии требований ФГОС и СанПин.
Занятия кружка провожу с подгруппой детей, в основном это бывает 8-10 детей. Свою работу начинаю со второй младшей группы. Выбор детей в кружок проводила по результатам наблюдений за детьми, их индивидуальными особенностями, отношением к природе и природным объектам, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, пожеланиям родителей, так как дети младшего дошкольного возраста, учитывая их возрастные особенности, еще не способны четко выражать свои интересы и предпочтения. В старшем дошкольном возрасте, дети уже самостоятельно могут выделить свои приоритеты интересы и обосновать их. Дети, которые присоединяются к нашим занятиям в кружке позже других детей, с ними ведется индивидуальная работа, для того, чтобы у них появился наиболее устойчивой интерес, и они достигли уровня постоянно посещающих детей. В этом также помогают и сами дети. Также стараюсь вовлекать стеснительных и неуверенных в себе детей. Для этого использую образовательную среду, способствующей выражению и проявлению индивидуальных способностей, проблемные ситуации, при решении которых ребенок должен проявить себя. Вначале ведется индивидуальная работа ребенок - педагог, далее ребенок- ребенок, а затем уже в подгруппе детей. На первом этапе состав кружка был 10 детей; второй этап вначале было 10 детей, в течение года один ребенок выбыл, прибыло 3 ребенка, т.е. стало 12 детей, кратковременный интерес 5детей. На конец учебного года (старшая группа) увеличение интереса детей к экологическому направлению устойчиво у 43% детей, кратковременный интерес еще у 25% детей.
Слайд 8
Особенностью выстраивания содержания каждого занятия является:
-
Уровень детской компетентности по теме занятия (выявление задатков, способностей и склонностей), интерес к совместной деятельности
-
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей
-
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; отдельные самостоятельные умения: инициативность, самостоятельность (принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата);
-
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками;
-
Развитие личностных способностей детей - совершенствование умения совместной деятельности.
Слайд 9
Кружковое занятие состоит из трех частей:
Вводная часть направлена на установление эмоционального контакта с детьми, на сообщение темы и включает мотивационно - установочную беседу в формате темы. Обеспечение эмоционального благополучия через: общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Основная часть занятия - игровое взаимодействие с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, принятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, выражение своих чувств и мыслей.
Заключительная часть занятия предполагает обобщение и определение значения выполненных детьми игровых действий, их результативность, выявление и актуализацию субъективных смыслов, родившихся в процессе решения игровых задач, закрепление положительных эмоций от полученных результатов, оценка индивидуального развития каждого ребенка.
Слайд 10
Например, занятие в старшей а. группе «Путешествие в экзотические страны»
Цель: Расширение представлений детей о животном мире разных климатических зон; связь между строением органов и их функций, приспособлении к окружающей среде. Создание условий для принятия детьми решений; развитие коммуникативных способностей детей, развитие умения детей работать в группе сверстников.
Экологическое содержание - игра «Экзотические животные»
Задачи: углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьяне, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
Математическое содержание - игра «Жираф»
Задачи: расширять умения детей самостоятельно создавать образ слоненка, конструируя его из заданных фигур; развивать умение сравнивать предметы по длине (длиннее - короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве; развивать воображение.
Формы отслеживания результатов: беседы, самостоятельные игры детей, проблемно-поисковые ситуации, тематические диалоги и полилоги; моделирование и проектирование игрового процесса.
Самоанализ и самооценка результативности игровых действий, степень проявления интеллектуальной активности и экологосообразного поведения в конкурсах и развлечениях экологического содержания.
Слайд 11
Мониторинг усвоения программы кружка «Юный эколог» (Развитие задатков экологических способностей)
Уровень усвоения
программы
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
65%
90%
98%
Слайды 12-17
Свидетельством этого является участие детей в различных всероссийских конкурсах и олимпиадах: «Знатоки наук - 2015» - 1,3 место и один ребенок диплом участника; «Этот удивительный космос» - 4 ребенка, победители; «Знатоки птиц» - 9 детей, победители; участие в ежегодной детской конференции с детским проектом «Удивительный лук»; участие в экологических акциях ДОУ.
Заинтересованность присутствует и у родителей нашей группы, родители активно принимают участие во всех мероприятиях, направленных на экологическое воспитание дошкольников: конкурсы рисунков, экологических акциях, помощь в создании ППРОС, как в группе, так и на участке: создание цветников, экологической тропинки пр.
Таким образом, я считаю, что целенаправленная организация кружковой деятельности, а именно, кружок «Юный эколог» способствует целостному развитию ребенка, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей.
6