Проект Семейные ценности (социально-личностное развитие дошкольников)

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №247»

Заводского района г. Саратова

















Проект «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»






Проект « Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста»

Характеристика проекта:

По доминирующему методу: практико-ориентированный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой, в контакте с семьей и специалистами ДОУ

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: средней продолжительности.

Цель проекта: Социально-личностное развитие дошкольников, в процессе нравственного воспитания, через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.

  • Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Срок реализации проекта: средней продолжительности, рассчитан на 4 месяца (октябрь 2014 г. по январь 2015г.)

Участники проекта: педагог-психолог, дети и их родители, воспитатели группы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

Актуальность темы

Повышение внимания к проблемам социально - личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность , равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств - материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Новизна проекта: формирование семейных ценностей в условиях интеграции образовательных областей.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Мероприятие

Участники

1

Социально- личностное развитие

НОД, сюжетно- ролевые игры

Дети, педагоги

2

Познавательное развитие

НОД, дидактические игры

Дети, родители

3

Художественно- эстетическое развитие

НОД, муз. праздник ко дню пожилого человека, работа творческой мастерской

Дети, родители, воспитатели, педагоги

4

Речевое развитие

Разучивание стихов, чтение художественных произведений

Дети, воспитатели

5

Физическое развитие

Спортивный праздник

Дети, родители, педагоги

Стратегии и механизмы реализации проекта

Интегрированные занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр мультфильмов; работа с родителями: совместные досуговые мероприятия (спортивные и музыкальные развлечения), выставки творческих работ, консультации, психологические тренинги.

Ожидаемые результаты

От детей:
1.Развитие нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)

2. Сформированная потребность в здоровом образе жизни и двигательной активности. 3.Формирование семейных традиций

От родителей:
1.Повышение уровня педагогической культуры.
2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.

4. Гармонизация детско - родительских отношений.

5. Создание благоприятного психологического климата в семье.


От педагогов:
1.Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».
2.Повышение профессиональной компетенции педагогов.
3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Этапы проекта:

I этап - диагностико - аналитический (сентябрь)

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

II этап - реализация проекта (октябрь- декабрь) согласно плану

III этап - итоговый (январь)

С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика, разработанная Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.

Результаты рассматривались по следующим направлениям:

  • Семейные роли

  • Нарушение эмоциональных контактов

  • Конфликтные отношения в семье

  • Агрессия в семейных отношениях

Списочный состав группы 31 человек, в исследование приняли участие 28 детей.

По результатам диагностики были получены следующие данные:

18% обследуемых - увеличение числа однообразных деталей при изображении своей семьи - напряженное отношение;

47% рисунков - размер изображения мамы в несколько раз превышает размер папы , что свидетельствует, о нарушении семейных ролей;

23% детей -грустное выражение лица - сниженное настроение, чувство одиночества;

15% детей - руки мамы уперты в бока, что говорит об уходе от общения;

29% изобразили - украшения, карманы, отделка, детально вырисованная одежда, шляпа и т.д. - демонстративность в отношениях;

8% изобразили - домашних животных - недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле;

63% изобразили - удалённость всех членов семьи друг от друга - разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;

21% изобразили удаленность себя от остальных членов семьи - ощущение своей изолированности в семье;

15% детей - у папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения , не смотря на ближайшее изображение к себе;

1% детей изобразили всех члены семьи, с поднятой рукой, что свидетельствует об агрессии;

Для выявления уточнения значимости семейных ценностей для родителей было проведено анкетирование.

План реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки исполнения

1

Работа с детьми

-Диагностика внутрисемейных отношений

( Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.)

-Цикл НОД «Моя семья»

-Чтение художественной литературы

-Выставка детских рисунков «Выходные всей семьёй»

-Составление и рассматривание «генеалогических древ»

- Беседы о семье и семейных традициях

- Музыкальный праздник ко дню пожилого человека

- спортивный праздник «День матери»

- Выставка «Герб семьи»

- коллективный коллаж «Семейные ценности»

сентябрь

октябрь- ноябрь

октябрь-январь

октябрь, январь

ноябрь

октябрь-январь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

2

Работа с родителями

-Составление «генеалогического древа»

- Родительское собрание

«От семейных традиций к семейным ценностям»

- Музыкальный праздник ко дню пожилого человека

-спортивный праздник «День матери»

-Тренинг для родителей «Семья- это….»

- творческая мастерская (рисунок) «Герб семьи»

-Памятка для родителей «Что бы, не было конфликта»

- « Во что играют наши дети?» советы психолога.

ноябрь

январь

октябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

декабрь

октябрь

3

Работа с педагогами

- Самообразование по вопросам воспитания ребёнка в семье.
-Организация предметно-развивающей среды, связанной с темой семейного воспитания.
- Картотека методических материалов по работе с семьей и детьми.
- Методические разработки конспектов занятий, мероприятий для детей и родителей
-Подбор художественной литературы.
-Организация и проведение тренингов, родительских собраний, праздников.
-Обработка материалов диагностических исследований.
- Подбор материала для консультаций.
-Составление учебно-методических комплектов с использованием ИКТ
-Самоанализ работы по данной теме.

в течение реализации проекта



сентябрь

сентябрь

январь

январь

Создание коллективного коллажа «Древо семейных ценностей». Создание презентации «Формирование семейных ценностей у дошкольников».

Продукт проекта:

- Создание коллективного коллажа «Древо семейных ценностей».

- Создание презентации «Формирование семейных ценностей у дошкольников».

Анализ проектной деятельности

В ходе реализации проекта были выявлены наиболее эффективные формы работы с семьями воспитанников по вопросам формирования семейных ценностей такие как:

  • Психологический тренинг « Семья- это…»

  • Музыкальный праздник к дню пожилого человека

  • Спортивный праздник «День матери»

Такие активные формы взаимодействия сплотили коллектив родителей и педагогический коллектив. Совместная подготовка к мероприятиям различной направленности способствовала созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и в семьях. Родители убедились, воспитание ребёнка это не только обеспечение материальными ценностями, а это, прежде всего физическое, нравственное и интеллектуальное развитие маленького человека. Именно в совместной деятельности родителей и детей закладываются основы семейных ценностей. Благодаря реализации этого проекта было достигнуто единство целей и методов и средств формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Проведенные конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

По окончанию реализации проекта была проведена повторная диагностика.
Анализ рисунков детей показал следующие результаты:
благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий, стала иметь высокие показатели.


7% обследуемых- увеличение числа однообразных деталей при изображении своей семьи - напряженное отношение ;

23% рисунков- размер изображения мамы в несколько раз превышает размер папы , что свидетельствует , о нарушении семейных ролей.

2% детей -грустное выражение лица - сниженное настроение , чувство одиночества .

5% детей- руки мамы уперты в бока , что говорит об уходе от общения 26% изобразили -украшения , карманы , отделка , детально вырисованная одежда , шляпа и т.д. -.демонстративность в отношениях 1% изобразили- домашних животных - недостаток общения , потребность в эмоциональном тепле .

28% изобразили -удалённость всех членов семьи друг от друга - разобщенность членов семьи , слабость эмоциональных контактов между ними ;

12% изобразили удаленность себя от остальных членов семьи - ощущение своей изолированности в семье .

10% детей -у папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения , не смотря на ближайшее изображение к себе.

0% детей изобразили всех члены семьи, с поднятой рукой, что свидетельствует об агрессии.

Только в тесном взаимодействии семь и детского сада возможно формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.















«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ»

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции и ценности Вашей семьи.

Вопрос

Ответ

1

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

2

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

3

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

4

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

5

Есть ли у Вас семейные реликвии?

6

Где и когда семья собирается вместе?

7

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

8

Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

9

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

10

Есть ли семейные привычки?

11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

13

Продолжите предложение

Семья - это…

Семейные ценности - это..

Спасибо за сотрудничество!





В. А. Осеева

"Сыновья", "Печенье", "Волшебное слово", «Просто старушка», «Чего нельзя, того нельзя», «Танины достижения», «Лекарство»

Е. Пермяк

"Как Маша стала большой", "Торопливый ножик", "Первая рыбка", «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное»

Л. Воронкова "Что сказала бы мама",

М.М. Зощенко «Ёлка»

Юрий Коваль «Дед, баба и Алеша»

Н. Павлова «Помощница»

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

Я. Сегель «Как я был мамой».

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Д.Габе «Моя семья».

А. Барто «Вовка - добрая душа»

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Е. Благинина «Аленушка».

11


© 2010-2022