План-конспект консультации для педагогов «Ребенок ЗПР в детском саду» 1 ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект консультации для педагогов
«Ребенок ЗПР в детском саду»

1 часть. Коррекционная направленность
воспитания и обучения детей с ЗПР

Систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативная поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. В системе образования педагогическая помощь этим детям оказывается в разных организационных формах.

Дети с ЗПР воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными ограничениями по возможностям здоровья (ОВЗ) в развитии, организующих коррекционную поддержку ребенку с задержкой психического развития.

А так же дошкольники с ограниченными возможностями развития, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при образовательных учреждениях компенсирующего вида.

Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется также:
в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;
в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;
в учреждениях дополнительного образования: центры дополни­тельного образования детей, детские оздоровительные центры раз профиля и др.

Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида осуществляет постоянно действующими территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ находятся в компетенции районного отдела образования.

В данных учреждениях (группах) компенсирующего вида создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными ограниченными возможностями здоровья в развитии. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию.

Реализация коррекционного воспитания предполагает обязательное руководство педагогическим процессом учителем-дефектолога и педагогом-психологом, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Создание специальных условий осуществляется в целях решении комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие условия:
содержание воспитания и обучения направлено на амплификации (обогащение) развития детей раннего и дошкольного возраста;
задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;
содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;
материально-технические и медико-социальные условия, пред развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;
профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него ограничеых возможностей здоровья. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.

Процесс социальной адаптации эффективен для детей с ЗПР, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со сверстниками взаимодействию и обучению.

Целенаправленная работа по социальной адаптации детей с ОВЗ направлена на решение следующих задач:
педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на выявление дошкольников с подозрением на задержанное развитии;
работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического об ребенка;
постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с ОВЗ в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным ОВЗ в развитии;
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с ОВЗ в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалиста: врача, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога;
обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с ОВЗ в развитии;
работа с родителями ребенка с задержанным развитием в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, реализации рекомендаций специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными требованиями, рассчитан на нормально развивающихся детей;
целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с ОВЗ, за его продвижением - с целью своевременного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения.

При согласовании действий специалистов с учетом индивидуальных особенностей развития складывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа, в которой речь может идти
а) о желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу);
б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников,
в) о совершенствовании использования материально-технической базы интегрированного воспитания;
в) об оказании помощи родителю в организации обучения ребенка с ОВЗ в иных детских коллективах, т.е. в среде нормально развивающихся детей.

© 2010-2022