Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «По дороге к азбуке»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г. Моршанска Тамбовской области

Рассмотрена Утверждена

на заседании ШМО приказом директора

протокол №_____ МБОУ «СОШ №3»

от «__» ______2015г. №_____

«____»_____2015г.

Рекомендована

к утверждению МС

протокол №_____

от «____»_______2015г.




Рабочая программа

дополнительного образования

для детей

старшего дошкольного возраста

«По дороге к азбуке»


Подготовила:

учитель начальных классов

Рахманова Наталья Александровна

Моршанск 2015 г.





ПРОГРАММА КУРСА

«По дороге к азбуке»

Пояснительная записка

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. На занятиях используются специальные задания на:

  • выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

  • выделение одинаковых предметов из группы предметов;

  • выделение лишнего предмета;

  • объединение различных предметов в группы;

  • выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе,

  • умение различать похожие буквы и не смешивать их,

  • развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения,

  • развитие внимания, памяти и воображения ребёнка,

  • обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

Основные направления программы

-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

-Формирование буквенного гнозиса;

-Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

-Формирование интереса к чтению.

-Развитие психических процессов.

-Взаимодействие с семьёй и со школой.

Цель: Оказание практической помощи родителям при подготовки к школе. Профилактика устной и письменной речи.

Задачи:

1.Объяснить минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению.

2.Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой.

3.Развивать различные стороны психической деятельности- внимание, мышление, память, речь.

4.Закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной системе слова, степени подготовленности руки к выполнению графических навыков.

5.Сформировать у детей систему чётко различаемых противопоставляемых друг другу фонем.

6.Научить произносить слова различной слоговой сложности.

7.Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.

8.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

9.Модифицировать и экспериментально апробировать совокупность игровых методов по обучению детей грамоте, стимулирующих их речевое развитие и создающих возможность творческой реализации.

Общая характеристика учебного курса.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность - творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Место в базисном учебном плане.

В кружке принимают участие дошкольники 6-7 лет. Количество обучающихся - 10.

Кружок работает первый год.

Занятия проходят 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.

Занятия проводятся, используя групповые формы работы.

Внедрение программы направлено на:

-Повышения уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

-Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

-Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.



Принципы построения программы

Системность развития ребёнка процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность .

Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие

одной познавательной функции (например, речи) определяет и

дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям .

Программа подготовки к школе строится в соответствии с

Психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность

(пошаговость) и систематичность в освоении и формировании

школьно значимых функций, следование от простых и

доступных заданий к более сложным, комплексным.

Адекватность

требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе

занятий способствует оптимизации занятий, повышению

эффективности.

Индивидуализация темпа работы

переход к новому этапу обучения только полного освоения

материала предыдущего этапа.

Повторяемость

(цикличность повторения) материала, позволяющая

формировать и закреплять механизмы и стратегию

реализации функции.

Взаимодействия

совместное взаимодействие школы и семьи,

направленное на созданий условий для более успешной

реализации способностей ребёнка.

Планируемые результаты освоения программы.

Необходимо добиться:

-изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

-предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала;

-отслеживания динамики положительных изменений. Своевременного закрепления достигнутых результатов;

Ребёнок должен:

Знать: термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные -твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

Уметь выполнять:

-звукобуквенный анализ слогов, слов

-определять место заданных звуков в словах

-делить слова на слоги

-составлять схемы предложений

-определять количество звуков/ букв в словах

-печатать и читать буквы, слоги, слова, предложения

Уметь пользоваться: магнитной доской, разрезной азбукой, наборным полотном.

Не смешивать понятия звук и буква.

Звук - слышим, произносим

Букву - видим, читаем, печатаем

Сколько в слове гласных букв (звуков),

столько и слогов (частей).

Гласные буквы А О У Ы Э - всегда

обозначают твёрдость согласных

Гласные буквы Я Ё Ю И Е - всегда

обозначают мягкость согласных

Признаки гласных звуков:

  1. Произносятся голосом, напевно

  2. При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта не встречает преград.

  3. Гласные образуют слог

Е Ё Ю Я -гласные буквы. Называем букву и слышим два звука



Признаки согласных:

  1. Произносятся с шумом, отрывисто

  2. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ

  3. Согласные звуки не образуют слог

  4. Согласный звук может быть твёрдым и мягким, звонким и глухим

Звуки (буквы) Ш Ж Ц -всегда твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й Щ -

всегда мягкие.

ЖИ, ШИ - пиши через И

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

ЧА, ЩА пиши через А

ЧУ. ЩУ пиши через У

Имена и фамилии людей, клички животных. Названия городов, населённых пунктов, рек. Улиц пишутся с большой (заглавной) буквы

В основе обучения чтения - не буква, а звук. Послоговое чтение.



Требования к учащимся

Посещать курс систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.



Для реализации программы необходимо:

- учебный кабинет;

- компьютер;

- принтер;

- методическая и художественная литература.

Литература.

А.В.Кочергин, Л.И.Гайдина Учим азбуку, играя. Москва 2007

Ресурсы сети Internet.

Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте.







Тематическое планирование кружка «По дороге к азбуке»


№ п/п

Тема


Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

«Наша речь»

«Слово, предложение, рассказ»

1

2

« Знакомство со звуком (а), буквами А, а. Ягоды (лесные, садовые).»

1

3

« Звук (у), буквы У ,у. грибы (съедобные и несъедобные)».

1

4

« Звук (о), буквы О,о. Осень.»

1

5

« Звук (и), буквы И,и.

Овощи и фрукты».

1

6

« Звуки (м), (м), буквы М,м. Труд крестьян осенью.»

1

7

«Звуки (п), (п), буквы П,п. Деревья (лиственные и хвойные)».

1

8

«Звуки (т), (т), буквы Т,т. Сезонная одежда, обувь.

1

9

« Звуки (к), (к), буквы К,к. Перелетные птицы.»

1

10

« Звуки (х), (х), буквы Х,х. Дикие звери.»

1

11

« Звуки (с), (с), буквы С,с. Домашние животные.»

1

12

« Звуки (з), (з), буквы З,з. Зима.»

1

13

« Звуки (н), (н), буквы Н,н. Зимующие птицы.»

1

14

«Звук (ы), буква ы. Домашние птицы.»

1

15.

« Звуки (б), (б), буквы Б,б. Зимние забавы.»

1

16

« Звуки (л), (Л), буквы Л,л. Новогодний праздник».

1

17

« Звук (ш), буквы Ш,ш. Животные Севера.»

1

18

« Звук (ж), буквы Ж,ж. Дом, в котором ты живешь».

1

19

« Звуки (в), (в), буквы В,в. Мебель.»

1

20

« Звуки (ф), (Ф), буквы Ф,ф. Электроприборы ( правила безопасности)».

1

21

« Звуки (д), (д), буквы Д,д. Посуда».

1

22

« Звуки (г), (г), буквы Г,г. Магазин.»

1

23

«Звуки (р), (р), буквы Р,р. Продукты.»

1

24

« Звук (й), буквы Й,й. Транспорт.»

1

25

«Звук (э), буквы Э,э. 8 Марта».

1

26

« Буквы Е, е. Твоя улица. Город в котором ты живешь.»

1

27

«Буква Ь. Весна.»

1

28

« Буквы Я,я. Семья.»

1

29

«Буквы Ё,ё. Профессии.»

1

30

«Буквы Ю,ю. Животные жарких стран.»

1

31

«Звук (ц), буквы Ц,ц. Цветы.»

1

32

« Звук (щ), буквы Щ,щ. Рыбы.»

1

33

« Звук (ч), буквы Ч,ч. Школа.»

1

34

«Буква Ъ .Насекомые».

1

35

« Звуки и буквы»

1



© 2010-2022