• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»

Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»


Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования. Поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в нашем МАДОУ осуществляется работа по программе «Ступеньки мастерства».

Программа рассчитана на 2 года. Реализация программы начинается с первого месяца работы молодого специалиста. В месяц - одно мероприятие. Длительность - 1 час.

В программе предусмотрены планы работы опытных наставников-педагогов с молодыми специалистами на 2 года, а также, план работы педагога-психолога.

Адаптация молодого специалиста - это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, педагогических навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в новую для него социальную среду. Молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, уметь управлять эмоциями, проявлять определенный уровень активности в деятельности по преодолению адаптационных трудностей.

Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально-психологической адаптации. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, нормам поведения, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.

Для успешного завершения данного процесса, с молодыми специалистами целесообразно проводить социально-психологические тренинги. И прежде всего - тренинги уверенности в себе. Опыт показывает, что тренинги снимают эмоциональную напряженность, существенно сплачивают молодых сотрудников, дают возможность обсуждать социально-психологические трудности, с которыми они сталкиваются в коллективе и при общении с родителями, формируют чувство уверенности в себе.

В ходе социально-психологических тренингов прививается определенный иммунитет к негативным явлениям, закладываются основы для личностного роста педагога.

Другой формой работы с молодыми специалистами является психологическое консультирование. Это индивидуальные консультации, памятки, рекомендации, презентации, мастер-классы, семинары-практикумы.

Основные направления педагога-психолога с молодым специалистом - повышение уровня психологической компетентности при работе с детьми, с родителями, с коллегами, а также, профилактика симптома эмоционального выгорания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ И СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

№ п/п

Вид деятельности

Тема

Длительность

Сроки проведения

1

Семинар-практикум

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2 часа

Сентябрь

2

Консультация

Характеристики возраста детей-дошкольников

1 час

Сентябрь

3

Консультация

Общение с ребенком - тренинг взаимодействия

1,5 часа

Октябрь

4

Тренинг (занятие 1)

Общение с ребенком - «Обратная связь»

1,5-2 часа

Октябрь

5

Тренинг (занятие 2)

Общение с ребенком - «Обратная связь (продолжение)»

1,5-2 часа

Ноябрь

6

Тренинг (занятие 3)

Общение с ребенком - «Активное слушание»

1,5-2 часа

Ноябрь

7

Тренинг (занятие 4)

Общение с ребенком - «Правила поведения»

1,5-2 часа

Ноябрь

8

Семинар-практикум

Секреты хорошей дисциплины

2 часа

Декабрь

9

Тематический тренинг

Наказывая, подумай зачем

2 часа

Декабрь

10

Семинар с элементами тренинга

Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей

2 часа

Январь

11

Консультация

Особенные дети

1-1,5 часа

Январь

12

Семинар-практикум с элементами тренинга

Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции

1,5-2 часа

Февраль

13

Семинар-практикум

Создание психологического комфорта в группах детского сада

2 часа

Февраль

14

Семинар-практикум

Место игры в обучении ребенка-дошкольника

1,5-2 часа

Март

15

Семинар-практикум с элементами тренинга

Самопрезентация педагога

1,5-2 часа

Март

16

Консультация

Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста

1,5-2 часа

Апрель

17

Семинар-практикум с элементами тренинга

Установление позитивных отношений с родителями и детьми

1,5-2 часа

Апрель

18

Консультация

Формирование позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями

1,5-2 часа

Апрель

19

Семинар-практикум

Стрессоустойчивость или методы сохранения психосоматического здоровья

1,5-2 часа

Май

20

Семинар-практикум с элементами тренинга

Профилактика психоэмоциональных перегрузок и эмоционального выгорания педагогов

1,5-2 часа

Май

Основание: Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с.: ил.


© 2010-2022