- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»
Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суркова Т.В. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Психологическое сопровождение начинающих педагогов и педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности при реализации программы «Ступеньки мастерства»
Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования. Поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в нашем МАДОУ осуществляется работа по программе «Ступеньки мастерства».
Программа рассчитана на 2 года. Реализация программы начинается с первого месяца работы молодого специалиста. В месяц - одно мероприятие. Длительность - 1 час.
В программе предусмотрены планы работы опытных наставников-педагогов с молодыми специалистами на 2 года, а также, план работы педагога-психолога.
Адаптация молодого специалиста - это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, педагогических навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в новую для него социальную среду. Молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, уметь управлять эмоциями, проявлять определенный уровень активности в деятельности по преодолению адаптационных трудностей.
Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально-психологической адаптации. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, нормам поведения, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.
Для успешного завершения данного процесса, с молодыми специалистами целесообразно проводить социально-психологические тренинги. И прежде всего - тренинги уверенности в себе. Опыт показывает, что тренинги снимают эмоциональную напряженность, существенно сплачивают молодых сотрудников, дают возможность обсуждать социально-психологические трудности, с которыми они сталкиваются в коллективе и при общении с родителями, формируют чувство уверенности в себе.
В ходе социально-психологических тренингов прививается определенный иммунитет к негативным явлениям, закладываются основы для личностного роста педагога.
Другой формой работы с молодыми специалистами является психологическое консультирование. Это индивидуальные консультации, памятки, рекомендации, презентации, мастер-классы, семинары-практикумы.
Основные направления педагога-психолога с молодым специалистом - повышение уровня психологической компетентности при работе с детьми, с родителями, с коллегами, а также, профилактика симптома эмоционального выгорания.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ И СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
№ п/п
Вид деятельности
Тема
Длительность
Сроки проведения
1
Семинар-практикум
Психологические особенности детей дошкольного возраста
2 часа
Сентябрь
2
Консультация
Характеристики возраста детей-дошкольников
1 час
Сентябрь
3
Консультация
Общение с ребенком - тренинг взаимодействия
1,5 часа
Октябрь
4
Тренинг (занятие 1)
Общение с ребенком - «Обратная связь»
1,5-2 часа
Октябрь
5
Тренинг (занятие 2)
Общение с ребенком - «Обратная связь (продолжение)»
1,5-2 часа
Ноябрь
6
Тренинг (занятие 3)
Общение с ребенком - «Активное слушание»
1,5-2 часа
Ноябрь
7
Тренинг (занятие 4)
Общение с ребенком - «Правила поведения»
1,5-2 часа
Ноябрь
8
Семинар-практикум
Секреты хорошей дисциплины
2 часа
Декабрь
9
Тематический тренинг
Наказывая, подумай зачем
2 часа
Декабрь
10
Семинар с элементами тренинга
Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей
2 часа
Январь
11
Консультация
Особенные дети
1-1,5 часа
Январь
12
Семинар-практикум с элементами тренинга
Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции
1,5-2 часа
Февраль
13
Семинар-практикум
Создание психологического комфорта в группах детского сада
2 часа
Февраль
14
Семинар-практикум
Место игры в обучении ребенка-дошкольника
1,5-2 часа
Март
15
Семинар-практикум с элементами тренинга
Самопрезентация педагога
1,5-2 часа
Март
16
Консультация
Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста
1,5-2 часа
Апрель
17
Семинар-практикум с элементами тренинга
Установление позитивных отношений с родителями и детьми
1,5-2 часа
Апрель
18
Консультация
Формирование позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями
1,5-2 часа
Апрель
19
Семинар-практикум
Стрессоустойчивость или методы сохранения психосоматического здоровья
1,5-2 часа
Май
20
Семинар-практикум с элементами тренинга
Профилактика психоэмоциональных перегрузок и эмоционального выгорания педагогов
1,5-2 часа
Май
Основание: Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с.: ил.