Проект по конструированию ЛЕГО-конструирование

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по краеведению « САЛЕХАРД, ЯМАЛ- малая Родина»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

II. Пояснительная записка.

III. Ожидаемые результаты.

IV. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовное богатство своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.

Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого - с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению - родным местам. Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина - часть большой страны России. По словам В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами ознакомления является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие поселка, города, района, края; природные условия; растительный и животный мир и т. д. занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их способностей.

Каждый из нас принадлежит к какой-то точке на земле, которую называют общим домом. Мы понимаем, что именно с дома, с улицы начинается Родина наших детей. Однако, дом, улицы, их история и культура - это только отправные точки, с которых начинается вхождение ребенка в целостное и многообразное поле мировой культуры. Настала необходимость в формировании функциональной грамотности, т. е. культуры человека, позволяющей осознавать себя и членом этноса, и членом многонационального мирового общества.

Мы должны пробудить в ребенке пытливость, активный интерес исследования к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни. Надо ребенка научить сопереживать, сочувствовать, сострадать, видеть прекрасное вокруг себя в природе, в жизни, в деятельности, в отношениях окружающих его людей.

Дошкольный возраст отличается повышенным интересом к окружающему, познанию каких-либо явлений. Ребенок создает личностную, пространственную реальность, по-своему открывая окружающий мир и себя в нем. Только на основе национальной культуры, истории и традициях общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные ценности каждого ребенка.

Прикладной аспект краеведения способствует формированию личности с активной жизненной позицией, хранителя и созидателя природы и культуры понимающего и любящего свою малую Родину, свое отечество для дальнейшего формирования и личностного роста детей.

Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге - формирование начал национального самосознания ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по краеведению « Салехард- МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» является модифицированной программой. Срок реализации - 1 год.

Основной контингент это дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) .

Занятия проводятся один раз в неделю.

Актуальность: программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истории родного края.

Новизна: взаимосвязь направлений туристско-краеведческого и художественно-эстетического.

Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста учащегося.

Особенность программы: создание условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.

Цель данной программы: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гуманитарных ценностей посредством краеведения. Воспитание патриота и гражданина своего Отечества.

Задачи:

- Дать общее представление о качественном своеобразии своего региона, его природной, историко-культурной, хозяйственной ценности;

-Формировать географическую культуру как составную часть общечеловеческой ценности;

- Обогащать представление учащегося об окружающем его мире посредством действий, поступков, модели поведения, руководствуясь чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;

- Развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность, общение.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:

* Изучение родного края;

* Охрана природы;

* Историческое краеведение;

* Памятники истории и культуры;

* Патриотическая работа;

* Записи историко-краеведческих наблюдений;

* Литературно-краеведческая деятельность;

* Организация и проведение целевых прогулок, экскурсий;

* Творческая деятельность;

* Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях.

Специфика работы по данной программе:

1. Стратегической целью является формирование чувства патриотизма, формирование базиса культуры личности ребенка.

2. Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательно-гармоничный характер.

3. Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности, что выражается в его творчестве.

4. Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к родному краю, знание его истории и культуры.

Общедидактические принципы программы:

• Научность;

• Систематичность и последовательность;

• Доступность;

• Наглядность;

• Прочность;

• Целесообразность;

• Сознательность и активность.

Принципы педагогической системы:

• Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности;

• Принципы гуманизма;

• Принципы комплексности;

• Принцип индивидуального подхода;

Специфические принципы:

• Принципы взаимосвязи краеведения с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством;

• Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром;

• Принцип сезонности;

• Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества.

Условия для реализации данной программы:

• Отбор и наличие материала;

• Социально-эмоциональные условия (создание у ребенка чувства внешней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний) ;

• Интеллектуальные условия, (создаются путем решения творческих задач) ;

• Мастерство и профессионализм педагога.

Методы и приемы, используемые для реализации программы:

• Целевые прогулки и экскурсии;

• Наблюдение;

• Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;

• Беседы;

• Использование художественных произведений;

• Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;

• Использование аудио и видео материалов;

• Встречи с интересными людьми и т. д.

Программа « Салехард-МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т. е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.

Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования, нравственного, эстетического и физического воспитания детей.

Планирование наиболее целесообразно по следующим темам:

I «Моя семья»

1) Семья

2) Я и моё имя

3) Бабушки и дедушки

4) Родословные

5) Люди других национальностей

II «Мой любимый город»

1) Я люблю свой детский сад и район, где я живу

2) История города

3) Улицы родного города

4) Символика

5) Промышленность (О труде людей)

Ш «Кто прославил наш город»

IV«Mиp природы нашей области»

1) Животный мир

2) Растительный мир

3) Полезные ископаемые

4) Водные объекты

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

• Заинтересовать детей процессом исторического познания;

• Воспитать патриота и гражданина своего родного края и Отечества;

• Возрождение традиций своего народа;

• Формирование устойчивого интереса к окружающему миру, природе;

• Развить наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• Научить работать самостоятельно, заниматься поисковой работой;

• Приобрести навыки коллективной деятельности, умения взаимодействовать в процессе совместной творческой работе;

• Становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

В процессе освоения программы учащиеся должны:

• Приобрести знания об истории Обдорского края: появление первых поселков и промышленных предприятий; познакомиться с гербом города, историей его происхождения и геральдическим описанием.

• Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области.

• Приобрести первичные знания о богатстве и недрах области: полезных ископаемых.

• Углубить знания о растительном и животном мире района, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.

• Познакомиться с охраняемыми местами города; красотой городского парка , его характеристикой и территориальным расположением;

• Узнать о реках, протекающих в нашем крае; охране водных ресурсов.

• Научиться работать с картой ЯНАО

• Познакомиться с памятниками города, с событиями, в честь которых возникли архитектурные сооружения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова А. П. «Экология» М. 2001

2. Ахметова Н. Н. План программа по краеведению в дошкольном образовательном

учреждении. Пермь, 1997

3. Бардин К. Б. Азбука туризма. М. Просвещение, 1981. Карты области, края РФ.

7. Строев К. Ф. Краеведение. М. Просвещение, 1967

8. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. 2001

9. Цветкова В. И. «Экология, Учебник» М. 1999

10. Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М. 1974

11. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М. Знание, 1974

12. Юньев И. С. Беседы о краеведении. М. Знание, 1966

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 6-7 лет


п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

Сентябрь

Правила перехода через улицу.

"История возникновения родного города".

Названия улиц родного города.

Целевая прогулка

Занятие

Беседа

Беседа

2

Октябрь

"Салехард - единственный город на полярном круге".

О названиях улиц родного города.

Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду.

Памятники родного города; люди, прославившие город.

Занятие Беседа

Работа с картой и схемой

Беседа

3

Ноябрь

Наш микрорайон.

МВК Шемановского

Закрепление знаний о памятниках родного города - рассказ о героях революции

"Путешествие по родному городу".

Целевая прогулка

Посещение музея

Занятие

Игра

4

Декабрь

Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе.

.

Практическое занятие

Экскурсия

Рассказ воспитателя

Экскурсия

5

Январь

Знакомство с памятниками родного города - памятник Сенькину, Бродневу, Подшибякину

"Узнай где я нахожусь" - закрепление знаний о достопримечательностях родного города.

"Наши музеи?"

Промышленность города.

Заочное путешествие

Дидактическая игра

Занятие

Игра-путешествие

6

Февраль

Памятники защитникам Отечества.

Рассматривание иллюстраций (фото) "Фонтаны родного города", рассказ об их возникновении.

Парки города.

Зеленые зоны района.

Беседа

Рассказ

Беседа

Целевая прогулка

7

Март

"Встреча с прекрасным" - музеи родного города.

Закрепление знаний о музеях родного города.

Работа со схемой микрорайона - упражнение в ориентировке.

Занятие/

Игра-путешествие

8

Апрель

Рассматривание монумента (иллюстрации) «Мамонт»

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.

"Архитектура родного города"

Рассказ

Занятие

9

Май

"Природа Ямала" - знакомство с книгой "Приключения зеленого кузнечика Кузи" А. Куприянов, Ю. Манаков.

Беседа

Игры по краеведению

Герб города (игра).

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон - образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; "мозаика" герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона - образца, собирают из мозаики герб города.

Исторические места и здания города (игра).

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; "мозаика" этих же фотографий.

Ход игры: аналогичен игре "Герб города".

Заколдованный город (игра).

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: "расколдовать" город.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини - беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий "восстановления заколдованного города" воспитатель проводит заочную мини - экскурсию по этим местам.

Наш город (игра).

Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.

Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой - труд людей; транспорт; здания города.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной - посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой - на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей - картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой - отобрать картинки с рисунками на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.



© 2010-2022