«Формирование экологической культуры в процессе практической деятельности дошкольников с живой природой»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧУ «гимназия имени Т.Аубакирова»

ДМЦ «Өркен»








Тема: «Формирование экологической культуры в процессе практической

деятельности дошкольников с живой природой»

Форма проведения: доклад на конференции педагогических работников

дошкольных учреждений г. Темиртау.




Подготовила: воспитатель 1 категории

Балашова Е.И.





Темиртау

2015 г.


Самое лучшее открытие - то,

которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон.

В XXI веке человечество стало осознавать необходимость существования в согласии с законами природы. К сожалению, в реальной жизни большинство людей все еще продолжают бороться с природой ради извлечения сиюминутной выгоды. Не понимая, что биологическая эволюция будет продолжаться и без человека, а человек не сможет сохраниться, если будет разрушена среда, в которой он сформировался как биологический вид. Эту простую истину должен понять каждый, и понимание этого должно проникнуть в сознание человека с самых ранних лет, а затем развиваться и укрепляться. Обострение экологической проблемы в Казахстане и мире диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопользования. В государственный приоритет в "Стратегии 2030" РК отнесены: экологическая безопасность, рациональное использование природных ресурсов, экологическое благополучие граждан. В соответствии с приоритетами государственной политики, с требованиями ГОСО, с концепцией перехода на 12-летнее обучение эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Воспитание экологической культуры и трудолюбия у детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Ведь только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой, может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас - экологический кризис, засилье компьютерных игр, отрывающих детей от деятельной жизни.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в детстве. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного раскрепощения, через активное исследование и игровые формы, разнообразную практическую деятельность. Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет, отметила, насколько быстро дети усваивают знания, полученные в практической деятельности: работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо прочнее и быстрее, и является для детей наиболее ценным. К сожалению, условия наших дошкольных учреждений не всегда могут ответить потребностям детей трудиться на огородах, цветниках, клумбах, знакомиться с обитателями живых уголков, непрерывно, день за днём, ухаживать за растениями и животными.

Наш мини - центр в этом выгодно отличается от всех, так как имеет большой огород, цветник и огромное количество клумб и цветочных бордюров. Сам мини - центр окружают множество интересных посадок, деревьев разного вида. Так же воспитанники имеют возможность наблюдать за разнообразными птицами, живущими неподалёку: это стрижи, голуби, сороки, вороны, воробьи.

И всё это, не уходя далеко от здания центра. Наблюдая за своими детьми, отметила, что, не смотря на окружающую красоту, дети безжалостно рвут цветы, топчут муравьёв, срывают листья с деревьев. Увидев такое отношение детей к окружающей природе, поняла, что без активного участия детей в создании красоты природного окружения, дети так и останутся сторонними наблюдателями. Только если они сами будут сажать, выращивать цветы, овощи, ухаживать за деревьями и кустарниками, научаться беречь и любить природу.

На основе этого определила цель работы: формирование у дошкольников экологического сознания, системы ценностей, способствующей осознанию представления о человеке как части природы, о зависимости его жизни от её состояния, о необходимости гармонии с окружающим миром.

Принципы работы:

  • принцип научности и доступности понятий;

  • принцип краеведения;

  • принцип природосообразности.

Проведя диагностику детей по разделам экологии, результат показал, что многие дети имеют «пробелы» в знаниях. Не все дети имеют прочные знания о разнообразии растительного и животного мира, затрудняются ответить, как правильно ухаживать за растениями и животными, что необходимо для их существования и для чего они нужны.

«Формирование экологической культуры в процессе практической деятельности дошкольников с живой природой»




В связи с этим поставила задачи:

  • развитие познавательного интереса к миру природы;

  • формирование у детей системы знаний о природе;

  • осознанное понимание взаимосвязей в природе, месте человека в этом мире;

  • оценка самого себя, положительного отношения к труду, трудолюбия;

  • воспитание чувственно - эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

  • заботливое отношение к природе путем целенаправленного практического общения.

Возник вопрос - с чего начать?

Конечно же, первое - создать условия для экологического воспитания. Для этого организовала работу по созданию уголка природы в группе: с коллегами посадили разнообразные комнатные цветы, в живом уголке поселили аквариумных рыбок, пополнили инвентарь для трудовой деятельности. Также оформили календарь природы, который позволяет детям самостоятельно и систематически отмечать состояние погоды, время года и соответствующий месяц. В качестве наглядного материала в уголке подготовили коллекции семян, гербарии, фотографии представителей животного и растительного мира. Все это способствовало расширению возможности ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.

Для успешного решения задач экологического воспитания использовала следующие формы работы:

  • Экологические занятия.

  • Проектная деятельность.

  • Экспериментирование.

  • Экологические экскурсии.

  • Уроки доброты.

  • Викторины, конкурсы.

  • Проблемные ситуации.

  • Экологические выставки, экспозиции.

  • Неделя экологического творчества.

  • Экологические праздники, выставки.

  • Дидактические игры экологического содержания.

  • Экологические сказки.

  • Экологическая тропа.

  • Наблюдения.

  • Поисково-исследовательская работа.

В работе активно использовала методы и приёмы, способствующие формированию экологической культуры дошкольников:

  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов.

  • опыты и эксперименты.

  • проблемные ситуации (позволяющие «открыть новое знание»).

  • словесные методы.

  • практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы).

  • игровые методы.

  • практическая работа и поисковая деятельность.

  • Экскурсии.

  • метод проектов.

При этом использовала образовательные технологии:

  • ИКТ - технологии;

  • Создание экологического пространства группы и на территории мини-центра;

  • Технология проектной деятельности;

  • Технология исследовательской деятельности;

  • Личностно-ориентированные технологии.

Как гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Экспериментирование в полной мере даёт детям самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои вопросы. Ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.

Для экспериментирования выбирала объекты как неживой, так и живой природы.

Очень нравится детям экспериментировать с водой. Начала работу по знакомству со свойствами воды с подгруппой детей. Утром во время уборки в уголке природы, дети наливали воду в бутылки для отстаивания и последующего полива комнатных растений. Это помогло познакомить их со свойствами воды: принимать форму предмета, в который она налита. Так же дети заглядывали в банки, лейки, бутылки и убеждались, что вода прозрачна. Затем нюхали воду и понимали, что она не имеет запаха. Вытирая нечаянно пролитые капли воды сухими тряпочками, дети понимали, что вода мокрая и, впитываясь в ткань, делает ее мокрой. Так постепенно и ненавязчиво накапливались у детей знания о свойствах воды. Далее провела ряд занятий-опытов по расширению, углублению знаний детей со свойствами воды с использованием экспериментальной деятельности:

1. «Волшебница вода».

Знакомство детей со свойством воды - растворять в себе различные вещества и

становиться соленой, сладкой, кислой.

2. «Путешествие за капелькой воды».

Обобщение опыта детей, приобретенного на прогулках во время наблюдений по превращению воды в лед. Наглядно показала детям, как лед превращается в воду, вода при нагревании в пар, а пар при охлаждении - опять в воду.

3. «Помощница вода».

Значение воды в жизни растений, человека, животных. Связала это занятие с экспериментами с представителями живой природы: поникшей традесканцией, распустившимися веточками тополя. Широко применяла на занятиях моделирование для фиксации эксперимента, которое способствовало развитию умственных способностей детей, лучшему усвоению знаний.

Для знакомства со свойствами воздуха так же использовала эксперимент. Начала с простого - наблюдали с детьми за ветром на участке. С помощью ветрячков определяли, откуда дует ветер. Так же надували шары и сдували их, определяя содержимое шара. Провела занятие с экспериментированием: исследование воздуха в лаборатории «Загадочных наук». На этом занятии с детьми экспериментально доказали, что воздух есть везде. Для этого: скручивали мешочки с открытой стороны,

опускали в воду воронку с одетым на нее шариком, опускали в воду стакан с бумажной салфеткой. Дети наглядно убедились, что воздух есть везде вокруг нас и делали выводы с помощью взрослых о скрытых свойствах воздуха. После этого занятия продолжили знакомство с воздухом в повседневной жизни: в уголке природы дети бросали в тазик с водой кусочки кирпича, почвы и убеждались, что там есть воздух. Наблюдали за пузырьками в баночке с водой и делали выводы о наличии в воде воздуха.

На следующем занятии расширила знания детей о свойствах воздуха и показала детям, что воздух можно сжать. Провела опыт с шариком и весами: взвешивала надутый шар и дети убедились, что он тяжелее не надутого. Демонстрировала опыт с парашютом и падением кубика. Кроме этого познакомила детей со значением воздуха в жизни человека. После каждого опыта мы фиксировали результат при помощи моделирования и зарисовок. Так эксперименты с воздухом учили детей анализировать увиденное и систематизировать его в моделях и рисунках, которые способствовали развитию умственных способностей детей.

Знакомить с магнитом детей начала с игры. Детям раздала удочки с веревочками, на конце которых были привязаны магнитики, с помощью которых ловили и отпускали рыбку со скрепкой. Этим заинтересовала детей. Затем провела занятие «Магнит - волшебник», на котором дети при помощи экспериментов убедились, какие предметы магнит притягивает, а какие нет. Эти опыты еще сильнее вызвали любопытство детей и желание самостоятельно экспериментировать с магнитом. С этой же целью для детей были приобретены магнитные доски для рисования. Так с помощью экспериментов дети с легкостью усвоили свойства магнита, учились анализировать скрытые свойства магнита, учились сравнивать и обобщать.

Во время экспериментов с живой природой особое внимание уделялось растениям. Для этого в уголке природы мы с детьми проращивали одинаковые семена в двух блюдцах (сухом и с влажной тканью). После этого сажали в землю сухие и проращенные семена. Проращивали луковицы в сухой банке и в банке с водой. Эти опыты подводила детей к выводу о необходимости влаги для растений.

Для понимания детьми необходимости света для роста растений помещали одинаковые ветки тополя в темное и светлое место, и наблюдали за распусканием листьев у ветки, находящейся на свету. Похожий опыт проводили с ветками тополя, помещенных в теплое и холодное место для понимания необходимости тепла для роста растений.

После этого провела занятие «Как растения приспособились зимовать». На нем с детьми при помощи моделей фиксировали результаты наблюдений и делали выводы об основных потребностях растений в свете, тепле, влаге.

Связывая опыты по живой и неживой природе, проводила занятие «Осень и осенние явления». На нём с помощью моделей дети обобщали знания и делали выводы о связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

После серии наблюдений в уголке, на прогулке и проведенных опытов провела занятие «Все нужны друг другу в лесу», где обобщила представления детей о лесе, как о сообществе. Учила устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и взаимосвязи живой и неживой природы.

Особое внимание стараюсь уделять эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Активно использую приёмы положительного подкрепления эвристических находок и успехов детей. Такие как:

  • Ласковый поощряющий взгляд робким попыткам неуверенных детей.

  • Жест - я - молодец!

  • Аплодисменты удачному ответу.

  • Круг почёта самому сообразительному.

  • Награждение медалью «умника» и «умницы».

Обобщая свой опыт работы, выделила несколько правил, которые необходимо соблюдать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию:

  • Не следует отказываться от желаний ребёнка, даже если они кажутся глупыми.

  • Нельзя всё время указывать на ошибки и недостатки в действиях детей.

  • Нужно поощрять детское любопытство.

  • Позволять ребёнку действовать самостоятельно с разными предметами и материалами.

  • Помогать советом и делом во время эксперимента.

  • Побуждать доводить начатое дело до конца.

  • Расспрашивать о результатах деятельности.

Активно привлекала к работе родителей, используя следующие формы работы:

  • Анкетирование;

  • Индивидуальные беседы;

  • Показ организованной образовательной деятельности;

  • Родительские собрания;

  • Педагогический всеобуч;

  • Семейная игротека;

  • Участие в проектной деятельности;

  • Совместные экскурсии;

  • Привлечение к участию в праздниках;

  • "День открытых дверей".

Провела консультацию «Эксперименты, что это такое». Предложила родителям и дома заняться экспериментами, используя разработанными для этого простейшими проблемными ситуациями. Такие как:

  • «Как вода льётся?» ( Из разных сосудов по-разному)

  • «На что похожа вода в разных ёмкостях?»

  • «Куда вода прячет сахар?»

  • «Модница вода. (Наряжаем воду краской в разные цвета)»

  • «Что не тонет в воде?»

  • «Куда девался снег?»

  • «Почему растаяла сосулька?»

  • «Испарение воды»

  • «Почему идёт дождь?»

  • «Почему идёт снег?»

  • «Где живёт воздух?»

  • «Почему не тонет лодка?»

  • «Что любит магнит?»

  • «Почему у компаса крутится стрелка?»

  • Как два магнита «ссорятся и мирятся?».

Многие родители заинтересовались этой работой и даже подарили детям большой 100 литровый аквариум. Сколько было радости и счастья у детей! Мы заселили его разными рыбками: золотыми, сомиками, прилипалами, улитками-катушками. Дети с большим удовольствием наблюдают за жизнью рыб, их ростом и развитием. Нравится детям кормить рыбок, отмечать изменения, происходящие в аквариуме. Это позволило провести серию наблюдений за рыбками и улитками в аквариуме.

-Что помогает рыбке плавать?

-Как рыбки дышат?

-Как рыбка кушает?

-Какой корм любят сомики?

-Почему прилипалу назвали прилипалой?

-Зачем сомику усы?

-Как улитка ползает?

-Что любят кушать улитки?

Нам очень хотелось бы завести и другие «живые объекты» - попугая, морскую свинку, но, к сожалению, у некоторых детей аллергия на перья и шерсть. А вот комнатные растения помогают нам удовлетворить потребность детей в познании. Наши дети не только ухаживают за растениями, но и сами высаживают отростки комнатных растений в маленькие горшочки, а на 8 марта дарят цветы мамам. Тем самым, делая настоящую живую красоту окружающего мира своими руками. Зимой с большим удовольствием дети участвовали в создании «Огорода на окне». Зелёный лук любят не все дети, но выращенный своими руками на окне этот полезный овощ, стал, любим многими. Родители рассказывали, что дети и дома предложили, а некоторые и заставили посадить лук.

Конечно, внешняя богатая природная зона не осталась без внимания. С детьми и родителями организовали работу на огороде: сажали, поливали, пололи, а в конце сезона собрали урожай и передали его на кухню. Дети с большим удовольствием и гордостью уплетали салаты, супы из овощей, выращенных своими руками. Очень понравилось детям наблюдать за ростом кабачков и огурцов, они мерили их ладошками и отмечали, как вырос за день кабачок и огурец. Горох тоже стал фаворитом. Дети сами срывали стручки и лакомились ими. Наибольший восторг у детей вызывали тыквы - точнее их размеры. Детям нравилось устраивать с ними «обнимашки». А картошка выкопанная лопатками и собранная в ведёрки заслужила особую их любовь. Мы передали её на кухню, и повар приготовила для детей их любимое блюдо из картофеля - «пюре».

Активно использую в своей деятельности проектный метод. В течение года были реализованы проекты: «Мир цветов», «Чудо огород», «Очаровательный сорняк», «Лекарственные растения», «Лето растило - осень подарила». Дети совместно с родителями приняли активное участие в проектной деятельности. Они не только узнали много интересного, но и создали немало шедевров из природного и подручного материала. Своим опытом работы по проектной деятельности поделилась с участниками Областной научно - практической конференции «Профессиональная компетентность педагога - как условие повышения качества дошкольного образования» (2014 г.)

Сколько удовольствия дети получили от работы в цветнике: установили очерёдность полива, прополки, сами звали меня к клумбе, где распускались первые цветы. После цветения собирали семена, активно обсуждали, где какие цветы посадят и зачем они нужны. Дети стали добрее, отзывчивее, перестали рвать цветы. После наблюдения за пчёлами даже поговорку сочинили: «Я пчёлке не мешаю, я для неё цветы сажаю!» Раньше очень «доставалась» одуванчикам на нашей площадке, теперь же дети поняли, что рвать жёлтые одуванчики нельзя - пчёлка с них собирает нектар. Очень увлекла детей идея сделать большой живой ковёр из одуванчиков по всей территории гимназии. Для этого мы с ними специально ходили собирать белые отцветшие одуванчики и раздували семена по всей территории мини - центра. Самое замечательное, что на следующий год - одуванчики и вправду были везде!!! Птицы тоже не остались без нашего внимания: родители помогли нам изготовить кормушки, скворечники для птиц, дети выносили на прогулку хлеб, оставшийся после завтрака, и кормили голубей и воробьёв живущих неподалёку. Много птенцов голубей дети выходили. Неосторожные голубята срывались с крыши и оставались на земле, ещё не умея летать и искать себе пищу. Дети откармливали их семечками, принесёнными из дома, поили водичкой, помогали устроить им в коробках гнёзда.

Очень нравились детям экологические праздники: «У солнышка в гостях», «Праздник Летних дождей», «Чудесные витаминки», «Пернатые друзья». Развлечения: «Знай, люби, береги», «Братья наши - меньшие», «Водные превращалки» Так практическая ежедневная деятельность детей в природе помогала сформировать у детей необходимый уровень знаний умений и навыков. И это заметно по результатам итоговой диагностики.

«Формирование экологической культуры в процессе практической деятельности дошкольников с живой природой»




В заключении, хочется отметить, что эта работа проводилась и проводится не зря! Наблюдая за деревьями, растениями, рыбками и птицами, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, не дают другим ломать растения, обижать птиц. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, также выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! «Формирование экологической культуры в процессе практической деятельности дошкольников с живой природой» «Формирование экологической культуры в процессе практической деятельности дошкольников с живой природой»



© 2010-2022