Статья. Консультирование дошкольников в общении со сверстниками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое консультирование дошкольников в общении со сверстниками

Адиатуллина Элина

Научный руководитель

кандидат психологических наук, доцент

Нурлугаянов Ильшат Назифович


Аннотация: Статья определяет психологическое консультирование дошкольников в общении со сверстниками и раскрывает особенности данной проблемы в ходе исследований.

Ключевые слова: психологическое консультирование, общение, дошкольники, общение со сверстниками.

Вопрос формирования общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, однако интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многочисленных других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Собственно он еще в 30-х г.г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному условию и необходимому условно-социального и психического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого отклика в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

Целью исследования было изучение общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Объектом исследования - формирование личности ребенка.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы «Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.

2. Изучить методические подходы к проблеме общения дошкольников со сверстниками.

3. Разработать по полученным результатам практические рекомендации по психологическому консультированию дошкольников в общении со сверстниками.

Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

- диагностические методы;

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы в консультировании дошкольников и преодоления проблем общения между сверстниками.

С целью изучения зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет».

В эксперименте участвовали 20 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) МАДОУ детский сад №306. Исследование включало в себя 3 этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

В констатирующем эксперименте была поставлена задача:

- определить уровень развития общения у дошкольников со сверстниками.

Объективными показателями, характеризующими уровень развития общения у дошкольников, были выделены два ряда умений:

1 ряд умений - использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность), установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции);

2 ряд умений - внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

В ходе игры каждого ребенка «по секрету» от остальных попросили по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку сказали: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки».

Далее дали ребенку 3 картинки со словами: «Ты можешь подарить их ребятам, которым сам захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

На основании данных определили статусное положение каждого ребенка (рис.1).

1 «предпочитаемые» - 10 выборов;

2 «принятые» - 6 выборов;

3Статья.Консультирование дошкольников в общении со сверстниками «непринятые» - 3 выбора;

4 «изолированные» - 0-1.


Рис.1.Статусное положение ребенка.

Дошкольники требуют сотрудничества и признания от всех сверстников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Отсюда можно сделать вывод, что популярных в группе отличает высокая чувствительность к обращениям сверстников. Они отзывались почти на все обращения, независимо от их характера. Малопопулярным и непопулярным ребятам свойственны в этом отношении более низкие показатели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера.

В ходе исследования были определены критерии оценки сформированности общения у детей: эффективное общение возможно в том случае, если будет успешными:

  1. передача информации:

- устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза;

- обращается к сверстнику по имени;

- используя доброжелательный тон;

- в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитивных слов;

- когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним;

- в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого);

2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться, умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.

Перечисленные выше умения общения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как «5 баллов». Одно отклонение от норм оценивается как «4 балла», два отклонения как «3 балла», три и более - «2 балла». Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателем в каждом коммуникативном действии оценивается как «1 балл».

На основании данных, средний показатель сформированности умения межличностного общения по экспериментальной группе 78,7б.

Средний показатель сформированности умения межличностного общения на каждого ребенка индивидуально составил 3,7 баллов.

С этими данными приступили к формирующему эксперименту.

Ведущей формой работы с детьми явились занятия этического характера. Для обучения детей умению межличностного общения предлагался цикл из 12 занятий.

Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.

Каждое занятие ставит своей целью обучить:

  • умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;

  • умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);

  • умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности;

  • умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов;

  • умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу;

  • умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение;

  • умению внимательно выслушивать собеседника;

  • умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать);

  • умению вести себя в конфликтной ситуации.

Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез по определению умения общению у дошкольников со сверстниками.

Были использованы те же тесты, что и в констатирующем эксперименте, проводились тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения.

При сравнении показателей констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что в экспериментальной группе произошли изменения по средним показателям, этот показатель составил 4,7 баллов индивидуально на каждого ребенка и сформированности умения общения составила 90 баллов.

Результаты улучшились. Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, чем в констатирующем эксперименте - дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале работы, подтвердившейся и конкретные методические приемы по развитию общения старших дошкольников со сверстниками, заслуживающими внимания.

Изучение развития общения показало.

1. Комплекс занятий включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения.

2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми охотнее общаться.

3. Анализ литературных источников, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранной материал наиболее логическим и приемлемым способом, в соответствии с целью исследования.

4. Экспериментальные занятия в подготовительной группе были достаточно продуктивны. Подобранный и модифицированный игровой комплекс занятий, способствует развитию общения старших дошкольников со сверстниками.

5. Комплекс занятий позволяет дать рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми.

Мы не считаем результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать методические приемы и методику их использования. Много будет зависеть также от воспитателя, от родителей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что, если комплекс занятий включает в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, то можно развить общение со сверстниками дошкольника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы. Семья в России, 2004, № 2, - 32 с.

2. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. - М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. - 204 с.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002. - 512 с.

5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт РАН, 1995. - 368 с.

6. Бреслав Г.М. Педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и диленантов. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 2005.,с. 245.


© 2010-2022