- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа комплексных мероприятий по организации духовно-нравственного воспитания «Берегинюшка» (данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста, срок ее реализации: 2012 – 2014 учебные годы)
Программа комплексных мероприятий по организации духовно-нравственного воспитания «Берегинюшка» (данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста, срок ее реализации: 2012 – 2014 учебные годы)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гашкова Н.Ю. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Холмогорский детский сад «Домовенок»
Программа комплексных мероприятий по организации духовно-нравственного воспитания «Берегинюшка»
(данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста, срок ее реализации: 2012 - 2014 учебные годы)
Гашкова Наталья Юрьевна, воспитатель;
Белоусова Людмила Ильинична, воспитатель.
с. Холмогорское
2013 год
Целью программы комплексных мероприятий по организации духовно-нравственного воспитания детей «Берегинюшка» реализуемая в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Холмогорском детском саду «Домовенок» в 2012 - 2014 учебных годах является формирование духовно-нравственного здоровья детей дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры через ознакомление с народным творчеством и русскими традициями.
Для выполнения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
-
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
-
Ознакомить детей с подлинными произведениями народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Развить желание создавать предметы декоративно-прикладного искусства. Закрепить представления об особенностях народной росписи. Формировать умение видеть смысловое значение изделий.
-
Привить детям устойчивый интерес к устному народному творчеству: научить видеть народную мудрость, заключенную в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках. Вызвать интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
-
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Реализация программы в основном проходит через следующие образовательные области:
Коммуникация - обогащение словарного запаса воспитанников новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями и т.п.
Художественная литература - чтение сказок, потешек, поговорок, произведений русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых земли Русской и ее защитниках.
Художественное творчество - знакомство детей дошкольного возраста с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол и др.).
Музыкальное творчество - ознакомление с русскими народными и православными песнями, а также танцами и хороводами.
Для более успешной реализации программы обозначены основные направления деятельности:
-
Работа с коллективом педагогов;
-
Работа с детьми;
-
Работа с родителями;
-
Преобразование творческой предметно-развивающейся среды в группах.
Праздники в детском саду проводятся в соответствии с православным народным календарем и разнообразны по содержанию и по форме. Игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, концерты позволяют дошкольникам получить особенно яркие впечатления.
В каждом празднике хозяйка «Берегинюшка» [1] вкратце рассказывает о празднике, знакомит детей с традициями, обрядами, обычаями. Праздник состоит из закличек, хороводов и русских народных игр, соответствующих сезону и данному празднику. В будущем на некоторых праздниках мы планируем знакомить детей с иконами, так как это часть русской православной культуры. В конце каждого праздника дети получают угощение или подарок - оберег от хозяюшки.
Непосредственно образовательную деятельность по приобщению к народной культуре организует также хозяйка «Берегинюшка». На занятиях дети лепят народные игрушки, затем расписывают их элементами узора. Знакомятся с историей народного промысла, традициями и укладом жизни.
На нашей музейной полке представлена коллекция обрядовых кукол-оберегов, с которыми мы знакомим детей и взрослых. Куклы-обереги имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры нашего народа.
Без тесного взаимодействия с родителями и социумом невозможно достичь высокого качества в поставленных образовательных задачах. Родители все больше и больше становятся активными участниками и помощниками в реализации нашей программы. Для родителей в течение года была оформлена папка-передвижка «Православная культура», куда в течение года помещался материал: «Виды малых жанров фольклора», «Возвращаясь к истокам» (о колыбельных песнях), «Дорога добра», «Благодарное слово» (о благодарности к Богу, людям, Родной земле), также тексты колыбельных песен, потешек, стихов, которые они заучивали дома с детьми. Родители также помогали в проведении мероприятий и были их активными участниками.
Годовое тематическое планирование (2012 - 2013 учебный год - I этап - ознакомительный, 2013 - 2014 учебный год - II этап - закрепительный):
СЕНТЯБРЬ
-
Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
-
Проведение родительского собрания на тему «Духовно-нравственное воспитание в семье» целью которого является выяснение роли родителей и педагогов в духовно-нравственном воспитании детей.
-
Проведение занятия «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - дети узнают основное назначение одежды - беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; увидят отличия праздничной и повседневной одежды.
-
Педагогами совместно с родительским комитетом организован подбор материала о русском народном костюме [2].
ОКТЯБРЬ
-
Консультация с педагогами: «Пришли мне чтения доброго», в результате которой подбираются литературные произведения с нравственной направленностью и духовным содержанием: былины, молитвы, сказания, песни и т.п.
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему «Платок (покров)» - дети познакомятся с историей празднования праздника Покрова, народной традицией обращения нуждающихся о заступничестве к Богородице. Итогом занятия является роспись платков и их выставка.
-
Проведение праздника «Осенины» - дети узнают о платке Богородицы (омофор), который покрывает всех от бед и несчастий, слушают колокольный звон и смотрят сказку осеннего леса (кукольный театр), а на прощание герои сказки угощают детей сладостями [3].
-
Выставка «Сказочные дары осени» - дети совместно с родителями превращают обычные овощи в сказочных героев.
-
Беседа «Рубаха-косоворотка» организованная хозяйкой «Берегинюшкой», по окончании которой, дети могут примерить рубахи и поиграть в хороводные игры.
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Русский народный костюм» - воспитанники в роли дизайнеров сами украшают орнаментом предложенные костюмы, не забывая об особенностях мужской и женской одежды и степени их принадлежности.
НОЯБРЬ
-
Проведение мастер-класса для педагогического коллектива «Декоративно-прикладное искусство, основа духовно-нравственного воспитания детей» - педагоги ознакомятся с историей обрядовой куклы и сделают небольшие обереги [4].
-
Проведение беседы о творчестве русского народа посредством народной музыки, где дети познакомятся с жизнью и бытом русских людей, через слушание народных песен, разучивание закличек, ведение хороводных игр [5].
-
Разучивание русских народных пословиц и поговорок, старинных высказываний - дети узнают, что это народная мудрость, и она выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.
-
Занятие по изобразительной деятельности (лепка) «Петушок» по мотивам дымковской игрушки - дети познакомятся с дымковской игрушкой, побывают в «гостях» у дымковских мастеров (представление презентации) [6].
ДЕКАБРЬ
-
Подбор аудиозаписей по русским народным сказкам - пополнение игрового центра «Старинный граммофон» для самостоятельного прослушивания детьми сказок, записанными известными актерами.
-
Проведение литературного калейдоскопа по малым фольклорным формам - дети показывают небольшую театрализованную игру, построенную на пословицах и поговорках, дети объясняют Фоме и Ереме смысл «спрятанный» в пословицах и поговорках, который поможет им быть добрее и справедливее, а в благодарность Фома и Ерема расскажут детям небылицы и угостят сладостями [7].
-
Занятие по изобразительной деятельности (роспись) на тему «Дымковский индюк» - дети научатся у дымковских мастеров расписывать игрушки, зададут много интересных вопросов об узорах, орнаменте, придумывают небольшие сказки о своей игрушке [8].
ЯНВАРЬ
-
Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве от «Берегинюшки» воспитанники узнают об истории Рождества, о событиях той Святой ночи.
-
Разучивание рождественских колядок.
-
Акция «Дни Милосердия» - дети и взрослые приготовят небольшие подарки детям-сиротам к Рождеству - открытку «Рождественский ангел», дети научатся быть милосердными, они ответственно относятся к этому делу и приносят в дар игрушки и сладости для детей-сирот, а также искренно желают им поскорей обрести свою семью.
-
Выставка детских работ «Рождество в лесу» - дети с удовольствием рисуют сказочный лес в кануне Рождества [9].
ФЕВРАЛЬ
-
Конкурс патриотической песни - педагогический коллектив, воспитанники и их родители исполняют песни о военных и своей родине, участие русских богатырей украшает данное мероприятие.
-
Спортивные состязания «Богатыри земли русской» - дети соревнуются в силе, быстроте и ловкости, вспоминают доблестные поступки богатырей.
-
Беседы с «Берегинюшкой» о традиционной кухне в Православные праздники - некоторые блюда дети с удовольствием попробуют.
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Народная вышивка» - дети познакомятся с вышивкой, разглядывают вышитые изделия, иллюстрации. Узнают, что украшения из вышивки считались оберегом и что по вышивке можно было многое узнать о самой хозяйке и ее жизненным укладом [10].
МАРТ
-
Проведение беседы «Женский головной убор» - дети познакомятся с русскими головными уборами: кичка рогатая, капор, сорока. Узнают историю головного убора и традиционных украшений - височных подвесках, которые также являлись оберегами [11].
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Украшаем кокошник» - девочки самостоятельно украшают кокошник орнаментом, а затем наряжаются и играют в нем в игры.
-
Разучивание хороводных и подвижных русских народных игр - дети познакомятся со старинными народными играми, сделают вывод, что они очень интересные и веселые, и каждой игре соответствует свой календарный праздник.
-
Праздник для мам - дети поздравляют своих мам с праздником, а хозяйка в образе матрешки познакомит с историей изготовления матрешки, рассказав, что первые матрешечники Сергиева Посада, продолжая традиции иконописи, большое значение придавали (лику) лицу матрешки, олицетворяя её с матерью, которая дает жизнь новому человеку.
АПРЕЛЬ
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Пасхальное яичко» где дети самостоятельно расписывают пасхальное яйцо, одновременно знакомясь с историей великого праздника Пасха, узнают почему яйцо принято красить в луковой шелухе, познакомятся с традиционными росписями пасхальных яиц, в конце занятия «Берегинюшка» угостит всех пасхальным куличом и научит приветствовать друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христосе Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!».
-
Занятие по изобразительной деятельности (лепка) на тему: «Филимоновские красавицы и солдаты» от «Деда Филимона» (персонаж кукольного театра). Дети узнают о мастерах из деревни Филимоново в Тульской области, их быте, о традиции изготовления народной игрушки и сами попробуют изготовить игрушку.
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Роспись Филимоновских красавиц и солдат» где дети продолжат знакомство с мастером филимовских игрушек «Дедом Филимоном», который познакомит воспитанников с традиционной росписью игрушек, орнаментом, цветовой гаммой и предложит самим расписать свои игрушки, дети работают с удовольствием и постоянно обращаются за советом к «Деду Филимону».
-
Разучивание хороводных и подвижных народных игр. «Берегинюшка» подготовит для детей новые народные игры и забавы, дети с удовольствием разучат новые игры для развлечения на масленичной неделе.
-
Проведение фольклорного развлечения «Как у наших у ворот» - празднование масленицы, в гости к детям приходят скоморохи, и даже заглянет Баба-Яга, дети расскажут ей о празднике Масленица, о значении каждого дня недели в окончании праздника, сожгут чучело «Масленицы» и угостятся блинами. В празднике участвуют также и родители.
МАЙ
-
Концерт для ветеранов - коллектив детского сада и дети подготовят для ветеранов праздничный концерт посвященный дню Победы. В 2012 - 2013 учебном году было приглашено 2 ветерана. Дети провели экскурсию по детскому саду, рассказали, как они живут в детском саду, чем занимаются, а затем уже ветеранов пригласили на концерт, где дети исполнили военные песни, показали небольшую сценку, читали стихи посвященные войне, а ветераны в свою очередь рассказали о войне, о тяжелой и горькой жизни, о героически павших на полях боя друзьях, и исполнили песню «Катюша». Также ветераны поделились воспоминаниями о своих детских годах и впечатлениями от посещения детского сада. По окончании концерта дети пригласили ветеранов на чаепитие [12], [13].
-
Выставка детских работ «Мы против войны».
ИЮНЬ
-
Итоговое мероприятие «Ярмарка ремесел» - веселый праздник с закличками, песнями, небылицами, народными играми. Дети рассказывают обо всем новом, что узнали за год [14].
-
Выставка детских работ по народной игрушке - особая гордость детей для их родителей [15].
-
Занятие-утренник «Троица» (кукольный спектакль-сказка «Приключения Красной Шапочки»).
-
Экскурсия в Свято-Троицкий Собор на праздник Троицы. Итогом экскурсии планируется изготовление памятного альбома.
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Свято-Троицкий Собор».
-
Итоговая диагностика. Анализ диагностики.
ИЮЛЬ
-
Занятие-утренник Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. (Кукольный спектакль-сказка «Именины у слоненка»). Ознакомление детей с особенностями празднования праздника Святых Апостолов Петра и Павла. Создание радостного, праздничного настроения у ребят. Объяснить детям, на доступном их пониманию уровне, понятие об именинах и именинниках, о том кто такие Святые и т.д.
-
Музыкальная игра «Каравай». Закрепить у детей желание поздравить именинника, подобрать для него подарок.
-
Рассматривание и пояснение иллюстраций икон Святых, чьи имена носят дети. Познакомить детей с доступными их пониманию произведениями иконописи.
-
Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники» Воспитание уважительного, внимательного отношения к ближним, и
способности к сопереживанию и сорадованию.
-
Занятие по изобразительной деятельности (рисование) на тему «Лето красное», на котором дети отображают свои впечатления о летнем отдыхе.
-
Занятие по изобразительной деятельности (лепка) по знакомству с рельефом и барельефом «Красно солнышко».
АВГУСТ
-
Занятие-утренник «Яблочный Спас» (Преображение Господне). Кукольный спектакль-сказка «Лукошко яблок». Педагоги расскажут на доступном для детского понимания уровне об истории Православного праздника, объяснят, почему люди стараются в этот день не только освятить плоды, но и одевают праздничные белые наряды, в воспоминание об изменении (преображении) в блистающие ослепительно-белые одежды самого Христа много-много лет назад на горе Фавор.
-
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Дерево-символ». Раскрыть значение разных символов дерева: строительство, тепло, уют.
-
Итоговое музыкальное мероприятие «Ах, лето…».
-
Организация выставки детских работ «Праздники».
Анализ проведенных мероприятий:
Работа по Программе комплексных мероприятий по организации духовно-нравственного воспитания «Берегинюшка» детей дошкольного возраста помогла нам достичь следующих результатов в 2012 - 2013 учебном году:
-
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
-
Воспитанники научились играть в русские народные подвижные игры, используя различные атрибуты, а также стали различать народные игры по календарным праздникам.
-
Дети знают много русских народных сказок, былин, песен и т.п.
-
Дети активно участвуют в русских народных праздниках, а также в некоторых православных праздниках.
-
Воспитанники знают историю народного костюма, головных уборов и обуви наших предков.
-
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
-
Приобщились к опыту православной культуры, познакомились с формами традиционного семейного уклада.
Уже сейчас на различных мероприятиях ребята не балуются, как это было раньше, лица у ребят одушевленные и заинтересованные. На праздник они спешат с большим удовольствием. Родителям и друзьям старшие ребята могут рассказать главное - суть праздника. Сотрудники заметили, что радость после проведения Православных праздников совсем иная, более благостная, чем от Новогодних утренников или праздников типа «8 Марта».
Особый интерес вызывают у детей предметы старины, что особенно влияет на воспитание патриотических чувств, вызывает гордость за свой народ [16], [17], [18], [19], [20]. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети проникаются уважением к народному мастерству и творчеству в целом.
В результате, пополнилась библиотека народных сказок, собрана картотека малых фольклорных форм (потешек, скороговорок, дразнилок и др.) и появились новые дидактические игры. На музыкальных занятиях проводились русские народные подвижные игры, хороводы, разучивались народные песни, танцевальные движения. В итоге проводились музыкальные развлечения «Как у наших у ворот», «Ярмарка ремесел» и т.д. По инициативе родительского комитета в группах созданы центры русских народных инструментов: ложки, трещотки, гусли, дудочки, балалайки и т.д.
Диагностические обследования проводились в сентябре и июне месяце. Согласно реализованного плана можно увидеть положительный результат проделанной работы. В сентябре показатель низкого уровня развития художественно-творческих способностей воспитанников составил 20%. Показатель среднего уровня - 60%, а высокого - 20%. На конец первого полугодия показатель низкого уровня отсутствует, показатель среднего уровня составляет 20%, а высокого уровня - 80%. Заметна положительная динамика развития художественно-творческих способностей. По остальным направлениям образовательных областей также наблюдается положительная динамика.
Родители наших воспитанников также с удовольствием узнают много интересного о православных праздниках и выразили свое желание, чтобы их ребенок стал участником встречи с Настоятелем Свято-Троицкого Собора Шарыповским благочинным протоиереем Павлом Фроловым.
Для наиболее эффективного духовно-нравственного развития детей администрацией Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Холмогорского детского сада «Домовенок» была организована работа по сотрудничеству с местной православной религиозной организацией Приходом Свято-Троицкого Собора города Шарыпово. Через взаимодействие нам будет наиболее понятно, как лучше выстроить работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Отец Павел дал свое согласие в проведении некоторых мероприятий детского сада.
Работа с педагогами велась в виде консультаций, предлагался материал в уголки изобразительной деятельности в виде силуэтов по народным промыслам согласно программе. В рамках заседаний районного методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп кратковременного пребывания мы поделились имеющимся опытом по реализации данной Программы с коллегами Шарыповского района. Учли замечания и предложения, высказанные воспитателями для усовершенствования дальнейшей организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Мы считаем, что работа по предложенной Программе принесла воспитанникам много интересных знаний, открытий и надеемся продолжить нашу работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста и приобщению их к основам православной культуры. Главный результат, на который очень хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятию зла.