Конспект познавательного занятия Путешествие по Башкортостану в подготовительной группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательное занятие в подготовительной группе на тему:

«Путешествие по Башкортостану»

Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края.

Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики.

Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Материал и оборудование:

Макет плана-маршрута,

Макет (гора, река, домики),

Кукла Ваня,

Карта РБ (нарисованная),

Карты РБ (детские),

Картинки деревьев,

Картинки птиц,

Елка искусственная,

Баночки по 2 шт.на стол (с водой, с мелом),

Карандаши цветные,

Стаканчики,

Диск с башкирской музыкой,

Ноутбук.

Предварительная работа:

Знакомство с горным ландшафтом РБ;

Знакомство с деревьями, животными, птицами РБ;

Знакомство с картой РБ;

Работа по индивидуальным картам;

Знакомство с легендой « О происхождении Уральских гор».

Ход занятия:

Звучит башкирская музыка.

Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».

О березовом листочке.

Взгляни на глобус.

Вот он- шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же - великая Россия-

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с березы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки с самого утра.

Но зеленел листок

Среди ветвей, питался соком

Матери своей

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

В. О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Д. Мы будем говорить о Башкортостане.

В. Что вы знаете о нашей республике?

Д. Мы знаем про леса, горы, наш город.

Ответы детей

В. Мы опять станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжать наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).

В. Перед нами находится план - маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А Ваня нам будет показывать нам путь.

(перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Ваня. На доске висит карта РБ - нарисованная).

В. Итак, отправляемся в путь. Ваня подошёл к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте ,где находятся леса.

Ребенок показывает.

В. Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их.

(за другим столом лежат картинки деревьев. Дети выбирают и называют).

В. Какие животные обитают в наших лесах?

Д. волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.

В. Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке , где находятся птицы.

Ответы детей.

В. Что дает человеку лес?

Ответы детей.

В. Что дома сделано из дерева?

Ответы детей.

В. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? И почему?

Д. Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.

В. А чем богаты леса?

Д. В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.

В. Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?

Д. Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.

В. Вы внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.

А теперь пройдем к столу и сядем. (дети садятся).

В. Отправляемся дальше. Ваня, привел нас к горе. (воспитатель передвигает куклу).

В. Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? И кто может показать их на карте.

Ребенок показывает, дети называют.

Д. Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.

В. Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?

Ребенок коротко рассказывает легенду, «Как возникла Луна и Уральские горы».

Давным - давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.

После этого стали собираться мелкие стрелки - мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело ,и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ.

Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск.

После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при раздели солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.

В. Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?

Д. Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.

В. Молодцы. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.

Таня, прочти стихотворения Салавата Юлаева « Ай, Урал, ты мой Урал»

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой - Урал!

Головой под облака

Поднялся ты мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вмести с полную рукой

Серебром одет Урал,

Вмести с утренней росой

Золотом блестит Урал.

По бокам твоим, Урал

Встали темные леса,

А у ног твоих Урал,

Степь - зеленая краса.

В. Молодец, Таня. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю она прочитала стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Данил будет водящим. Все вмесит: Ветки качаются раз, ветки качаются два, ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!

Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево.

(Руки высоко тянутся, ноги вместе - это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена - это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены - это дуб и т.п) Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.

В. Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.

Ваня идет дальше. Куда же он пришел?

Д. К реке.

В. А вы знаете, что-нибудь про реки?

Д. нет.

В. Хотелось бы узнать?

Д. Да.

В. Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о сомой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (воспитатель рассказывает и показывает на макете).

В. Как называется самая большая река Башкортостана?

Д. Белая.

В. Почему ее назвали Белая? А как на башкирский язык переводится Белая.

Д. ПО-Башкирски река Белая переводится Агидель. Ак - это белая, идель - это река.

В. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане- мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?

Д. Белая.

В. Вот так берет свое начало река Белая. Родники из - под земли проходят через меловые залежи и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?

Д. Агидель

В. Почему ее так назвали Белая?

Д. Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.

В. К этой реке присоединяются много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (индивидуальный опрос детей).

В. Сегодня мы узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана - Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?

Д. Отметить реку.

В. Конечно. Где берет начало река Агидель?

Д. Агидель берет начало на горе Иремель.

В. Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).

В. Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, Почему?

Д. Потому что присоединились еще ручейки.

В. Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).

В. Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами.

(дети работают самостоятельно)

В. Где мы сегодня останавливались? О чем говорили.

Д. Мы говорили про леса, горы, реку.

В. А с чем вы сегодня познакомились?

Д. Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.

В. А с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?

(ответы детей)

В. Башкортостан - это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Эльвира прочитает стихотворение.

Башкортостан.

З. Кульбеков

Башкортостан - чудесная земля!

Кругом сады, зеленые поля.

На зорьке тихо, солнце ясное

Как белый лебедь, Агидель плывет.

Башкортостан родная сторона,

Солнцем и добром она полна.

Клокочет кровь земли в твоей груди,

Летят составы нефти и руды.

Стоит скалой моя республика всегда

На страже мира, счастья и труда!

Башкортостан - родная сторона,

Солнцем и добром она полна.


© 2010-2022