Программа для воспитателя доу Одарённый ребёнок то 2 до 7 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Николаевская общеобразовательная школа.





Утверждена Рассмотрена на педагогическом

Приказом № совете

От «__»________________ Протокол №

Директор от «___»___________________

_______________ Л.А. Черкашина

ПРОГРАММА

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЁННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.



(ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ)









ВОСПИТАТЕЛЬ: ДУБОВЦЕВА А.А.









СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2015-2016 Г.





Содержание:



  1. Пояснительная записка.


  1. Цели и задачи программы.


  1. Планируемый результат.



  1. Содержание программы.

-Теоретическое обоснование.

-Исследовательско - диагностический этап.


  1. Условия реализации программы.


  1. Заключение.








1. Пояснительная записка.

Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. "Родовыми" чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2.Цель программы:

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи программы:

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.



3.Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

4.Содержание программы:

1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1

Таблица №1.

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.

Программа для воспитателя доу Одарённый ребёнок то 2 до 7 лет.



Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

Таблица 2.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

2. Исследовательско-диагностический этап.

Цель:

Получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

Задачи:

1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Таблица 3

Младшая разновозрастная группа (с 2 до 4 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок направленный на развитие качества

Воспитатель

Академическая одарённость

Мотивационно-личностные характеристики

Наблюдения, педагогическая диагностика.

Ведение индивидуальных карт развития.







Художественное Творчество

Способность к обучению

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Изучение продуктов детского творчества.

Тест «Что за игрушка»


Вокальная одарённость

НАБЛЮДЕНИЕ

Методики В. Кудрявцева «Как спасти зайчика», «Солнце в комнате»

Музыкальные занятия

Развитие речи

Литературная одарённость

Артистическая одарённость

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

НАБЛЮДЕНИЕ

Физкультурные занятия

Коммуникативная одарённость

Социально-личностная одарённость

Наблюдения в свободной деятельности.

Через сюжетно-ролевые игры

Лидерская одарённость

Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

Старшая разновозрастная группа (с 4 до 7 лет)

Виды одарённости

Составляющие

Методики диагностики

Кружок направленный на развитие качества

Воспитатель

Академическая одарённость

Мотивационно личностные характеристики

Способность к обучению

Наблюдения, педагогическая диагностика.

Ведение индивидуальных карт развития.

Наблюдения.

Методика Юркевича «Дерево Желаний»

Познавательно исследовательская деятельность

Творческая одарённость

Художественная одарённость

Изучение продуктов детского творчества

Тест «Назови и дорисуй»

Рисунки на заданную тему.

Художественное творчество

Вокальная одарённость

Наблюдения

Музыкальные занятия

Литературная одарённость

Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке»

Развитие речи

Конструкторская одарённость

Наблюдение за игрой. Изучение продуктов детского творчества.

Познавательно исследовательская деятельность

Артистическая одарённость

Наблюдения

Концерты.

Выступления перед аудиторией

Психомоторная одарённость

Спортивная одарённость

Наблюдения

Занятия физической культурой

Коммуникативная одарённость

Социально личностная одарённость

Наблюдения в свободной деятельности.

Методика Н.Е. Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»

Тест- игра «Ситуации»

через сюжетно-ролевые игры.



  • Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

  • Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

3. Условия реализация программы.

Задачи:

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме 2 обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества

  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими садами, организованным муниципальным отделом управления образования.

Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:

  • первый этап - апробация программы;

  • второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;

  • третий этап - коррекция программы.

На этапе апробации проводится:

  • Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 - 2 месяца.

  • Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.

  • Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)

  • Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям

  • Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка

Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.

На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»

С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:

  • Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;

  • Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;

  • Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами

4. Заключение

Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:

Доминирование интересов и мотивов.

Эмоциональная погруженность в деятельность.

Воля к решению, успеху.

Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.

Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.

Бессознательное, интуитивное решение проблемы.

Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).

Многовариантность решений, прогнозов.

Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

5. Список литературы

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004

2. Богоявленская М. "Проблемы одаренного ребенка" ж/л "Обруч" 2005

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

4. Клименко В.В. "Психологические тесты таланта" С-Петербург 1996

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.



















приложение

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич.

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? - 5 мин.

  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? - 5 мин.

  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) - 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности - 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень - стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

  • Средний уровень - потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

  • Низкий уровень - дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Методика «Как спасти зайку». Автор В. Кудрявцев.

Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.

Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?»

После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

2. Методика «Солнце в комнате». Авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев.

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Педагог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1.Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) - 1 балл.

2.Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - солнышко на улице) -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - сделать из солнышка лампу) - 4 балла.

4. Конструктивный ответ, т.е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т.д.) -5 баллов.



© 2010-2022