• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Выступление на методическом объединении дефектологического цикла на тему Деятельность учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Выступление на методическом объединении дефектологического цикла на тему Деятельность учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В связи с переходом на новые Стандарты дошкольного образования и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога. Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ ВО «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII -VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»





Выступление на совместном заседании методического объединения дефектологического цикла с воспитателями дошкольных групп

на тему: «Деятельность учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»



учитель-дефектолог

И.В. Давыдова




Март 2015 г.

Деятельность учителя-дефектолога

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.


В связи с переходом на новые Стандарты дошкольного образования и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья - учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребёнка.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии в диапазоне от временных и относительно легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы. Поэтому, индивидуализация является главным критерием при планировании деятельности учителя-дефектолога.

Таким образом, речь идёт о широком диапазоне детей, у которых проблема в развитии может быть решена взаимодействием ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия развития и пролонгированные сроки коррекционной работы.

Деятельность учителя - дефектолога направлена на решение задач обучения и развития детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах. Цель моей деятельности заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в развитии. Коррекционно - развивающая работу, которая основывается на принципах коррекционной педагогики, строю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на общее развитие ребёнка.

Содержание моей деятельности как учителя-дефектолога в рамках реализации ФГОС реализуется в следующих направлениях, обеспечивающих комплексный подход к её организации: диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.

ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ осуществляю путем комплексного изучения и динамического наблюдения за развитием каждого ребенка.

Проводя первичную диагностику развития воспитанников, определяю структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, фиксирую результаты обследования, что помогает мне планировать групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

С целью наглядного отражения итогов мониторинга мною разработаны специальные диагностические таблицы, в которые вносятся данные результатов комплексного обследования детей, вошедшие в состав папки «Система мониторинга уровня развития дошкольников с ОВЗ».

Также разработала специальные карты индивидуального развития ребенка, где фиксирую данные первичной и итоговой диагностики, что позволяет мне реализовывать еще один важный принцип дефектологической науки - принцип динамического изучения развития ребенка в процессе его образовательной деятельности.

Созданы диагностические папки по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с четким указанием методик диагностики, а также разработана система качественных показателей учебной деятельности ребенка (понимание инструкции, темп работы, работоспособность, обучаемость: восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания и т.д., мотивация учебной деятельности, особенности ВПФ, речи, моторики, эмоциональных проявлений и др.), что позволяет всесторонне изучить личность ребенка и отслеживать не только результат его развития, но и процесс: видеть продвижение каждого ученика по сравнению с ним самим на всех этапах обучения, предвидеть трудности, определять их причины, выделять пути и способы профилактики и коррекции.

По результатам обследования составляю заключение, где даю качественно-количественную оценку исследуемых параметров, определяю структуру выявленных нарушений, указываю сохранные функции, на которые можно опереться в дальнейшей работе, четкие цели и задачи коррекционно-развивающей работы с ребенком, пути и способы их достижения, вырабатываю адекватный состоянию ребенка общий подход со стороны всех взрослых, даю конкретные рекомендации воспитателям и родственникам воспитанников в процессе консультирования.

Итогом изучения ребенка является анализ хода его развития, оценка результатов педагогической работы, отслеживание развивающего эффекта своей деятельности и определение перспектив развития на следующий учебный период.

Таким образом, комплексная диагностика развития ребенка важна не просто сама по себе, а тем, что обеспечивает максимальную эффективность коррекционно-развивающей работы, ведь только изучив и поняв ребенка, можно определить индивидуальный маршрут сопровождения.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает комплекс мер, воздействующих на личность ребёнка с ОВЗ в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, стимулирование и обогащение всех видов деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой), коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Решение указанных задач возможно только при использовании специальных (адаптированных) программ коррекционного обучения, которые обеспечивают успешное освоение детьми программного материала, отвечающего требованиям ФГОС дошкольного образования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников с ОВЗ.

В рамках реализации коррекционно-развивающих программ провожу фронтальные, групповые и индивидуальные занятия. Комплектование групп организую на основе диагностических данных, с учётом актуального уровня развития. Группы (подгруппы) имеют подвижный состав.

На занятиях использую как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения, широко использую комбинированные и интегрированные занятия, основанные на принципах коррекционно-развивающего обучения. Стараюсь достигать высокой продуктивности за счет адекватной насыщенности занятий, развития познавательной активности и стимуляции учебных интересов через применение заданий с элементами творческого характера, постановку проблемы, создание игровых и соревновательных моментов, использования компьютерных технологий, разнообразия методов и приемов, обеспечивающих вариативность образовательного процесса. Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

На индивидуальных коррекционных занятиях реализую решение следующего ряда задач: повышение уровня общего развития детей с ОВЗ, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

В процессе индивидуальной работы стараюсь исходить из возможностей ребёнка - сначала предлагаю задания умеренной трудности, доступное для ученика, т.к. на первых этапах ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличиваю пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Большое значение придаю оценке деятельности детей как ключу к повышению их учебной мотивации, развитию, обученности и воспитанности. С этой целью создаю ситуации достижения успеха через использование вербальных и невербальных средств с опорой на психологический аспект выраженный, например, приветливой улыбкой, одобрительным взглядом, похвалой, благодарностью, признательностью и т.д., а также системы условной качественно-количественной оценки достижений ребёнка (фишки, звёздочки и пр.).

Индивидуальный образовательный маршрут на I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фамилия,

имя ребёнка

Рекомендации

учителя-дефектолога

Ведущие коррекционные задачи (направления)

Содержание работы

Бардакова Мария

ЗПР

1. Педагогическую коррекцию направить на снятие психомоторной расторможенности через использование спец-ых приёмов (сказкотерапия, арт-терапия, предметно-практическая деятельность, красочная наглядность и т.д.)

2. Успокаивать ребёнка прикосновением, вербальной похвалой, ограждать от возбуждения, вырабатывать положительный стереотип поведения.

3. Расширять объём понимания речи.

4. Стимулировать познавательный интерес, продуктивную деятельность через использование игровых приёмов, путём подбадривания, похвалы, что повысит тонус коры головного мозга.

5. Не допускать превышения нагрузок, чтобы не было дезорганизации мозговой деятельности.

6.В связи с замедленным темпом умственной деятельности объяснения давать в неторопливом темпе, в более доступной форме в виде поэтапного объяснения,

расчленения инструкций.

7. Активизировать мыслительные процессы путём использования комплекса к/р заданий, стимуляции речевой регуляции деятельности.

8. Формировать приёмы деятельности на основе мак-го использования системы анализаторов.

9. Формировать обобщённые приёмы, используя разный учебный материал, т.с. оказывая существенное влияние на умственное развитие ребёнка.

10. Развивать волевые способности.

11. Оказывать все виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую, наглядно-действующую), осуществлять поэтапный контроль.

1. Развитие произвольного внимания


2. Развитие памяти

(слуховой и зрительной)


3. Развитие наглядно-действенного мышления (формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации, формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач).

4. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.



5. Развитие восприятия цвета (соотнесение по цвету, узнавание: красный).

6. Развитие восприятия формы (соотнесение по форме, узнавание: круг).

7. Развитие восприятия пространства (ориентировка: в схеме собственного тела, в пространстве).

8. Развитие восприятия времени.

9. Развитие элементарных математических представлений.



10.Конструктивная деятельность: по образцу (словесной инструкции).«Найди 2 одинаковых предмета», «Кто внимательнее?», «Покажи предмет», «Выкладывание из палочек», «Лабиринт», «Что слышно?», «Узнай по голосу».

«Да и нет», «Выполни движение», «Запомни слова», «Запомни картинки», «Какой игрушки нет?», «Найди такой же предмет».

«Перевезём игрушки», «Достань мишке мячик», «Украсим комнату», «Воздушные шары», «Построй забор», «Покорми кролика», «Самолёты летят», «Секретное задание», «Покажи стрелкой».

Действия с предметами: нанизывание пуговиц, бусинок; наматывание нитки; завязывание узлов; застёгивание пуговиц.

Действия с различными материалами: разминать пластилин, мять поролоновые шарики (губку); сжимать

«волшебные игрушки».

«Покажи такой же», «Подбери шарики к ниточке», «Спрячь мышку», «Помоги рыбкам», «Красные шары», «Составь букет».

«Красные круги», «Собери бусы», «Спрячь фигуры от дождика», «Рассели фигуры по домикам».

«Повтори за мной», «Покажи, не ошибись», «Помоги Зайчику», «Верх-низ», «Вперёд-назад», «Право-лево».

« Что и когда делают дети?» (части суток), «Когда это бывает? (время года: осень)

Величинные и кол-ые представления: «Большой-маленький», «Высокий-низкий», «Много-мало», «Один-много», Больше-меньше», «Поровну».

Счёт в пр.2; соотнесение с пальцами (по слову, по образцу).

«Сделай так же», «Повтори за мной», Сложи узор из палочек»В рамках групповых и индивидуальных занятий использую организационно-методический инструментарий, следующие технологии:

  • игровые технологии;

  • технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. ( С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко,

К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой);

  • технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;

  • информационные технологии;

  • технология развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

  • технология адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.);

  • технология интегрированного взаимодействия (комбинированные занятия);

  • здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз, самомассаж, кинезиологическая гимнастика);

  • инновационные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, цветотерапия).

Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиться повышения уровня познавательного интереса детей на занятиях. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах недостаточного уровня познавательного интереса тех или иных детей.

Таким образом, использование максимальной индивидуализации приёмов обучения, разноуровневых заданий, оптимальное сочетание индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности, применение специальные приёмы формирования иерархии мотивов, активизирующих познавательные интересы и позитивную деятельность детей, механизма психолого-педагогических влияний (психологических эффектов), оценивание знаний и достижений воспитанников на основе уровневой дифференциации, оказание детям различных видов помощи (организующей, стимулирующей, обучающей, наглядно-действенной), позволяет мне в полной мере реализовать психолого-педагогический и социально-адаптивный аспект коррекционно-развивающей работы.

Вышеописанная система работы способствует созданию детям с ОВЗ психотерапевтической среды развития на основе объединения образовательных задач с задачами нравственного развития, эмоционального насыщения ребёнка и его включения в успешную личностно значимую деятельность.

В основе оценки успешности результатов своей работы считаю положительную динамику развития детей с ОВЗ. К основным положительным признакам относятся: увеличение коммуникативных возможностей, становление и развитие познавательных интересов, повышение уровня развития познавательных процессов, ВПФ, а также возрастающую учебную активность и социальную адекватность поведения.

В процессе обучения дети постоянно поднимаются на новую ступеньку своего развития, переходят на качественно новый, более высокий уровень, сохраняя связь с предыдущим и вступая в новый цикл своего становления.

Анализ данных по отслеживанию бывших дошкольников в процессе уже школьного обучения свидетельствует о том, что мои выпускники быстро адаптируются в школьных условиях и их обучение психосохраннее.

КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ

и ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает оказание помощи педагогам в вопросах воспитания и развития ребёнка, а также работу по профилактике вторичных нарушений развития. Как учитель-дефектолог я разрабатываю рекомендации педагогам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с воспитанниками дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья


1. В первые две недели сентября воспитатель, параллельно с учителем - дефектологом (логопедом, учителем), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

2. Воспитатель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен максимально индивидуализировать образовательный процесс, учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

3. На основе знаний индивидуальных особенностей каждого ребёнка реализовывать основы дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

4. Вся коррекционно-развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя, учителя - дефектолога и учителя - логопеда группы.

5. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи по всем линиям развития ребёнка с максимальным использованием системы анализаторов.

6. Приоритетными в воспитательной работе являются упражнения на развитие ВПФ: различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

7. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение и закрепление изучаемого материала.

8. Работа воспитателя по развитию речи должна обеспечивать необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Не упускайте ни малейшего повода что-то обсудить с ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

9. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

10. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы учителя-дефектолога (логопеда). Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

11. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем-дефектологом (логопедом), тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя-логопеда (дефектолога). Поощряйте любую речевую активность ребенка.

12. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем-дефектологом (логопедом) на фронтальных и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

13. Необходимо постоянно осуществлять системный контроль: нельзя оставлять без внимания и исправления ни один неправильно произнесённый звук, ни одно неверно сказанное слово, неправильно произведённое действие, конечно, при условии, что этому ребёнок научился на специальных (коррекционных) занятиях. Где бы ребёнок ни был: на учебном занятии, на прогулке, в столовой и т.д. нужно не упускать возможность закреплять и автоматизировать тот или иной навык: обязательно попросить ребёнка исправить свою ошибку, неоднократно произнести трудное слово, повторить закрепляемое действие.

14. Важным направлением в работе воспитателя является развитие познавательной активности, игровой и учебной мотивации, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, формирование механизмов социальной адаптации - все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе и формированию школьной зрелости.

15. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные силы и возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма, формирование основ социально-приемлемых норм и правил поведения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ включает подготовку к консилиумам, заседаниям МО, семинарам школы дефектологических знаний (ШДЗ), педагогическим советам и т.д., участие в этих мероприятиях, оформление документации, организацию обследования отдельных детей на ПМПК для снятия или углубления рекомендаций. Оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребёнка.

Таким образом, работа учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования строится с учётом общей Концепции, принципов и подходов, положенных в основу Стандарта.

Условия реализации всего вышесказанного обеспечивают полноценное развитие детей с ОВЗ во всех образовательных областях.





© 2010-2022