Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.

Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к конструированию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.

Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

К концу года дети могут:

 выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям;

в рисовании:

 изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;

 передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;

 украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

 выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи;

в лепке:

 создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов;

в аппликации:

 правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

 аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

 подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

 составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур;

в конструировании:

 у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах;

 расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей;

 дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;

 у детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);

 дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;

 совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);

 развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.);

 дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;

 развивается творчество, изобретательство;

 формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок;

 дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами;

 учатся мастерить элементарные игрушки оригами;

 упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала;

 учатся пользоваться ножницами, клеем;

Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».

Дидактические принципы построения и реализации Программы:

- принцип культуросообразности: построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Методы эстетического воспитания:

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

- метод эстетического убеждения;

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

- метод разнообразной художественной практики;

- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

- метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Срок реализации программы - 3 года. В программе заложен годовой цикл мероприятий - по 36 учебных часов для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 4-5 лет - 20 минут, 5-6 лет - 25 минут; 6-7 лет - 30 минут в соответствии с требованием СанПиН 2.4.2.2821-10.

Итоговые результаты освоения дополнительной образовательной программы:

В результате освоения программы дошкольник будет знать:

- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места

- свойства и особенности художественных материалов, техник работы с ними

- смысловую связь элементов

- нетрадиционные художественные техники (рисование тычком, кистями разных размеров и фактур, оттиск разных фактур, рисование мыльными пузырями, монотипия, кляксография, пластилинография, рисование + аппликация из скрученной цветной бумаги (жатой салфетки), тиснение, рисование + аппликация из тонированной бумаги)

будет иметь представление:

-о понятии искусства

- о произведениях разных видов изобразительного искусства

-о мастерах искусства

будет уметь:

-ставить цель и доводить продукт творческой деятельности до конца, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства, проявляют индивидуальность в создании собственного рисунка

- пользоваться нетрадиционными способами и приемами и техниками изображения

-пользоваться способами комбинирования и варьирования усвоенных техник, самостоятельно находить творческое решение и проявляют инициативу в выполнении творческого задания

- пользоваться различными материалами

- замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного

- использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа

- передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в книгах

- отражать в своих работах обобщенное представление о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года)

- различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства

- самостоятельно создавать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное расположение, характерные признаки, подбирая материалы, инструменты, способы и приемы реализации замысла

у него будут развиты:

- образное мышление при создании ярких, выразительных образов

- самостоятельность в создании новых оригинальных образов

- способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках

- воображение, творческая активность, фантазия

- умение анализировать, давать оценку

- интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций

будет обладать следующими качествами:

- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение

- ответственное отношение к труду

- самокритичность в оценке своих творческих способностей

- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве

- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение

традиций своего народа

будет воспитано:

- самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве

- уважение к нормам коллективной жизни

- интерес к познанию природы и отображению представлений в ХТД.



Содержание программы

Средняя группа

1.Тема. Посмотрим в окошко

Задачи. Научить рисовать простые сюжеты по замыслу. Дать представления о новом способе выбора сюжета (определения замысла) - рассматривания вида из окна через видоискатель. Развивать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

Теория. Рассказ «Окно» Д.Габе

Практика. Продуктивная деятельность детей.

2. Тема. «Вот поезд наш едет, колёса стучат…»

Задачи. Учить детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска пластилина стекой примерно равные части (вагончики.) Развивать чувство формы И пропорций. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений об окружающем мире пластическими средствами в лепных поделках и композициях.

Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Паровозик».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

3. Тема. Поезд мчится «тук-тук-тук» (железная дорога)

Задачи. Учить детей держать ножницы и стремится освоить технику резания по прямой - разрезание бумажного прямоугольника на узкие полоски (шпалы для железной дороги) и дополняет лепную композицию «Поезд с вагончиками». Дать первоначальные представления о работе с ножницами. Развивать согласованность в работе действия глаз и рук. Воспитывать стремление выполнять работу аккуратно, интерес к освоению настоящего инструмента.

Теория. Стихотворение З.Джаббарадзе «Поезд».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

4. Тема. «Цветочная клумба»

Задачи. Учить составлять полихромный цветок из 2-3 бумажных форм, осуществляя подбор красивых сочетаний. Показать приём оформления цветка: надрезанием «берега» (края) бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивая меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка - основы. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Цветовод».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

5. Тема. Жуки на цветочной клумбе

Задачи. Учить детей лепить жука, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закреплять способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «С добрым утром»

Практика. Продуктивная деятельность детей

6. Тема. Цветной домик

Задачи. Продолжить учить детей пользоваться ножницами - «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты») или кирпичики («прямоугольники»). Показать приём деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Кирпичики и кубики»

Практика. Продуктивная деятельность детей

7. Тема. Петя-петушок, золотой гребешок.

Задачи. Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Использует варианты сочетания художественных материалов:

1) туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;

2) туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина.

Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Теория. Стихотворение рус.нар. песенка «Как у наших у ворот»

Практика. Продуктивная деятельность детей

8. Тема. Храбрый петушок

Задачи. Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками. Совершенствовать технические навыки владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность, чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Теория. Рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй».

Практика. Продуктивная деятельность детей

9. Тема. Золотые подсолнухи

Задачи. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Развивать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.

Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Подсолнух».

Практика. Продуктивная деятельность детей

10. Тема. Кисть рябинки, гроздь калинки

Задачи. Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок - приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представления о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивает чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе

Теория. Стихотворение Е.Михайленко «Кисть рябинки, гроздь калинки».

Практика. Продуктивная деятельность детей

11. Тема. Мышь и воробей

Задачи. Умеет рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к понимаю обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Стремится передать форму, выполнять работу самостоятельно.

Теория. Удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».

Практика. Продуктивная деятельность детей

12.Тема. «Лижет лапу сибирский кот»

Задачи. Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать её на «батарее» - бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

Теория. Стихотворение В.Шипуновой «О чём мечтает сибирский кот».

Практика. Продуктивная деятельность детей

13. Тема. Полосатый коврик для кота.

Задачи. Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами попрямой, осваивать - резание бумаги по линиям сгиба; чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно - прикладному искусству.

Практика. Продуктивная деятельность детей

14.Тема. Морозные узоры (зимнее окошко)

Задачи. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд - создавать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и соблюдает композиции.

Теория. Сказка «Бабушка Веретёна

Практика. Продуктивная деятельность детей

15. Тема. Снегурочка танцует, дед Мороз

Задачи. Учить лепить фигуры, рациональным способом - из конуса; располагать фигуру вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперед или подняты вверх); Развивать чувство формы и пропорции.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Снегурочка», «Несчастный случай».

Практика. Продуктивная деятельность детей

16. Тема. Праздничная ёлочка (поздравительная открытка)

Задачи. Учить составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов, разрезанных по диагонали. Вызвать желание создавать поздравительные открытки своими руками. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Теория. Стихотворение Р. Кудашевой «Ёлка».

Практика. Продуктивная деятельность детей

17.Тема. Перчатки и котятки

Задачи. Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам - правой и левой. Формировать точные графические умения-аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки, не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент - по представлению и по замыслу. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Теория. Англ. Песенка «Перчатки».

Практика. Продуктивная деятельность детей

18.Тема. Снежная баба - франтиха

Задачи. Учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материальное на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей, дополнительно оформляет фигурки. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Теория. Стихотворение Е.Михайленко «Снежная баба - франтиха».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

19. Тема. Снеговики в шапочках и шарфиках.

Задачи. Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Теория. Стихотворение А.Блока «Зима

Практика. Продуктивная деятельность детей.

20. Тема. Сонюшки - пеленашки

Задачи. Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробах - лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение слова. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Сонные стихи».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

21. Тема. Как розовые яблоки, на ветках снегири

Задачи. Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и форму. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Теория. Стихотворение Ю.Кушака «Слетайтесь, пичуги!».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

22. Тема. Быстрокрылые самолёты

Задачи. Учить создавать изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможность видоизменения деталей. Показать аналогию между аппликативной техникой и конструированием из бумаги. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Мы играем с братом».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

23.Тема. Избушка ледяная и лубяная

Задачи. Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окно - маленький квадрат) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.

Теория. Русская.нар. сказка «Заюшкина избушка».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

24.Тема. Цветы - сердечки

Задачи. Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям - мамам и бабушкам. Дать представления о нескольких способах изображения цветов с элементами - сердечками. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Теория. Стихотворение В.Шуграевой «Маме».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

25. Тема. Чайный сервиз для игрушек

Задачи. Учить детей лепить посуду конструктивным способом. Вызвать интерес к созданию коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Сучить договариваться о размерах поделок и о характере оформления. Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Теория. Стихотворение В. Шипуновой «Чаепитие».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

26. Тема. Весёлые матрёшки

Задачи. Дать детям представление о матрёшке, как о народной игрушке (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы - семёновская, похлов-майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Теория. Стихотворение Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

27. Тема. Красивые салфетки

Задачи. Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Показать зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно - прикладному искусству.

Практика. Продуктивная деятельность детей.

28. Тема. Филимоновские игрушки - свистульки

Задачи. Дать представления о филимоновской игрушке, как о виде декоративно - прикладного искусства, имеющем специфику и образную выразительность; о ремесле игрушечных дел мастеров, какие материалы и инструменты используют мастера

Теория. Рассказ о Филимоновской игрушке.

Практика. Продуктивная деятельность детей.

29. Тема. Курочка и петушок

Задачи. Создать условия для творчества по мотивам филимоновской игрушки. Закрепить способ лепки птички на основе овала или цилиндра. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Практика. Продуктивная деятельность детей.

30. Тема. Звёзды, кометы и ракеты

Задачи. Продолжать освоение техники рельефной реплики. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями, кометами и ракетами. Вызвать инициативу при выборе средств и приёмов изображения. Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества.

Практика. Продуктивная деятельность детей.

31.Тема. Воробьи в лужах

Задачи. Учить детей вырезать круги способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. Разнообразить и обогащать аппликативную технику, графическими элементами. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Весна».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

32. Тема. По реке плывёт кораблик

Задачи. Учить детей лепить кораблики из пластилина, отрезая стеком лишнее, достраивая недостающее. Показать взаимосвязи способов лепки и конструирования из деталей. Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приёмов техники лепки.

Теория. Стихотворение Д.Хармса «Кораблик».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

33. Тема. Мышонок - моряк

Задачи. Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски и кусочки для получения струй воды и морской пены. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации. Развивать композиционные умения.

Теория. Стихотворение В.Шипуновой «Мышонок в лодочке».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

34.Тема. Радуга - дуга, не давай дождя

Задачи. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать первоначальные представления по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Теория. Стихотворение Г.Лагздынь «Радуга».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

35.Тема. У солнышка в гостях.

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщенный способ изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в аппликации и рисовании - на основе двух кругов или овалов разной величины (туловище и голова).Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Теория. Сказка «У солнышка в гостях».

Практика. Продуктивная деятельность детей.

36.Тема. Муха - цокотуха

Задачи. Учить детей создавать образы насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха - цокотуха».

Воспитывать интерес к живой природе.

Теория. Сказка К.Чуковского «Муха-цокотуха».

Практика. Продуктивная деятельность детей.



Комплексно-тематическое планирование



Вид
деятельности

Тема и цели занятия

Обеспечение интеграции образования
(образовательные области)

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет навыком рисования кистью и навыком закрашивания карандашом; умеет рисовать и лепить предметы круглой и овальной формы, разные по размеру; умеет эмоционально и тактично оценивать работы свои и своих товарищей, выбирать лучшие с эстетической точки зрения; знает правила безопасного поведения во время работы с ножницами, клеем; владеет навыком самостоятельного конструирования

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)рисование

Нарисуй картинку
про лето. Посмотрим в окошко(цв.ладошки)

01.09

Цветные шары (круглой
и овальной формы)

08.09

Красивые цветы

15.09

На яблоне поспели

яблоки

22.09

Познавательное развитие: показывать изображения круга и овала, учить сравнивать эти фигуры по форме и по размеру.

Художественно-эстетическое

Учить доступными средствами отражать полученные впечатления.

Закреплять:

- приемы рисования кистью;

- умения правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку.

Продолжать знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.

Учить:

- сравнивать эти формы, выделять их отличия;

- передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы.

Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения.

Учить передавать в рисунке части растения.

Закреплять умение:

- рисовать кистью и красками;

- правильно держать кисть, промывать ее

Учить:

- рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви;

- передавать в рисунке образ фруктового дерева;

- быстрому приему рисования листвы.

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка

Закреплять навыки закрашивания.

Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги.

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата

и осушать.

Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.

Развивать эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения

Закреплять приемы рисования карандашами.

Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ

развитие: формировать умение эмоционально откликаться на понравившееся произведение



Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Яблоки и ягоды («Персики и абрикосы»)

02.09

Большие и маленькие

морковки

09.09

Огурец и свекла

16.09

Лепка по замыслу

Жуки на цветочной клумбе(цв.ладошки)

23.09

Художественно-эстетическое развитие: учить самостоятельно готовить свое рабочее место к занятиям
и убирать материалы по окончании работы.

Речевое развитие: рассказывать о своих впе-

Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной величины.

Учить передавать в лепке впечатления от окружающего мира.

Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками поделкам

Учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами.

Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом

Познакомить с приемами лепки предметов овальной формы.

Учить передавать особенности каждого предмета.

Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы.

Учить оттягивать пальцами, скруглять концы, сглаживать поверхность

Учить определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы.

Формировать умение выбирать наиболее интересные работы (по теме, по выполнению).

Воспитывать самостоятельность, активность.

Развивать воображение, творческие способности детей

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)


чатлениях от окружающего мира, обсуждать темы работ

конструироХудожественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Красивые флажки

04.09

Загородки и заборы

11.09

Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы

Цветочная клумба(цв.ладошки)

18.09

Домики, сарайчики

25.09

Социально-коммуникативное развитие: учить безопасному обращению с ножницами, клеем; учить доброжелательному отношению
к работам других детей.

Познавательное развитие: рассказывать о спо-

Учить:

- работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца;

- резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки - флажки.

Закреплять:

- приемы аккуратного наклеивания;

- умение чередовать изображения по цвету.

Развивать чувство ритма и чувство цвета.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные
изображения

Упражнять:

- в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур;

- в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).

Учить понимать речь взрослого, думать, нахо-

Учить резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться.

Развивать творчество, воображение.

Воспитывать самостоятельность и активность.

Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем

Упражнять:

- в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально;

- в умении делать перекрытия;

- в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа);

- в различении и назывании цветов.

Развивать:

- самостоятельность
в нахождении способов конструирования;

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

дить собственные решения

- способствовать игровому общению

собах применения плоскостных и объемных фигур, способах замыкания пространства

Октябрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет навыком рисования и раскрашивания овальной формы; умеет составлять простые узоры из элементов народного орнамента; умеет выразить свое отношение к ярким красивым рисункам и поделкам, употреблять в речи слова, обозначающие эстетические характеристики; выполняет гигиенические процедуры во время и после занятий рисованием и лепкой

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)рисование

Яички простые и золотые

Храбрый петушок(цв. ладошки)

29.09

Сказочное дерево

Кисть рябинки, гроздь калинки(цв.ладошки)

06.10

Украшение фартука

Красивые салфетки(цв. ладошки)

13.10

Золотая осень

20.10

Речевое развитие: рассматривать иллюстрации сказок, выбирать любимого героя; обсуждать впечатления

Закреплять знание овальной формы, понятия «тупой», «острый».

Продолжать учить приему рисования овальной формы.

Упражнять в умении аккуратно закрашивать
рисунки.

Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять:

- в передаче правильного строения дерева;

- в закрашивании.

Развивать воображение, творческие способности, речь

Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение

Учить изображать осень.

Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву.

Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Подводить к образному выражению содержания.

Развивать воображение

всем ворсом в баночку
с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.).

Подводить к образной передаче явлений.

Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков

от ярких, красивых рисунков

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Рыбка

30.09

Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу
(братишке, сестренке)

Вот поезд наш едет колёса стучат(цв. ладошки)

07.10

Угощение для кукол

Чайный сервиз для кукол(цв. ладошки)

14.10

Грибы

21.10

Физическое развитие: прививать гигиенические навыки: учить пользоваться влажной салфеткой во время лепки, мыть руки

Закреплять:

- знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами);

- приемы оттягивания, сплющивания при пере-

Продолжать развивать образные представления, воображение
и творчество.

Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее.

Развивать образные представления, умение выбирать содержание изображения.

Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.

Закреплять умение
лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывания глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения фор-

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

даче характерных особенностей рыбки.

Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы

Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них

Продолжать формировать умение работать аккуратно.

Воспитывать стремление делать что-то полезное и приятное для других.

Формировать умение объединять результаты своей деятельности
с работами сверстников

мы.

Развивать умение образно оценивать свои работы и работы друзей

с мылом после занятия.

Речевое развитие: высказывать свое мнение по поводу поделок и работ других детей



Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Украшение платочка

Полосатый коврик для кота(цв. ладошки)

02.10

Терема

09.10

Лодки плывут по реке
(«Рыбацкие лодки вышли
в море», «Яхты на озере»)

Мышонок-моряк(цв. ладошки)

16.10

Лесной детский сад

23.10

Познавательное развитие: учить различать круглую, квадратную
и треугольную формы; использовать строительные детали для преобразования постройки.

Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы.

Учить:

- выделять углы, стороны квадрата;

- осуществлять подбор цветосочетаний;

- преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг

Упражнять:

- в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин
и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями;

Учить создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников.

Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения

Учить:

- организовывать пространство для конструирования;

- планировать деятельность, моделировать;

- конструировать различные предметы мебели;

- объединять постройки единым сюжетом.

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

на полукруги.

Развивать композиционные умения, восприятие цвета

- в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке.

Развивать конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия

Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.

Приобщать к совместной деятельности.

Развивать конструкторские способности.

Формировать представления о геометрических фигурах.

Развивать пространственное мышление

Социально-коммуникативное развитие: учить планировать последовательность действий; побуждать к совместной деятельности с другими детьми

Ноябрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет навыком рисования красками и кистью; умеет самостоятельно выбирать темы для своих рисунков, аппликаций, поделок из пластилина; знает правила безопасного поведения во время работы с ножницами и клеем; имеет четкое представление о плоскостных и объемных геометрических фигурах, их особенностях и отличиях; владеет навыком плоскостного моделирования

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Рисование по замыслу

Мышь и воробей(цв. ладошки)

27.10

Украшение свитера

03.11

Рыбки плавают в аквариуме

10.11

Маленький гномик

17.11

Речевое развитие: обсуждать и оценивать готовые работы, отмечать выразительные изображения

Учить самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части

Закреплять умение украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными

Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники.

Учить передавать в рисунке образ маленького человечка - лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка,

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

рисунка.

Развивать творческие способности, воображение

полосками одежду, вырезанную из бумаги.

Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера.

Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу

Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.

Воспитывать самостоятельность, творчество.

Учить отмечать выразительные изображения

конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине.

Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

«Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин»

(Вариант. «Слепи что хочешь красивое»)

28.10

Разные рыбки

11.10

Уточка

Курочка и петушок(цв. ладошки)

18.10

Сливы и лимоны

25.10

Познавательное развитие: сравнивать предметы овальной формы с их изображением.

Коммуникация: обсуждать своеобразие формы и узора дымковской игрушки, делиться впечатлениями

Учить выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки.

Развивать воображение

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям.

Закреплять ранее усвоенные приемы лепки

Познакомить с дымковскими игрушками
(уточки, птички, козлики
и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись.

Учить передавать относительную величину частей уточки.

Закреплять приемы промазывания, сглажива-

Продолжать обогащать представления о предметах овальной формы и их изображении
в лепке.

Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету.

Развивать эстетическое восприятие

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

ния, приплющивания
(клюв уточки).

Развивать эстетические чувства

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

В нашем селе построен большой дом

Цветной домик(цв.ладошки)

30.10

Грузовые автомобили

06.11

Как мы все вместе набрали полную корзину грибов

13.11

Мосты

20.11

Закреплять умение вырезать прямую полоску бумаги, срезать углы, составлять изображение из частей.

Учить:

- создавать в аппликации образ большого дома;

- видеть образ при рассматривании работ.

Развивать чувство пропорции, ритма.

Продолжить работу по овладению приемами аккуратного наклеивания

Дать обобщенные представления:

- о грузовом транспорте;

- о строительной дета-
ли - цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском).

Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям.

Уточнять представления о геометрических
фигурах.

Побуждать к поиску собственных решений

Учить срезать уголки квадрата, закругляя их.

Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации.

Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке

Дать представление
о мостах, их назначении, строении; упражнять
в строительстве мостов.

Закреплять умения:

- анализировать образцы построек, иллюстрации;

- самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами).

Упражнять:

- в работе с трафаретной линейкой;

Познавательное развитие: объяснять характерные отличия геометрических фигур; сравнивать их
по форме, цвету.

Социально-коммуникативное развитие: формировать умение

в сочетании и моделировании фигур.

Развивать способность к плоскостному моделированию

- в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходства и различия

правильно обращаться с ножницами и клеем

Декабрь

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет планировать последовательность действий при выполнении творческих работ; эмоционально откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым; умеет составлять рассказ о любимом домашнем животном; умеет обобщать названия предметов транспорта, конструировать различные виды судов

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Наша нарядная елка

24.11

Снегурочка

Снеговики в шапочках и шарфиках(цв. ладошки)

01.12

Новогодние поздравительные открытки

08.12

Кто в каком домике живет («У кого какой домик»)

15.12

Познавательное развитие: рассказывать о представителях животного мира; учить из геометрических фигур составлять домики для животных

Учить:

- передавать в рисунке образ новогодней елки;

- пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании.

Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями.

Учить изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки
от плеч).

Закреплять умение:

- рисовать кистью и красками;

- накладывать одну краску на другую по высыхании при украшении шубки, чисто промывать кисть и осушать ее, про-

Учить самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное.

Закреплять технические приемы рисования
(правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее).

Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать

Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка).

Развивать представления о том, где живут насекомые, птицы, собаки и другие живые существа.

Рассказать о том,
как человек заботится

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков товарищей, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков

мокая о тряпочку или салфетку

близких, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение.

Воспитывать инициативу, самостоятельность

о животных

и птиц

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Слепи, что тебе хочется

Звёзды,кометы и ракеты(цв. ладошки)

02.12

Девочка в зимней одежде

Снежная баба-франтиха(цв. ладошки)

09.12

Большая утка с утятами
(коллективная композиция)

16.12

Лепка по замыслу

23.12

Речевое
развитие: учить находить и называть части тела человека; обсуждать темы творческих работ

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу.

Закреплять разнообразные приемы лепки

Учить выделять части человеческой фигуры
в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций.

Вызвать желание
передать образ девочки
в объемном изображении

Учить:

- выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы;

- лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции.

Продолжать знакомить с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и др.).

Вызвать желание лепить игрушки

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу.

Закреплять разнообразные приемы лепки

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Вырежи и наклей какую хочешь постройку

Избушка ледяная и лубяная(цв. ладошки)

27.11

Корабли

04.12

Бусы на елку

Праздничная елка(цв. ладошки)

11.12

Корабли

18.12

Познавательное развитие: формировать навык плоскостного моделирования; учить составлять целое из частей по образцу.

Речевое развитие: рассказывать о видах водного транспорта, его функциональном назначении, составных частях судна

Формировать умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации.

Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету.

Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета.

Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д.

Закреплять приемы аккуратного наклеивания

Дать представления:

- о разных видах судов;

- о том, что их строение зависит от функционального назначения.

Подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба.

Упражнять:

- в анализе конструкций;

- в планировании деятельности.

Развивать конструкторские навыки.

Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу

Закреплять знания
о круглой и овальной формах.

Учить:

- срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы;

- чередовать бусинки разной формы;

- наклеивать аккуратно, ровно, посредине листа

Закрепить представление:

- о разных видах судов;

- о том, что их строение зависит от функционального назначения.

Упражнять:

- в анализе конструкций, в планировании деятельности;

- в плоскостном моделировании длинных, коротких, широких и узких корабликов.

Развивать конструкторские навыки

Январь

Планируемые результаты образовательной деятельности: владеет навыками связной речи при составлении описания своей работы: рисунка, аппликации, скульптуры; знает названия частей тела человека и умеет соотносить их по величине при изображении; знает правила композиции при изображении на плоскости

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)рисование

«Маленькой елочке холодно зимой...»

22.12

Нарисуй какую хочешь игрушку

29.12

Украшение платочка

(по мотивам дымковской росписи)

Филимоновские игрушки(цв. ладошки)

12.01

Развесистое дерево

Как розовые яблоки ,на ветках снегири(цв. ладошки)

19.01

Художественно-эстетическое развитие:

повторить текст песни «Маленькой елочке холодно зимой».

Речевое
развитие: учить выделять сюжет
и основную идею произведения

Учить:

- передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное;

- рисовать елочку с удлиненными книзу ветками.

Закреплять умение рисовать красками.

Развивать:

- образное восприятие, образные представления;

- желание создать красивый рисунок.

Дать эмоциональную оценку

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей.

Закреплять навыки рисования красками.

Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится.

Воспитывать самостоятельность.

Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении.

Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).

Учить:

- выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки);

- равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы.

Развивать чувство ритма, композиции,
цвета

Учить использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями.

Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Развивать образное восприятие, воображение, творчество


Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Девочка в длинной шубке

30.12

Лепка по замыслу

Снегурочка танцует,дед Мороз(цв. ладошки)

13.01

Вылепи какое хочешь игрушечное животное

20.01

Птичка

Петя-петушок ,золотой гребешок(цв.ладошки)

27.01

Речевое развитие: формировать умение составлять рассказ о своей поделке,
о созданном образе.

Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук при работе
с глиной

Учить передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине.

Закреплять умения:

- раскатывать глину между ладонями;

- лепить пальцами;

- придавать фигуре нужную форму;

- соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления

Закреплять умения:

- задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения;

- доводить задуманное до конца.

Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них

Учить самостоятельно определять содержание своей работы.

Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе

Учить:

- лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела;

- оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки;

- отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им


В магазин привезли красивые пирамидки

25.12

Повторение

15.01

Автобус (вариант «Тележка с игрушками (шариками, кирпичиками, кубиками)»)

22.01

Повторение

29.01

Познавательное развитие: учить соот-

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Упражнять в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов.

Закреплять приемы владения ножницами.

Учить:

- подбирать цвета, развивать цветовое восприятие;

- располагать круги от самого большого к самому маленькому

Закреплять представления об объемных геометрических телах.

Упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел.

Уточнять конструктивные свойства геометрических тел.

Упражнять:

- в моделировании по схеме;

- в конструировании по элементарному чертежу

Закреплять:

- умение вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта);

- умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники
(окна автобуса).

Развивать умение композиционно оформлять свой замысел

Упражнять:

- в конструировании по уменьшенным чертежам
в плоскостном моделировании;

- в умении строить элементарные схемы;

- уточнять пространственные понятия

носить реальные объемные геометрические тела с их изображением; строить элементарные схемы; конструировать по чертежу

Февраль

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет объединяться со сверстниками и согласовывать тему совместной работы; умеет использовать ритм в изображении элементов узора; владеет навыком зрительного анализа; проявляет инициативу в подготовке подарков своими руками для мамы и бабушки, умеет доводить начатое дело до конца

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Укрась свои игрушки

Морозные узоры(цв. ладошки)

26.01

Девочка пляшет

02.02

Красивая птичка

09.02

Украсим полосочку флажками

16.02

Художественно-эстетическое развитие: выполнять танцевальные движе-

Развивать эстетическое восприятие.

Продолжать знакомить с дымковскими игрушками.

Учить:

- рисовать фигуру человека, передавая простейшие
соотношения по величине: голова маленькая,

Учить рисовать птичку, передавая форму тела

(овальная), частей, красивое оперение.

Закреплять умение
рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений.

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Учить:

- отмечать их характерные особенности;

- выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.

Закреплять:

- представление детей
о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек;

- приемы рисования кистью

туловище большое; девочка одета в платье;

- изображать простые движения (например,
поднятая рука, руки на
поясе).

Закреплять приемы закрашивания красками
(ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками.

Побуждать к образной оценке изображений

Упражнять в рисовании красками, кистью.

Развивать образное восприятие, воображение.

Расширять представления о красоте, образные представления

Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием.

Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции

ния в различном темпе, по одному и в паре, чтобы отобразить их в рисунке.

Речевое развитие: учить употреблять в речи слова, обозначающие эстетические характеристики
(красивый, яркий, нарядный)

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Лепка по замыслу

Лижет лапу кот сибирский(цв. ладошки)

03.02

Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки (коллективная композиция)

10.02

Мы слепили снеговиков

17.02

Хоровод

24.02

Социально-коммуникативное развитие: формировать

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал

Учить:

- передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз;

- объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку.

Закреплять технические приемы лепки.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности

Учить передавать относительную величину частей.

Закреплять:

- умение передавать
в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины;

- усвоенные приемы лепки.

Развивать чувство формы, эстетическое восприятие

Учить:

- изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части;

- объединять свою работу с работами других детей.

Развивать образное восприятие.

Познакомить с дымковской куклой

умение объединяться со сверстниками для совместной деятельности; договариваться
и распределять материал для работы

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Летящие самолеты (коллективная композиция)

05.02

Корабли

Поезд мчится «тук-тук»(цв. ладошки)

12.02

Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке

19.02

Самолеты

26.02

Познавательное развитие: учить определять форму прямоугольника, сравнивать его с квадратом и овалом; рас-

Учить:

- правильно составлять изображения из деталей;

- находить место той или иной детали в общей работе;

- аккуратно наклеивать.

Закрепить представление:

- о разных видах судов;

- о том, что строение судов зависит от их функционального назначения.

Упражнять:

- в анализе конструкций;

Учить:

- вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путем закругления по косой);

- составлять из частей цветка красивое целое

Дать представление:

- о самолетах, их видах;

- зависимости строения самолетов от их назначения.

Подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон,

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Закреплять знание формы (прямоугольник).

Учить плавно срезать его углы.

Вызывать радость
от созданной всеми вместе картины

- в планировании деятельности.

Развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании корабликов, в составлении целого из частей по замыслу; развивать способность к зрительному анализу

изображение.

Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Воспитывать внимание к родным и близким, желание подготовить для них подарки, порадовать маму и бабушку своими изделиями

кабина пилота, хвост, шасси.

Упражнять:

- в конструировании самолетов по образцу;

- преобразовании образца по определенным условиям;

- в плоскостном моделировании по схемам;

- в придумывании своих вариантов построек.

Развивать умения:

- намечать последовательность строительства основных частей;

- различать и называть геометрические фигуры;

- рассуждать, делать самостоятельные выводы

сказывать о назначении воздушного транспорта, составных частях самолета.

Социально-коммуникативное развитие: побуждать детей быть внимательными
к своим родным, делать для них подарки своими руками

Март

Планируемые результаты образовательной деятельности: знает и называет части тела животного, соотносит их по размеру и по форме; умеет изображать четвероногих животных на бумаге или из пластилина; умеет считаться с интересами товарищей при создании коллективной композиции; владеет навыком выполнения простейших игрушек оригами

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Расцвели красивые цветы

Золотые подсолнухи (цв. ладошки)

23.02

Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц»

01.03

Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок

15.03

Украсим кукле платьице

Весёлые матрёшки(цв.ладошки)

22.03

Познавательное развитие: учить определять положение предметов
в пространстве по отношению к основному

персонажу рисунка
(вверху - внизу, справа - слева, впереди - сзади)

Учить рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом.

Развивать:

- эстетические чувства
(дети должны продуманно брать цвет краски);

- чувство ритма, представления о красоте

Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта
в пространстве), передавать в рисунке сюжет игры, образы животных.

Развивать:

- воображение детей;

- интерес к разнообразным видам творческой
деятельности

Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных.

Закреплять:

- знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы;

- приемы работы кистью
и красками.

Учить:

- сравнивать животных, видеть общее и различное;

- передавать сказочные образы.

Развивать образные представления, воображение, творчество

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Козленочек

02.03

Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку

09.03

Слепи то, что тебе нравится

По реке плывёт кораблик(цв.ладошки)

16.03

Мисочка

23.03

Познавательное развитие: развивать

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Учить лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги).

Закреплять приемы лепки:

- раскатывание между ладонями;

- прикрепление частей к вылепленному туловищу;

- сглаживание мест скрепления, прищипывание
и т. п.

Способствовать приобретению и накоплению сенсомоторного
опыта

Учить лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей.

Закреплять приемы лепки и соединения частей.

Развивать:

- умение создавать коллективную композицию;

- образные представления, воображение

Развивать умение:

- оценивать полученные впечатления;

- определять свое отношение к тому, что увидели, узнали.

Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности.

Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы

Учить лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые - вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами

сенсорные эталоны; способствовать накоплению сенсорно-моторного опыта при работе
с глиной, пластилином

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду (коллективная работа)

04.03

Подарок для мамы, бабушки, сестренки

11.03

Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное

Воробьи в лужах(цв. ладошки)

18.03

Оригами

Муха-цокотуха(цв. ладошки)

25.03

Речевое
развитие: рассказывать об искусстве оригами,
делиться впечатле-

Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое.

Учить мастерить несложные поделки.

Знакомить со свойствами разных материалов.

Учить выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями.

Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами.

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Расширять образные представления детей.

Развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами.

Продолжать формировать навыки коллективного творчества.

Вызывать чувство радости от созданного изображения

Формировать художественно-изобразительные навыки и умения

Воспитывать умение доводить свой замысел до конца.

Развивать творческие способности, воображение.

Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их.

Закреплять навыки аккуратного наклеивания

Дать элементарные представления об оригами.

Учить:

- складывать квадрат
по диагонали и вчетверо для получения бабочки;

- добавлять элементы
для украшения бабочки

ниями от просмотра поделок оригами

Апрель

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет составлять из геометрических фигур изображение дома, умеет украшать изображения элементами орнамента; знает и называет предметы посуды, умеет лепить и украшать посуду; знает, как использовать геометрические фигуры в качестве составных частей целого; знает о функциональном назначении мостов, умеет выполнять конструкцию моста из объемных геометрических фигур

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Сказочный домик-теремок

29.03

Дом, в котором ты живешь

05.04

Твоя любимая кукла

Перчатки и котятки(цв. ладошки)

12.04

19.04

Мое любимое солнышко

У солнышка в гостях(цв. ладошки)

26.04

03.05

Речевое развитие: рас- смотреть иллюстрации с изображением сказочных

Учить передавать в рисунке образ сказки.

Развивать:

- образные представления;

Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.

Учить:

- создавать в рисунке образ любимой игрушки;

- рассматривать рисунки, выбирать лучший из

Развивать образные представления, воображение.

Закреплять усвоенные ранее приемы рисо-

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

- воображение;

- самостоятельность
и творчество в изображении и украшении сказочного домика.

Совершенствовать приемы украшения

Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним

них, обосновывать свой выбор.

Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину.

Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист.

Упражнять в рисовании и закрашивании

вания и закрашивания изображений

домиков,

запомнить украшения; формировать навык составления рассказа о своем рисунке

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Чашечка

30.03

Посуда для кукол

Сонюшки-пеленашки(цв. ладошки)

06.04

Барашек (по образу филимоновской игрушки)

13.04

20.04

Мисочки для трех медведей

27.04

Речевое
развитие: обсуждать особенности формы и узора филимоновских игрушек, делиться впечатлениями.

Физическое развитие: разви-

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

(красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы)

Отрабатывать приемы лепки: раскатывание
и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами

вать тонкую моторику рук

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Загадки

01.04

Мосты

08.04

Вырежи и наклей что хочешь

Быстрокрылые самолёты(цв.ладошки)

15.04

Мосты

22.04

Познавательное развитие: рассказывать о назначении моста и составных частях его конструкции

Закреплять умение:

- соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов;

- составлять изображение из готовых частей;

- самостоятельно вырезать мелкие детали.

Упражнять в аккуратном наклеивании.

Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение

Дать представление о мостах, об их функциональном назначении.

Рассмотреть образцы 3-4 мостов разной конструкции: у одного устои из 4 цилиндров,
у другого - из 2 кирпичиков, лежащих на широкой грани, у третьего - из брусков, у четвертого - из кубиков.

Учить строить мост по образцу

Учить:

- задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу;

- вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали.

Воспитывать самостоятельность, творчество

Закрепить представление о мостах, об их функциональном назначении.

Упражнять в конструировании мостов по замыслу.

Учить:

- анализировать постройки;

- сравнивать их;

- играть с полученными постройками

Май

Планируемые результаты образовательной деятельности: умеет пользоваться деталями конструктора при составлении конструкций по собственному замыслу; владеет всеми известными приемами лепки; умеет использовать природный материал в изготовлении поделок

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Нарисуй какую хочешь картинку

10.05

Самолеты летят сквозь облака

17.05

Нарисуй картинку про весну

Радуга-дуга,не давай дождя(цв.ладошки)

24.05

Празднично украшенный дом

31.05

Речевое развитие: прочитать стихи о весне, праздничном городе, Дне Победы; об-суждать и делиться впечатлениями при просмотре готовых работ

Учить задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца.

Воспитывать самостоятельность, творчество

Учить изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш.

Развивать образное восприятие, образные представления.

Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам

Учить передавать в рисунке впечатления от весны.

Развивать умение удачно располагать изображение на листе.

Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности)

Учить:

- передавать впечатления от праздничного города в рисунке;

- выбирать при анализе готовых работ красочные, выразительные рисунки, рассказывать
о них.

Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями.

Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета

на цвет.

Развивать образное восприятие

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц»

04.05

Птичка клюет зернышки из блюдечка

11.05

Лепка по замыслу

Цветы-сердечки(цв.ладошки)

18.05

Лепка по замыслу

25.05

Речевое

развитие: обсуждение правил игры «Прилет птиц», повторение движений

Продолжать учить создавать в лепке образы подвижной игры.

Развивать воображение и творчество.

Закреплять приемы лепки

Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления)

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу.

Закреплять разнообразные приемы лепки.

Учить пользоваться стекой для украшения изделий

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу.

Закреплять разнообразные приемы лепки.

Учить пользоваться стекой для украшения изделий

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Красная Шапочка

29.04

В загадочном лесу

06.05

13.05

Волшебный сад

20.05

Конструирование
с использованием конструкторов

27.05

Речевое
развитие: рассматривать иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».

Познавательное развитие:
рассказы-

Учить передавать в аппликации образ сказки.

Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине.

Познакомить с различным природным материалом.

Учить выполнять поделки из природного материала с использованием шишки, желудя, скорлупы грецкого ореха

Учить:

- создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения
(волшебные деревья,
цветы);

Учить конструировать
из деталей конструктора, совершенствовать конструкторские навыки.

Развивать образное восприятие, воображение

Художественно-эстетическое развитие (средняя группа)

Закреплять умения аккуратно вырезать, наклеивать

- резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника

вать о плодах и семенах деревьев, учить использовать их
в поделках




© 2010-2022