РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА НА 2015 - 2016 ГОД

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Принято на педагогическом совете Утверждаю_________________ 28 августа 2015 года, протокол № 8 Заведующий О.И.Велигоцкая

Приказ № 78 от 31.08.2015 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога-психолога на 2015/2016 год

Составитель программы:

Серикова Лариса Ивановна, педагог-психолог МБДОУ

детского сада № 4 р.п. Переяславка

Образование: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2008 год, педагог-психолог

Стаж педагогической работы: 3 года

Эксперт программы:

Дубровина Т.М, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 4 р.п.Переяславка






р.п.Переяславка

2015 год


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Целевой раздел


  1. Пояснительная записка………………………………………………...............

3

Цели и задачи реализации программы……………………………………….

7

Принципы и подходы программы……………………………………………..

7

Планируемые результаты освоения программы…………………………….

11

Характеристика особенностей развития детей………………………………

11


Содержательный раздел


Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ……………………………………………………….

13

Организационный раздел


Направления психолого-педагогической работы …………………………

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения Программы ……………………………………………………

Взаимодействие с родителями ……………………………………………

Дополнительное образование…………………………………………………

План педагога - психолога на год…………………………..

Приложение……………………………………………………………….

15


18

20

21

26

32















ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

Направление пояснительной записки

Содержание описания направлений

Разработка программы

Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С. Комаровой.

Задачи, содержание, объём образовательной области «Физическое развитие», основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Нормативная основа при разработке ООП

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

1.Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» вступил в силу 01.09 2013 г.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

3.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908)

6.Устав МБДОУ детского сада № 4 р.п.Переяславка.

Характеристика воспитанников детского сада Структура групп МБДОУ (кол-во групп и кол-во детей) и особенности детей по ступеням (основные характеристики воспитанников: возрастные и индивидуальные).

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательной организации.

Всего в МБДОУ детском саду № 4 р.п.Переяславка воспитывается 231 ребенок. В детском саду функционируют 11 групп, из них 2 группы для детей ясельного возраста с 1,5 до 3 лет, 9 групп для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Возраст

Общеобразовательные группы

с 2-до 3 лет

(группа раннего возраста)

2

с 3-до 4 лет

(2-ая младшая группа)

2

с 4-до 5 лет

(средняя группа)

4

с 5-до 6 лет

(старшая группа)

2

с 6-до 7 лет

(подготовительная к школе группа)

1

Все группы детей дошкольного возраста скомплектованы по одновозрастному принципу.

Полученные в ходе диагностики, а также последующего мониторинга (периодического сбора информации о семье и семейном воспитании) результаты обобщены, подвергнуты анализу, затем приняты на этой основе стратегические и тактические решения по организации взаимодействия с семьей.

Описание условий созданных в дошкольной организации для работы педагога-психолога

Кабинет педагога-психолога - 18,6 кв.м

Кабинет оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно - развивающей и релаксационной.

Зона для проведения коррекционно - развивающих индивидуальных и подгрупповых занятий включает в себя:

-магнитная доска;

-столы детские;

-стулья детские

-мольберт.

Консультативная зона:

-рабочий стол педагога-психолога;

-полка для хранения документов;

-стеллаж для книг;

-набор диагностических методик;

- документы педагога-психолога

Для проведения релаксационных занятий имеются мягкие кресла, цветы.

В кабинете также имеются:

-Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;

Полки для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.

Особенности осуществления образовательного процесса в ДОО (методы, приемы, принципы, подходы,

виды детской деятельности, формы взаимодействия воспитывающих взрослых и детей.

Особенности осуществления образовательного процесса в ДОО:

1.Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия.

2.Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого

3.Основная деятельность - это детские виды деятельности (игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую

деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора); самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисования, лепки, аппликации); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.)

4.Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка

5.Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и другие.

6.Применяются опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7.Мотивы образования - интересы детей к этим видам деятельности.

8.Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.

9.Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей.

Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы). Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий). Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности:

  • Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

  • Проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

  • Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок - педагог» и «ребенок - дети».

Планирование результативности образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

2.Цели и задачи программы

Цель программы предполагает создание условий, которые помогут каждому ребенку стать психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Охрана и укрепление психического здоровья детей.

Задачи:

-определять объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники;

-оптимально распределять время по темам;

-активизировать познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей;

-применять современные образовательные технологии;

- определять индивидуальные образовательные потребности детей;

- предотвращать и преодолевать трудности развития дошкольников;

-создать соответствующие психологические условия для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

3.Принципы и подходы программы

Принципы

Условия

Принцип гуманизации образования требует построения педагогического процесса на полном признании гражданских прав всех участников образовательного процесса. Этот принцип ставит педагога, родителя и воспитанника на одну ступень, где каждый заслуживает любви, уважения и понимания.

  • осознание идей гуманной педагогики (о духовном гуманизме, о воспитании в Ребенке жизни с помощью самой жизни, о жизненной миссии человека, о чувстве свободного выбора, о сотворчестве и сотрудничестве, о духовной общности);

  • постоянное совершенствование педагогом своего профессионального мастерства и поддержка родителей в их духовно-нравственном преображении;

  • действие по законам любви (любить любого Ребенка. Понимать Ребенка и принимать его таким, какой он есть. Восполниться оптимизмом в отношении любого Ребенка. Защищать детей от обидчиков и от посягательств взрослых);

  • стремление к взаимной открытости, чтобы как педагоги, так и родители имели возможность наблюдать и содействовать воспитанию гражданина;

  • достижение высокой культуры общения воспитывающих взрослых между собой и ребенком.

Принцип природосообразности требует строить образовательный процесс на целостности природы Ребенка. «Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему форму и наращивания заданных ресурсов» (Ш.А. Амонашвили). Это движение природы в ребенке происходит через стремление к развитию, познанию, взрослению и свободе


  • создание разнообразных ситуаций общения ребенка со старшими по возрасту детьми и взрослыми (родными, знакомыми и чужими), удовлетворяющими его стремления познанию и взрослению;

  • создание проблемных ситуаций, в которых ребенок действует как субъект: обнаруживает проблему, совместно или при поддержке взрослых создает проект ее решения, включаясь в общий поток творческих поисков и усилий; реализует проект и анализирует его выполнение, переживая полученные результаты; определяет перспективы развития проекта;

  • создание разнообразных ситуаций свободного выбора.

Принцип деятельностной направленности образования требует от воспитывающих взрослых внимания к саморазвитию и развитию у детей способности к активному познанию природы, истории родного края, его традиционной и современной культуры; внимания к творческому освоению не только уже исторически сложившихся, но и еще исторически складывающихся, объективно пребывающих в становлении форм человеческой ментальности.

В отличие от репродуктивного продуктивный, творческий характер воспитания и обучения стимулирует развитие у ребенка способности решать жизненно важные проблемно-творческие задачи, находящиеся в зоне его ближайшего и отдаленного развития.


  • осознание воспитывающими взрослыми педагогических аксиом: «Благородство рождается благородством», «Ответственность рождается ответственностью», «Честность воспитывается честностью», «Сострадание воспитывается состраданием» и др.; и в соответствии с данными аксиомами признание педагогами и родителями ценности самовоспитания и самосовершенствования;

  • развитие педагогом и родителем в себе качеств, составляющих доблести Благородного Гражданина: благородства, великодушия, мужества, сердечности, творчества, любви, доброты;

  • насыщение образовательного пространства детского сада лучшими образами любви к родной природе, культуре и искусству, к Человеку;

  • создание в детском саду вариативного образовательного пространства, ориентированного на развитие общекультурных и профессиональных компетенций педагогов и общекультурных и базовых педагогических компетенций родителей (матери, отца);

  • включение детей в совместную с воспитывающими взрослыми культуротворческую деятельность в дошкольном учреждении и дома, в семье, усиливающую освоение ребенком ценностей национально-региональной культуры.

Принцип осознанного взаимодействия воспитывающих взрослых и развития требует внимания к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса; установления оптимального соотношения участия родителей и прародителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования детского сада в воспитании и обучении ребенка; понимания и устремленности к развитию всех сторон взаимодействия.

Взаимодействие педагогов и родителей позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Многолетние наблюдения педагогов-психологов показывают, что взаимодействие родителей и воспитателей детского сада, а в последующем родителей и педагогов начальной школы позволяет снизить уровень невротизации детей, повысить доверие детей к образовательному учреждению как к безопасному (не чужому) пространству жизни, открытому культуре. Чем младше ребенок, тем больше он стремится к радости и счастью, красоте и гармонии! Вне доверительных, открытых, нежных взаимодействий со взрослым, это стремление удовлетворить трудно.


  • осознание и принятие роли каждого участника воспитательно-образовательного процесса: матери, отца (а также прародителей), педагога (воспитателя группы, музыкального руководителя, педагога-психолога и др.) в становлении, развитии, воспитании в ребенке Благородного Гражданина;

  • выстраивание взаимодействия воспитывающих взрослых с опорой на знание о циклической динамике и фазах взаимодействия (открытие, прояснение ожиданий, согласование родителями и педагогами точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия, составление договора о сотрудничестве, созидание и воплощение образа события, осознание совместно-пройденного пути, благодарение);

  • развитие всех сторон взаимодействия, обеспечивающих его целостность: взаимопознание, взаимоинформирование (общение), взаимные действия, эмоциональный взаимообмен.

Принцип регионализации образования требует учета региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, экологических и др.) в содержании и организации общественного и семейного дошкольного образования и обеспечения полноты и непрерывности образования педагога, родителя, ребенка, проживающих на территории

  • осознание ценности непрерывного саморазвития и самосовершенствования педагогов и родителей в области краеведения;

  • развитие конструктивных взаимодействий с учреждениями образования (школами, дворцами творчества детей и молодежи, вузами), учреждениями культуры и искусства (музеями, библиотеками, театрами), предоставляющими детям и воспитывающим взрослым возможность знакомства с природным и культурным богатством родного края ;

  • организация в детском саду предметно-пространственной среды с опорой на региональные особенности: создание мини-музеев и музейных комнат (например, музея «казачьего быта», «боевой славы»); уголков культурно-исторического проектирования; художественной галереи, предоставляющей воспитанникам возможность ознакомления с творчеством местных художников и др.

Принцип интеграции требует внимания к каждой составляющей культурно-образовательного пространства: семье, детскому саду, учреждениям дополнительного образования, учреждениям культуры и искусства, улице, общеобразовательной школе, гражданскому обществу и местному самоуправлению. Интеграция усилий социальных институтов, напротив, делает эффективным восхождение ребенка к национально-региональной и общечеловеческой истории и культуре. Интеграция действий семьи с учреждениями дополнительного образования, детского сада и учреждений культуры и местного самоуправления ведет к появлению свойств, которыми не обладают отдельные социальные институты.


  • осознание ценности взаимозависимости по сравнению с независимостью и зависимостью участников образовательного процесса в решении задачи построения и развития единого культурно-образовательного пространства;

  • признание условности разделения деятельности родителей, воспитателей детского сада, педагогов-организаторов детского досуга, руководителей отделов (комитетов по образованию, культуры и пр.) в общем деле воспитания гражданина;

  • всестороннее развитие взаимодействия социальных партнеров, обеспечивающих их объединение в деле государственной важности - воспитании гражданина России.

Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

Планируемые Результаты освоения Программы

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Ранний возраст:

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Дошкольный возраст:

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста


ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью, познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа. Я ребенка, его детализацией.

СТАРШАЯ ГРУППА (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1. Психологическое сопровождение образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Группа

Развивающие задачи

Младшая группа

Стимулировать положительное самоощущение.

Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.

Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность.

Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.

Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.

Средняя группа

Стимулировать положительное самоощущение.

Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их. Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; чувствительность к педагогической оценке; стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи взрослому, давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку.

Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности.

Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий.

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения самостоятельно или с незначительной помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; называть некоторые средства эмоциональной выразительности, замечать нарушения правил и норм другими детьми, понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков; на пути достижения цели противостоять отвлечениям, помехам.

Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение.

Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Старшая группа

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, осовоению позитивных средств самовыражения.

Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.

Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание последствий нарушения/соблюдения норм и правил.

Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения.

Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности; дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность, неконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета, использовать индивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок.

Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и формировать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Подготови-

тельная группа

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

Развивать чувство собственного достоинства.

Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности.

Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения.

Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать.

Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различать эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению; понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия результата образцу, ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями взрослого («как надо делать»), оценивать результат на основе соответствия с образцом, замечать и исправлять ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля, использовать разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.

Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний.




III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Занятия с детьми проводятся индивидуально и подгруппами.


Объем образовательной нагрузки:


Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:

1 младшая группа - 10 минут

2 младшая - 15 минут

Средняя группа - 20 минут

Старшая группа - 25 минут

Подготовительная группа - 30 минут

Расписание работы психолога с детьми:

Занятия с подгруппой:

Понедельник -

Индивидуальные занятия (коррекция познавательной сферы)

Подготовительная группа 1 подгруппа 9.00 -9.30

2 подгруппа 9.40 - 10.10

Вторник -

Старшая группа «Б» 1 подгруппа 9.00 - 9.25

Кружок «Правознайка» 2 подгруппа 9.40 - 10.05

Средняя группа «В» 1 подгруппа 16.30 - 16.50

2 подгруппа 17.00 - 17.20

Среда -

Индивидуальные занятия (коррекция познавательной сферы)

Подготовительная

1 подгруппа 9.00 - 9.30

2 подгруппа 9.40 - 10.10

Четверг -

Коррекционно- развивающие занятия по развитию познавательной и коммуникативной сферы

Подготовительная группа 1 подгруппа 9.00 - 9.30

2 подгруппа 9.40 - 10.10

Пятница -

Индивидуальные занятия (коррекция познавательной сферы):

Старшая группа «Б» 9.00 - 9.20

Подготовительная группа 9.30 - 9.50

Старшая группа «А» 10.10 -10.35

Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование - консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей фукции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.


Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Мониторинг функциональной готовности детей к школе

проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому- зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики компетенций, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Форма и процедура мониторинга.

Индивидуально.

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе:

1. Исследование мотивационной сферы:

-Методика "СКАЗКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

- Методика "ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

2. Исследование произвольной сферы:

-Методика "ДОМИК" (разработана Н.И.Гуткиной)

- Методика "ДА И НЕТ" (разработана Н.И.Гуткиной)

3. Исследование интеллектуальной и речевой сферы:

- Методика "САПОЖКИ" (разработана Н.И. Гуткиной)

- Методика "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ" (Методика предложена А.Н.Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены)

- Методика "ЗВУКОВЫЕ ПРЯТКИ" (разработана Н.И.Гуткиной)

4. Исследование личностной сферы:

(модификация методики Рене Жиля)

Мониторинг функциональной готовности детей к школе

Экспресс - диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко для детей дошкольного возраста

-Вторая младшая группа

-Средняя группа

-Старшая группа

-Подготовительная группа

Профессиональные обязанности педагогов дошкольного образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, глава 5, статья 48, педагогические работники ДОО обязаны:

• осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию Программы;

• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

• уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;

• развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

• формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;

• применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

• учитывать особенности психофизического развития детей и состояние их здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

В соответствии с ФГОС ДО, деятельность педагогических работников в ДОО должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в ДОО или в группе.

Профессиональное развитие педагогических работников.

Педагогические работники ДОО обязаны:

• систематически повышать свой профессиональный уровень;

• проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, глава 5, статья 49).

Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться в процессе освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ в установленном объеме, не реже чем каждые 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

У педагогов должны быть сформированы профессиональные компетенции, необходимые для успешной реализации пяти основных образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), определяющих содержание дошкольного образования в соответствии со Стандартом.

Современный педагог должен уметь обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в их тесной взаимосвязи.

В настоящее время актуализировалась проблема профессиональной готовности участников образовательного процесса к эффективному решению учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ в дошкольной образовательной организации. Успешное функционирование информационной образовательной среды обеспечивается не только наличием электронных образовательных ресурсов, но и профессиональной компетентностью работников, их использующих.

Аттестация педагогов дошкольной организации.

Аттестация педагогов ДОО проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемым ими должностям осуществляется один раз в 5 лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями,формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 49).

Важнейшим условием реализации программы МБДОУ детского сада №4 р.п.Переяславка является создание психолого-педагогических условий развития детей в дошкольной организации, это развивающая и эмоционально комфортная для ребенка образовательная среды. Пребывание в детском саду (наименование) строится для доставления ребенку радости, а образовательные ситуации планируются в увлекательной форме.

Образовательные ориентиры программы МБДОУ детского сада №4 р.п.Переяславка:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам ДОО необходимо:

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Взаимодействие с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

РАЗДЕЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».

Программа дополнительного образования детей «Правознайка»

Пояснительная записка

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

Данная Программа направлена на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,

Цель Программы - Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Задачи Программы:

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- сформировать у детей представления о правах человека на основе литературных произведений;

- воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, общечеловеческим ценностям;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать толерантность (терпимость, способность к принятию точки зрения собеседника);

- сформировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развивать коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

Форма занятий

Занятия (теоретические и практические) проводятся один раз в неделю не более 30 минут. Формы занятий - групповая и индивидуальная: игры, беседы, изобразительное искусство, драматизация сказок, развлечения, викторины, чтение сказок.

Предполагаемый результат:

- дети познакомятся с Декларацией прав человека через игровую деятельность в ходе общения друг с другом, со взрослыми, больше обратят внимание на взаимоотношения героев сказок и рассказов;

- у детей сформируются представления о семье и родственных связях;

- у детей сформируется способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права;

- разовьются такие личностные качества, как активность, самостоятельность, чувство собственного достоинства;

- сформируется отношение ребёнка к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов;

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг проводится два раза в год (ноябрь и май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы дополнительного образования детей и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы дошкольного образования на основе выявления динамики компетенций, которые они должны приобрести в результате ее освоения.

Критерии оценки:

- дети понимают, что Конвенция о правах ребенка, это документ, его необходимо исполнять;

-дети ориентируются в правах - жить в семье, иметь право на собственное имя, фамилию, на образование, медицинский уход, право иметь собственное мнение, пользоваться игрушками, пособия, право на достаточное питание, защиту от физического и психического насилия и т.д.

- у детей сформировано представление о семье и родственных связях;

- знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

-Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому;

- у детей сформирована способность сопротивляться жестокости, пошлости, уметь отстаивать свои права;

- развиты такие личностные качества, как активность, самостоятельность, чувство собственного достоинства;

- доброжелательно относится к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов;

Инструментарий мониторинга. Мониторинг качества дошкольного образования включает в себя проведение проверочных занятий, наблюдение за детьми, анализ продуктов детской деятельности, оформление результатов в таблице и выводы..

Литература:

  1. Соловьёва Е.В. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка»: практическое пособие для работников дошкольных учреждений. - М: АРКТИ - 2005г.

  2. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»; подготовительная группа. - М: ИГЛ, - 2005г.

  3. Ковалёва Г.А. «Воспитание маленького гражданина»; практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.АРКТИ - 2005г.

  4. Доронова Т.Н. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка». Координация усилий семьи и детского сада. - М: Просвещение - 2003г.

  5. Журналы «Дошкольное воспитание» - 2010г.

  6. Журналы «Ребёнок в детском саду» - 2007г.



Учебно-тематический план


Дата проведения

Тема

Программные задачи

Количество часов

Форма проведения

Сентябрь

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

1. « В гостях у Конвенции»

1. Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка.

2. Ввести в словарь детей понятие «Конвенция».

3. Формировать, понятие о том, что у каждого ребенка есть права.

1

Группа,

Беседа.

Сентябрь

I. «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».

2. «Моя семья»

1.Расширить представления детей о семье;

2.Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи.

(все члены обязаны защищать своего ребенка)

1

Группа

Сентябрь

3. Знакомство с пословицами и поговорками о семье

1. Воспитывать любовь и уважение к семье.

2. Расширять словарный запас детей.

3. Развитие памяти.

1

Группа

Заучивание стихотворения

А. Майкова «Мать и дети»

Сентябрь

4.ИЗО по сюжету «Моя семья»

1. Закрепить представления о членах семьи и об отношениях в семье.

1

Группа.

Беседа.

Выставка работ

Октябрь

5. «Кто придёт к тебе на помощь?»

1.Закрепить представления о родственных связях.

2.Оформление первой статьи Конвенции прав ребёнка «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».

1

Группа.

Октябрь

II. «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды».

6.«Лесные приключения»

1.Дать детям представления о том, что они имеют такие права;

2.Ввести в активный словарь детей такие понятия «достаточное питание» и «чистая вода».

1

Группа.

Октябрь

7.«Путешествие с капелькой».

1.Показать необходимость воды для всего живого.

2.Продемонстрировать, как питьевая вода попадает в дома;

3. Расширить представление детей о воде.

1

Группа.

Игра.

Октябрь

8. ИЗО

Оформление второй статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды».

1

Группа.

Изобразительное искусство. Беседа.

Ноябрь

III. «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».

9. «Играем в театр».

Дать детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого ребёнка необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.

1

Группа.

Чтение сказки.

Театрализованное представление сказки «Три медведя».

Ноябрь

10. «Страна Одеждия»

Закрепить знания детей о хороших условиях жизни.

1

Группа.

Игра.

Ноябрь

11. ИЗО

Оформление третьей статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни»

1

Группа.

Изобразительное искусство. Беседа.

Ноябрь

IV. «Дети имеют право на медицинский уход».

12. «Если что у вас болит, вам поможет Айболит»

Формирование у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка.

1

Группа.

Беседа.

Декабрь

13.«Секреты здоровья»

1.Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.

2.Расширять представление о том, что полезно и что вредно для здоровья.

1

Группа.

Декабрь

14. «К нам приехал Айболит»

1.Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка.

2.Формировать навыки сотрудничества.

1

Группа.

Декабрь

15. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

1.Формировать привычку к здоровому образу жизни.

2.Закрепить правила и навыки личной гигиены.

1

Группа.

Декабрь

16. «Больница»

(Каникулы)

Закрепить знания детей четвертой статьи Конвенции.

1

Группа.

Сюжетно - ролевая игра.

Январь

17. ИЗО

Оформление четвёртой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на медицинский уход»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Январь

V. «Дети - инвалиды имеют право на особую заботу и обучение»

18.«Цветик-семицветик

1.Учить детей сопереживать, замечать боль других;

2.Совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям-инвалидам.

1

Группа.

Чтение сказки.

Январь

19. ИЗО

Оформление пятой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Февраль

VI.«Дети имеют право на отдых»

20. «Я на солнышке лежу»

1. Дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья;

2. Ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых» (путешествия, подвижные игры), «пассивный отдых»; «предпочтение».

3. Закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья путём обеспечения условий для отдыха.

1

Группа.

Февраль

21. «Поиграем»

1.Развить коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.

2.Дать понять, что игра это тоже отдых.

1

Группа.

Февраль

22. ИЗО

Оформление шестой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на отдых»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Февраль

VII. «Дети имеют право на бесплатное образование»

23. «Как важно грамотным быть».

1.Формировать у детей представление значимости образования в жизни каждого

1

Группа.

Март

24. «Дорога к письменности»

1.Рассказать детям о происхождении славянского алфавита.

2. Расширить знания детей об образовании.

1

Группа.

Март

25. ИЗО

Оформление седьмой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на бесплатное образование»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Март

VIII. «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению»

26. «Маска откровений»

1. Формировать у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «обижают - значит нарушают твои права»;

2.Обсуждение проблемы «что ты будешь делать, если тебя обижают»

1

Группа.

Беседа.

Март

27. С/р игра «Школа»

Д/и «Сложи слово», «Найди букву»

1. Закрепить знания по седьмой статье

2. Дать понять детям, что играя, они тоже получают знания.

1

Группа.

Викторина

Игра

Апрель

28. ИЗО

Оформление восьмой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Апрель

IX. «Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы» 29.«Непосильное задание»

1. Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «Тяжёлый физический труд»;

2.Формировать представления о том, что тяжёлый непосильный труд может нанести вред здоровью.

1

Группа.

Чтение сказки «Золушка».

Апрель

30. ИЗО

Оформление девятой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Апрель

X.«Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры»

31.«Дети планеты Земля»

1. Дать чёткое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей;

2.Продолжать воспитывать в них уважение к национальным культурам разных народов;

3. Воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.

1

Группа.

Май

32.«Паспорт гражданина РФ»

Воспитывать любовь к Родине, уважение и симпатию к людям разных национальностей.

1

Группа.

Май

33. ИЗО

Оформление десятой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры»

1

Группа.

Изобразительное искусство.

Беседа.

Май

XI.«Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов»

34. «Радиоэфир»

1. Совершенствовать навыки речевого общения;

2. Прислушиваться к мнению сверстников;

3. Привлекать детей к сообществу создания друзей.

1

Группа.

Май

35. Подведение итогов. ИЗО.

Оформление одиннадцатой статьи Конвенции о правах ребёнка «Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов»

1

Группа.

Беседа.

Составление альбома «Ребёнок имеет право».

Награждение детей.



ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога

на 2015-2016 учебный год



Основное направление в деятельности:

Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.



Задачи:

1. Формировать развивающий образ жизни ребенка в детском саду;

2. Обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

3. Создать условия безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям;

4. Создать условия для самовыражения педагогов и преодоления барьеров в общении;

5.Формировать и поддерживать положительную самооценку у детей, уверенность в собственных возможностях и способностях;

6. Использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; 7. Построить образовательную деятельность, ориентированную на интересы и возможность каждого ребенка;

8. Поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

9. Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности;

10. Защищать детей от всех форм физического и психического насилия.


Основные направления работы:

1. Диагностическое.

2. Коррекционно- развивающее.

3. Консультативное.

4. Просветительское и профилактическое.

Формы работы:

  • беседа

  • анкетирование

  • наблюдение

  • развивающие занятия

  • консультации.

Психодиагностическая деятельность

Категории

Содержание работы

Группы

Сроки

выполнения

Работа с детьми

Сбор информации о детях младших групп. Анамнез развития ребенка;

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе:

1. Исследование мотивационной сферы:

-Методика "СКАЗКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

- Методика "ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

2. Исследование произвольной сферы:

-Методика "ДОМИК" (разработана Н.И.Гуткиной)

- Методика "ДА И НЕТ" (разработана Н.И.Гуткиной)

3. Исследование интеллектуальной и речевой сферы:

- Методика "САПОЖКИ" (разработана Н.И. Гуткиной)

- Методика "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ" (Методика предложена А.Н.Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены)

- Методика "ЗВУКОВЫЕ ПРЯТКИ" (разработана Н.И.Гуткиной)

4. Исследование личностной сферы:

(модификация методики Рене Жиля)

Изучение психологических особенностей детей с использованием психолого-диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие.

Младшие группы

Под. группа





По запросу родителей, педагогов

Сентябрь

Сентябрь

Апрель-Май.






В течение года

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей детей, прошедших адаптацию.

2. Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

1-я младшая

Подготови-тельная

Октябрь

Март

Коррекционно-развивающая работа

Работа с детьми

1. «Поиграем, малыши!» психологическое сопровождение процесса адаптации

(О.Е. Белова)

2. Сказкотерапия, как способ снижения агрессии и страхов (Хухлаева О.В.)

3. Пальчиковая гимнастика и игры

(А.А. Осипова)

4. Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной и коммуникативной сферы

5. Пескотерапия, изотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии по запросам педагогов и родителей (А.А. Осипова)

6. Индивидуальные развивающие занятия с детьми по результатам диагностики.

1-я младшая

Средняя группа

Средняя, старшая, под. группы

Под. группа

Индивидуально

Индивидуально

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Октябрь-

Апрель

В течение года

В течение года

Октябрь -

Апрель

Работа с педагогами

1.Рефлексия (в конце каждого семинара)

Все сотрудники

В течение года

Консультирование

Для педагогов

1. Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду.

2. Консультации по результатам психодиагностики.

3. Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам.

По запросу

Индивидуально

Индивидуально

В течение года

Октябрь, Май

В течение года

Для родителей

1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания (по запросам и по необходимости).

Индивидуально

Индивидуально

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Психопросвещение

Работа с родителями

Стендовая информация «Психолог советует»:

1) Ваш ребенок идет в детский сад;

2) Гиперактивный ребенок;

3) Детское упрямство;

4) Зачем надо развивать мелкую моторику?

5) Как победить застенчивость?

6) Учим ребенка общаться;

7) Игра - не забава;

8) Готовность в школе: что мы не понимаем?;

9) Памятка для родителей будущих первоклассников.


1-я младшая

Все группы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Приложение:


  1. Коррекционно - развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии./сост. С.В.Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко.-Изд.2-е-Волгоград: Учитель, 2016.-164с./

  2. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» /авт. - сост. О.Е. Белова.- волгоград: Учитель, 2014. - 154с.

  3. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.- сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2014 - 105с.

  4. Веракса А.Н. Индивидальная диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -144с.

  5. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа. /Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2015.-59с.

  6. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе-М.: ООО «Издательство АСТ, 2002. -126, (2) с.: ил.

  7. Хухлаева О.В. практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. -т. М.: Генезис, 2003. - 176 с.: ил.- (Психологическая работа с детьми)

Электронные ресурсы (диски):

1.Психологическая работа в ДОУ (Коррекционно- развивающие занятия, консультации)

2.Мониторинг развития детей 3-7 лет (Анализ деятельности, комплексная оценка линий развитий)

3. Диагностика эмоционально - личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дополнительно:

Обязательная часть программы:

  1. Расписание ООД

  2. Распорядок деятельности по времени в течение дня

  3. Режим дня

  4. ФГОС ДО.

  5. Организация образовательной деятельности (документ)

  6. Реестр пособий к ООП ДО.

  7. Мониторинг развития детей.

  8. График проведения занятий

  9. Календарный план

  10. График работы педагога-психолога.

  11. Перечень оборудования и инвентаря для работы.

Вариативная часть программы:


  1. Решение установочного педсовета от 03.09.2015 года

  2. Индивидуальный маршрут развития ребенка

  3. Гимнастика для глаз, комплексы упражнений.

  4. Программа дополнительного образования детей.

  5. План работы на 2015/2016 год








31


© 2010-2022