• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Организация и содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях детского сада Малая родина - поселок Верховье (Материалы к конкурсу Воспитатель года России - 2014)

Организация и содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях детского сада Малая родина - поселок Верховье (Материалы к конкурсу Воспитатель года России - 2014)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быковская Евгения Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 комбинированного вида п. Верховье»















Организация и содержание работы

по патриотическому воспитанию

дошкольников в условиях детского сада

«Малая Родина - поселок Верховье»

(из опыта работы)









Подготовила: воспитатель

Быковская Евгения Анатольевна















2014 г.

Содержание

Информация об опыте

Результативность опыта

Библиографический список

Приложение к опыту

Приложение № 1 Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению

уровня знаний о родном поселке

Приложение № 2 Анкета для родителей

Приложение № 3 Перспективный план по ознакомлению дошкольников с

родным поселком

Приложение № 4 Экскурсия по территории детского сада с детьми среднего

дошкольного возраста

Приложение № 5 Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Поселок Верховье»

Приложение № 6 Конспект родительского собрания «Учим детей любить и

беречь свой поселок»

Приложение № 7 Конспект образовательной деятельности с детьми

подготовительной группы «Части поселка»

Приложение № 8 Экскурсионный маршрут выходного дня для родителей

Приложение № 9 Фотоприложение

Раздел I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания. На их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.

Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии поселка, в котором они живут, своего адреса, об учреждениях и организациях, о профессиях жителей, мы предлагали детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном поселке. (Приложение № 1)

В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о поселке, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни поселка. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в Верховье, но их отношения были ещё неосознанны.

А ведь край, в котором мы живём неповторим. Поселок Верховье имеет свою историю, которую должны знать наши дети. За последние годы он преобразился: стали чистыми и уютными улицы, появились новые магазины, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Нам захотелось, чтобы дети увидели красоту родного поселка, преобразования, происходящие в нем каждый год, и начали гордиться своей малой Родиной.

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения - не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления их заинтересованности в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему поселку было проведено анкетирование (Приложение № 2). Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному поселку, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.

Актуальность опыта.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы, ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности граждан. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы (Советский период) воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Воспитание любви к своей Родине мы рассматриваем как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работая над проблемой патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, мы обнаружили следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания
патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных
разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы
по данной проблеме;

- между стремлением педагогов к воспитанию основ
гражданственности по отношению к своему поселку, краю у дошкольника и
педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании

условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному поселку на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом.

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным поселком начала проводиться с 2012 г.

  1. этап - начальный (констатирующий). Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса с целью определения представлений о родном поселке и отношения к нему).

  2. этап - основной (формирующий). На данном этапе был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей поселка, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

  3. этап - заключительный (контрольный). На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.

Теоретическая база опыта.

В своей работе мы опирались на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой.

Педагогические идеи патриотического воспитания содержатся в работах С.И.Ожегова, он определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

При составлении перспективного плана работы (приложение №3)
опирались на работы Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем
в России», на рекомендации Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой, М.П. Постниковой, Г.П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Используя в работе учебно-методическое пособие Н.В.Алёшиной

«Патриотическое воспитание дошкольников» сделали вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному поселку, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр. Система организации экскурсий была составлена на основе работы Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н.Г., Грибовой Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» и Мосаловой Л.Л. «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста).

Для формирования основ правового сознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы следующие понятия:

Родина, Отчизна - страна, в которой родился, вырос, где живешь.

Малая Родина - место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.

Достопримечательности - место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.

Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному поселку в условиях дошкольного образовательного учреждения.

РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью педагогической деятельности является организация
педагогического процесса, способствующего формированию

патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным краем.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному поселку, краю;

  • предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими жителями, участниками жизни поселка;

  • знакомство с поселком, его историей и достопримечательностями;

  • взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного края.

Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - со знакомства с детским садом, своей улицей, поселком, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

  • незнание детьми названия поселка, улицы, где они живут;

  • неумение вести себя на улицах родного поселка;

  • неуважение к результатам труда людей;

  • непонимание родителями важности знаний у детей о родном поселке и чувства патриотизма;

  • отсутствие гордости за свой родной поселок, осознания своей гражданской принадлежности;

  • отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-поселок) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, позволило нам взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми средней и старшей групп.

Был составлен перспективный план мероприятий, включающий экскурсии - живые впечатления, путешествия по родному поселку в процессе образовательной деятельности, игры для закрепления знаний и впечатлений.

Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нем. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли собой целостную картину сведений о родном поселке Верховье.

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств - процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному поселку.

Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным краем являются экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном поселке, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы построили свою работу с дошкольниками в форме путешествий по Верховью. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой поселка, дошкольники узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую Родину.

Все прогулки и путешествия были организованы в определенной последовательности, и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному». Путешествия с детьми среднего дошкольного возраста начались с территории детского сада (приложение №4). Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения, оборудование детских площадок, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. К сожалению, пришлось узнать и о тех, кто все это приводит в негодность. В ходе беседы с дошкольниками выявили, что нужно сделать, чтобы сохранить имущество на территории детского сада. Дети предлагали разные варианты: завести собаку - уличного сторожа для охраны площадок, ловить разрушителей и заставлять их ремонтировать то, что сломали; позвать на помощь всех пап и мам; всех кто разрушает, наказывать дома лишением сладостей и мультфильмов. Эти детские высказывания вызывают улыбки, но ведь на самом деле в таком возрасте не столь важно, можно ли осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а главное, что они не остались равнодушными и пытались изменить к лучшему.

После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.

В детский сад бежим с охотой Летом, осенью, зимой,

Потому что здесь нам рады, Детский сад для нас родной!

Экскурсия по территории детского сада не прошла даром. Когда при подготовке к районному конкурсу игровых площадок многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила качели!», «Мой папа сделал машину!», «А мой паровозик!».

А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило

путешествие по экологической тропе, расположенной на территории ДОУ. Рассматривая цветы, растения, деревья ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.

Затем мы рассматривали площадь перед домом культуры, где проходят все поселковые праздники. Дети смогли сами рассказать о том, что площадь чистая, потому что работал дворник и убрал территорию. На вопрос: «Может ли площадь остаться чистым без помощи дворника?», не все дошкольники, к сожалению, смогли ответить. И только после беседы о том, что если все жители будут бросать мусор в урну, площадь будет оставаться чистой, ребята уяснили, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Наблюдение за работой дворника и машин-помощников - мусоровоза, трактора помогло сформировать представление о том, как можно сделать двор чище, уютнее. А беседы по содержанию помогали педагогу воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

Прогулка-экскурсия на детский каток, расположенный в районе дома культуры, вызвала у детей огромный положительный эмоциональный отклик. С удовольствием покатались по льду. До сознания детей было донесено, что в создании этого катка принимали участие люди разных профессий: рабочие коммунального хозяйства (водитель трактора, уборщики). Сначала была расчищена площадка, потом залита водой, сделаны снежные бордюрчики, вечерами работники дома культуры включают музыку, каждый день за катком следям, очищают от снега, убирают кочки наледи. Тем самым у детей воспитывалось чувство уважения к труду создателей катка.

Целевая прогулка в парк, помогла увидеть красоту родного поселка: зеленые насаждения, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы, маленькие фонтанчики помогают человеку радоваться и гордиться своим краем. Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее поселок, тем больше его любят жители. Ухоженные, чистые улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за поселок.

Во время бесед с детьми, вспоминали, каких птиц они видели, какие деревья и цветы есть в нашем районе. Результатом были занятия по созданию коллажей: растительный, животный мир и птицы нашего края.

В старшей группе диапазон экскурсий расширился. Экскурсии в детскую районную библиотеку, в дом культуры, в школу, к памятнику-паровозу, в отделение полиции, пожарную часть, в школьный краеведческий музей показали значимость и важность труда жителей для процветания родного поселка. С детьми оформили альбом «Наши экскурсии», который с удовольствием рассматриваем в свободное время.

О тружениках, внесших вклад в развитие нашего поселка, маленькие воспитанники образовательного учреждения узнали во время экскурсии в редакцию газеты «Наше время». Расширить представления детей о профессиях и содержании труда жителей, помогли экскурсии в аптеку, на почту, в магазин продуктовых и промышленных товаров, в парикмахерскую.

О своих сотрудниках ДОУ вместе с детьми оформили альбом «Лучшие люди детского сада», где собраны журналистские статьи из местной газеты.

Экскурсии в парк к мемориалу Славы, где горит вечный огонь, возложение живых цветов к братской могиле
советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа
патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в
сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Мы старались донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Гуляя по мемориалу, закреплялись такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг". Детей подводили к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. С детьми в группе оформили папку «Герои Советского Союза - уроженцы Верховского района».

А участие воспитанников группы в оформление выставки рисунков «Моя малая Родина-поселок Верховье» в детской библиотеке, которая была посвящена очередной дате освобождения Верховского района от немецко-фашистских захватчиков, стимулировало развитие гражданской позиции, сопричастности к судьбе малой Родины, закладывало предпосылки гражданских качеств, развивало представления детей о человеке, обществе и культуре, дало возможность почувствовать себя частичкой своей Родины.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установлены тесные связи с историко-краеведческим музеем МБОУ «Верховская СОШ № 1» и районной детской библиотекой. Выставки, предложенные детям «Глиняные игрушки», «Новогодняя игрушка», «Великая Отечественная война» продолжили воспитывать в детях чувство гордости за свой край, его жителей, его защитников, вызвали желание быть похожими на них, делать все для улучшения жизни своих близких, родных. Так же были оформлены фотоальбомы «Экспонаты школьного музея», «Экскурсия в библиотеку».

Путешествия по поселку мы продолжали и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями мы построили свою деятельность в определенной последовательности: настоящее поселка; поселок в прошлом; какие учреждения и организации есть в нашем поселке, где работают родители (приложение № 5).

Путешествуя по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина», «Отчизна», «малая Родина».

Игра «Выбери меня» - закрепляла представления детей о зданиях поселка, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями, например, школа - ученик, больница - врач, магазин - продавец, детский сад - воспитатель и т.д. Прием эмпатии дал возможность учить детей беречь общественное, воспитывать элементы гражданственности. Например: «Я грязная скамейка» «О чем ты мечтаешь?». Дети: «Чтобы меня вымыл дождик, чтобы на меня не ставили ноги», «Чтобы об меня не обчищали грязную обувь». «Я чистый тротуар»- «Что ты чувствуешь?». Ребенок: «Мне нравится быть чистым, это красиво, спасибо людям, которые меня убирают и соблюдают чистоту».

При ознакомлении с историей малой Родиной была организована
поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих
родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они
живут, и далее дошкольники с родителями подготовили проекты «Чьё имя носит твоя улица». Рассматривание фотографий с видами улиц, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории, уважение к знаменитым и легендарным людям нашей страны.

С символикой поселка педагог познакомила детей на занятии «Герб нашего района». Рассказав о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Верховского района. Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего района среди других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу. В группе оформили уголок по патриотическому воспитанию.

Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш поселок Верховье», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр.

Чтобы занятие «Улицы поселка» (приложение №7) было интересным, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными слушателями, мы построили его на доступных детскому возрасту методах и приёмах. Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких улиц и микрорайонов состоит наш поселок. Игра «Доскажи словечко» помогла уточнить представление об улицах и их названии. Игра «Часть - целое» помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом - это частица улицы, улица - частица поселка, а поселок - часть страны и так далее. После ряда занятий совместно с детьми смастерили карту-схему поселка с улицами и зданиями.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» одной из главных задач была следующая - вызвать чувство гордости за наш поселок, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо поселка и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой поселок. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем поселке, их важности, а помогли в этом игра «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем».

А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном поселке: продавец, воспитатель, механизатор, пожарный, водитель и т.д. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного края.

Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего поселка». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления, сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами.

Деятельность, организованная и проведенная в нетрадиционной форме, позволила педагогу обобщить и систематизировать знания детей о родном крае, повысить активность, уверенность. Мы убедились в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими жителями, которые знают и любят свой поселок, стараются решить его проблемы.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих домашних заданий - оформить плакат-газету «Моя семья», создание книжек-самоделок «Чьё имя носит твоя улица», выращивание комнатных цветов для группы, объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость. Все члены семей дошкольников принимали участие в районном конкурсе поделок «Яркая пора», посвященная промыслам Орловского края.

Проведенные для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимися земляками». Родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей любить и беречь свой поселок» (приложение №6) помогли родителям стать для своих детей примером неравнодушного отношения к своему поселку, к месту, где живёшь.

Разработанный и предложенный родителям экскурсионный маршрут - «Отдыхаем всей семьёй» - помог многим семьям провести выходные дни вместе, гуляя по знакомым и любимым местам, уточнить и закрепить знания детей о родном поселке.

В результате работы с родителями в группе появились папки-проекты о создании поселка Верховье, села Среднем, папка-раскладушка о достопримечательностях «Памятники поселка Верховья».

Результативность опыта.

С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным поселком были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном поселке.

100% детей твердо знают название поселка, в котором живут, и могут безошибочно найти герб района и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего поселка имеют точные знания 92% детей, 8% (1 ребенок) допускает небольшие неточности. 77% детей имеют представление о названии улиц поселка, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы некоторые улицы поселка, 23% допускают ошибки. О самых распространенных профессиях нашего поселка, об учреждениях имеют хорошее знание 54% детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего поселка могут 77% детей, 23% - немного в этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 77% детей имеют прочные знания о родном поселке, 23% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем поселке, крае, увидели его красоту и богатство своими глазами. Мы старались научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному краю, попытались научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старались воспитать чувство настоящего жителя, пусть еще пока маленького, который умеет использовать свои знания на практике.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном крае, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей поселка.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась
положительная динамика воспитания патриотических чувств у

дошкольников.

Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию
гражданско-патриотических чувств детей к родному поселку в условиях
дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные
результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той
социокультурной средой, создающей оптимальные условия для

формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».

Список литературы

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Волгоград «Учитель», 2007. - 200с.

  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 247с.

  3. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

  4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. - Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Детство - пресс, 2011. - 190с.

  5. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. - Мн: Нар. Асвета, 1982 . - 151 с.

  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991.

  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). - М.: 2010, 101с.

  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). - М.: 2010, 109 с.

  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). - М.: 2010, 93 с.


  1. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 - 2001.

  2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

  3. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М., 2003.


  1. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992 . - 176 с.

  2. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М.: 2004 - 96 с.

  3. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение , 1984 . - 272 с.

  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987 . - 144 с.

17. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.
- М.: Мозаика-Синтез , 2006 - 72 с.

  1. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1972 . - 96с.

  2. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики , 2002 . - 519 с.

  3. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1978 . - 416 с.

5

© 2010-2022