Рабочая программа внеурочной деятельности Юный краевед

Раздел Дошкольное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Управление по делам образования и здравоохранения

Администрации Курского района

МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области


Рассмотрено на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол №1 от «29» августа 2015г.

Руководитель МО

_______________ /Н. И. Рощина/


Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2015г

Председатель педагогического совета

____________ /В. Я. Ильюта

Утверждаю

Директор лицея

_____________ /М. М. Шелехов/

Приказ № ____

от «____»______________2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Юный краевед»

Направление: проектная деятельность

Возраст: 11-12 лет

2015 - 2016 учебный год

Руководитель: Мелихова Надежда Владимировна









Пояснительная записка

Для образования и социализации школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 11- 13 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту.

Явная низкая мотивация школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В пятом классе, в период адаптации детей в новом возрастном звене , я предлагаю содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения - своего края, своей школы.

Программа детского объединения учащихся «Юный краевед» изучается в 5-м классе в рамках внеучебной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;



  1. Основная образовательная программа ООО МБОУ «Полевской лицей»;

  2. Программы формирования универсальных учебных действий;

  3. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  5. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.

Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.

Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Учебно-проектная деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • целеполагание, выдвижение гипотез;

  • ознакомление с литературой по данной проблематике;

  • овладение методами проектной деятельности

  • сбор собственного материала, его анализ;

  • обобщение, выводы;

  • защита работы.

Цели и задачи:

  1. Углубить и расширить знания учащихся по истории Курской области, Курского района, деревни Полевая, школы.

  2. Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.

  3. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

  4. Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.

  5. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.

  6. Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Программа дополнительного образования «Юный краевед» предназначена для детского объединения учащихся 5 классов.

Программа рассчитана на 35 часов в год, в неделю 1 час.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения

  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические

  • Рассказ педагога и рассказы детей

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини-сочинения

  • Походы, экскурсии

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

Составлять доклады, рефераты

Оформлять дневник экскурсии (похода)

Применять полученные знания на практике

Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

Практиковаться в умении проводить экскурсии



Ожидаемые результаты реализации программы:

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности «Юный краевед» для учащихся 5 класса распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.










Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Моя родословная

8

4

4

2

Малая родина - моя деревня, район

10

6

4

3

Начальные навыки туризма

5

2

3

4

Охрана природы

6

4

2

5

Поиск

3

2

1

6

Литература моего края

5

3

2

Итого:

35 часов


Содержание программы

1. Моя родословная.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение - всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Родительский дом - начало - начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.

Семейный альбом

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций "Моя родословная", "Мой класс - вторая семья»"

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.

3. Герб семьи

2 . «Малая родина - мой посёлок, район»- 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом.

История школы. Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

3. Начальные навыки туризма - 5 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия: 1. Поход в лес.

4. Охрана природы - 6 ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды, «Красная книга»

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

5. Поиск - 3 ч.

Война - глазами очевидцев

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

6.Литература моего края -5 ч.

Писатели Соловьиного края

Литературные традиции

Оформление докладов, проектов.

Список литературы

  1. Журнал "Классный руководитель", № 2, 2005 год.

  2. Журнал "Классный руководитель", № 1, 2006 год.

  3. Журнал "Воспитание школьников", № 3,2008год.

  4. Журнал "Воспитание школьников", № 2, 2006 год.

  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.

  6. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.

  7. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.

  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, Федоров, 2007

  9. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.

10. Учительская газета, № 15, 2006 год.

11. Учительская газета, № 21, 2006 год.

12. Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей

13. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.

//Начальная школа, 2008. № 12.



Календарно - тематическое планирование



Раздел 1. «Моя родословная»

№п/п

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Примечания

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Вводная беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1


2

Имя твое

Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.

1


3

Фамилия - флаг семьи

Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах.

1


4,5

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.

2


6

Семейные гербы

Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России

1


7,8

Летопись семьи ,Конкурс исследовательских работ «История моей семьи - история моего народа»

Составление генеалогического древа семьи.

2




Раздел 2 «Малая родина - мой поселок, район»

9,10

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2


11,12

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы

2


13,14

Церкви в нашем сельсовете

Изучение истории церквей

2


15,16

Мой посёлок, район. За что люблю.

Беседа. Составление небольших рассказов о своей малой родине

4




Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

17,18

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.

Беседа. Практическая работа: укладывание рюкзака.

2


19,20

Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила техники безопасности.

Практическая работа

2


21

Поход в лес

Экскурсия.

1




Раздел 4 «Охрана природы»

22,23

Растительность нашего края.

Беседа. Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

2


24,25

Животный мир нашей местности.

Сбор информации о животных местности.

2


26,27

Защита проекта «Наша экологическая тропа»

2




Раздел 5 «Поиск»

28

Война глазами очевидцев.

Оформление записей, фотоматериалов.

1


29

Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»

Конкурс презентаций

1


30

Фотовыставка "Живи, родной край!"

Сбор фотографий с видами посёлка. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.

«Мой посёлок, район».

1








Раздел 6 «Литература моего края»

№п/п

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Примечание

31,32

Война глазами очевидцев.

Изучение биографий и произведений писателей земляков.

2


33,34

Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»

Литературные традиции края, особенности литературы.

2


35

Фотовыставка "Живи, родной край!"

Защита итоговых работ.

1


11



© 2010-2022