ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ ИГР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кукарцева Елена Юрьевна, учитель-логопед 1 квалификационная категория

МБДОУ д/с № 39 «Родничок»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ ИГР

Современные концепции развития образования, признание уникальности и самоценности человеческой индивидуальности привели к поиску путей социализации личности к разработке новых педагогических стратегий, направленных на развитие идей гуманизма, в поиске новых форм взаимодействия с родителями, где родитель - партнер. Таким образом, возникла проблема существенного обновления подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Созданная модель организации коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста, с использованием потенциала интеллектуально - творческих игр, является актуальной.

Творческой группой была разработана рабочая программа, в которой определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы. Программа рассчитана на два года обучения (старший дошкольный возраст). Она направлена на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ при реализации которых формируются знания, уме­ния и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период.

Цель программы - обеспечение системы средств и условий для осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Чтобы реализовать поставленную цель, мы определили такие задачи:

  1. Развивать мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка

  2. Гармонизировать личность ребенка, осуществлять развитие и коррекцию его психоэмоционального состояния и психофизических процессов средствами музыкального искусства.

  3. Развивать способности у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям. Формировать языковые операции. Формировать способности к целостному смысловому высказыванию. Развивать речевое творчество детей.

Коррекционно - развивающая работа специалистов осуществляется в интеграции.

В своей работе участники проблемно - творческой группы, сориентированы на соблюдение достаточно важных принципов, таких как:

  • Оказывая содействие, не навреди (особенно важно соблюдать этот принцип в силу особенностей детей с ОВЗ их более выраженными качествами).

  • Придай сотрудничеству открытость. Сотрудничество со всеми заинтересованными лицами повышает степень информированности их как о позитивных изменениях в развитии ребенка, так и в появлении новых проблем. Достичь этого мы пытаемся посредством организации консультаций для родителей и работой интеллектуального клуба «Играем вместе».

  • Соблюдай преемственность и системность в своей работе. Этот принцип раскрывается в следующей схеме:

В соответствии с федеральными государственными требованиями целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия обра­зовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса. Обеспечение соединения разных сфер действительности, в соз­нании ребенка (интеграция знания и сознания), приводит к появлению нового знания. Ребе­нок становится целевым и организационным центром образования.

Деятельность логопедагогического сопровождения объединена единым тематическим планом. Приоритетной формой является игра. Развитие речи, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе детей с особыми образовательными потребностями строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Таких как: «Коммуникативной», области «Социализации», «Музыки», «Познания».

При создании единого образовательного пространства, важными и значимыми участниками являться родители ребенка. Родители - это первые педагоги детей. «Тонкость ощущение человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека-все это постигается, прежде всего, в семье». Писал Сухомлинский.

Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении к ребенку. Мы используем разнообразные формы работы с родителями в детском саду. Остановлюсь на двух. Домашние игротеки - практикумы знакомят родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в них входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. По дороге в детский сад - «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?». Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.). Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.

Интеллектуальный клуб «Играем вместе» объединил педагогов, родителей и детей в развивающих играх. Задания подбираем дифференцированно для детей и для взрослых. Например, для детей была предложена игра «Что перепутал художник», а для родителей - истории в рифмовках - путанках. Или дети - «шифровальщики», называют первый звук в названиях картинок, родители - «Дешифровщики» из букв составляют слово. В дальнейшем, дети сами смогли составить односложные слова. Таким образом, играя, родители приобретают необходимые знания о тех занимательных интеллектуальных играх, в которые можно играть и дома.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно - развивающем процессе, способствуют установлению между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционно - развивающего процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, развиваются творческие способности дошколят. А так же, решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Апробация программы началась в 2008 - 2009 учебном году, в подготовительной к школе группе. Первичная диагностика показала такие результаты: речевое развитие на начало учебного года высший уровень сформированности речевых процессов -25%, со средним уровнем 75% , низкого уровня нет. В разделе развития элементарных математических представлений, на начало года высшего уровня - 25%, среднего - 75%, низкий - отсутствует. Развитие музыкально - творческих способностей: высокий уровень развития лишь у 11 воспитанников, средний уровень - 65% и 25% низкого уровня развития. К концу учебного года показатели были такими: речевое развитие - высший уровень у 40% воспитанников, выше среднего - 15%, средний у 45%. Развитие элементарных математических представлений - высокий уровень отмечался у 30%, средний у 70%, низкого не стало. Развитие музыкально - творческих способностей - высокий уровень отмечался у 30%, средний у 70%, низкого - не стало.

Диагностика, проведенная в начале учебного года, выявила множество проблем, среди которых у детей отмечалось нарушение речевого развития, Несформированность эмоционально - волевой сферы, проблемы в освоении элементарных математических представлений. Как следствие - низкий уровень развития творческих способностей. К концу года благодаря коррекционно - развивающей работе специалистов на основании мониторинга мы определили, что уровень речевого развития детей, уровень сформированности элементарных математических представлений и уровень развития музыкально - творческих способностей детей к концу года увеличился.

Анализ мониторинга еще раз подтвердил, что созданная модель организации коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием потенциала интеллектуально - творческих игр, позволил нам добиться положительных результатов в коррекционно - развивающей работе.

Учителя начальных классов отмечают, что дети хорошо подготовлены к школьному обучению, мотивация детей к обучению в школе очень высокая, отмечается высокий уровень речевого развития, познавательные процессы развиты. Кроме этого, воспитанники активны, самостоятельны, стремятся к участию в конкурсах.

Созданное информационное пространство в работе семейного клуба «Играем вместе», помог сформировать партнерские отношения с родителями. Заинтересовать их успехами собственного ребенка. Логопедагогическое просвещение повысило компетентность родителей в использовании интеллектуальных игр дома.

Список литературы:


  1. Арефьева З.А., Подобед С.О. организация работы логопедического пункта в ДОУ.Логопед, 2004.

  2. Болонина В. В. «Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Новокуйбышевск, 2009.

  3. Вознюк Н. Г. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет.

  4. Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -М., 1999.

  5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «ТЦ Сфера», 2003.

  6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.~ 1997.


1


© 2010-2022