Консультация для родителей Возрастные особенности дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрастные особенности дошкольников

Дети 3-4 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Три года - это период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.

Основные показатели физического развития ребенка на этот возраст:

Рост 96см + 4,3см;

Вес 12,5кг + 1кг;

Окружность грудной клетки 51,7см + 1,9см;

Окружность головы 48см;

Количество молочных зубов 16-20.

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела, изменяются его пропорции.

Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений.

Для детей характерна эмоциональная лабильность - быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия - в капризы, радости - в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.

Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.

Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.

Развитие психических процессов.

Возраст 3-х лет - это тот возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается и появляются новые, ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией является восприятие, когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая деятельность - игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Внимание ребенка в этом возрасте не устойчивое. Его по-прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное внимание в течение 8 минут.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях.

Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.

Воображение. Эта психическая функция у детей четвертого года жизни развита очень слабо. Малыша легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, но элементы активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи.

Дети 4-5 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Темп физического развития ребенка с 4 лет до 6 лет примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела до 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков 100,3см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7см. Средний рост девочек четырех лет - 99,7см, пяти лет - 106,1см.

Развитие психических процессов.

Наиболее ярко этот возраст характеризует возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, мышления.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. Восприятие сенсорных эталонов.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может удерживать внимание до 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Для того чтобы что-то запомнить, ребенок теперь может использовать некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пяти лет более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, а главная задача педагога - формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление человека - это способность к общению, поэтому необходимо учить детей обобщать.

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Речь привлекает внимание детей, и активно используются ими. Развивается грамматическая сторона речи.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.

Дети 5-6 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Возраст 5-6 лет называют «первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти до 10 см. Рост ребенка около 107 см, а масса тела до 18 кг.

Развитие психических процессов.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится собственно познавательной. А не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Восприятие продолжает совершенствоваться. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по величине - возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем 6-7 объектов к концу года.

Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу, но и в уме совершить преобразование объекта.

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Речь продолжает совершенствоваться. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается ввязанная речь.

Дети 6-7 лет

Анатомо-физиологические особенности.

В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов.

Ведущая потребность - общение. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция - воображение. Возрастные особенности:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.

  2. Переход к младшему школьному возрасту.

  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

  4. Повышенная чувствительность.

  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Восприятие продолжает развиваться.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.

Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период - сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность.

Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе.

По возможности сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие ее компоненты.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;

  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

  • логическое запоминание;

  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Социально - психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Физическая готовность.

Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 -летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Речевая готовность.

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевая готовность.

Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.


© 2010-2022