Проект Гендерное воспитание в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №311 комбинированного вида»

Московского района города Казани







Проект

«Гендерное воспитание в ДОУ»

(совместный познавательно - творческий проект)




Составили

Инструктор по физической культуре Андерсен С.В.

Воспитатель по обучению татарскому языку Мубаракшина С.В.

Учителя - логопеды Ильина Ю.В. Галлямова Р.Н

Музыкальный руководитель Шулятьев Ю.А.




Проект Гендерное воспитание в детском саду


2015 год

Проект

«Гендерное воспитание в ДОУ»

(совместный познавательно - творческий проект)


Название проекта «Гендерное воспитание в ДОУ (совместный познавательно - творческий проект).

Возможности раелизации проекта:

  1. Закон «Об образовании»

  2. Приказ МО и НРФ от 17 октября 2015 года №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

  3. Разработан и утвержден план мероприятий по реализации проекта.

Участники проекта:

  1. Андерсен С.В. - инструктор по физической культуре.

  2. Галлямова Р. Н. - учитель логопед

  3. Ильина Ю.В. - учитель логопед

  4. Мубаракшина С.В. - воспитатель по татарскому языку

  5. Шулятьев Ю.А. - музыкальный руководитель

  6. Воспитатели всех возрастных групп

  7. Родители воспитанников

  8. Воспитанники ДОУ

Актуальность проекта:
Как известно в детстве происходит становление образа мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в национальных семейных традициях и в фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Аннотация.
Проект «Мы похожи, но мы разные» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе деятельности.

Цель проекта

- повышение педагогического мастерства и гендерной компетентсности родителей и педагогов

- расширение гендерных представлений детей

Задачи:
Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;

Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с традициями в семейном воспитании ;

Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;

Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей;

Изучить психолого- педагогическую литературу по гендерному воспитанию
Провести анализ условий работы по гендерному воспитанию: методическое обеспечение, работа с родителями, изучение уровня компетентности;
Повысить педагогическое мастерство и гендерную компетентность педагогов и родителей через разнообразные формы работы;
Расширять представления детей через различные виды деятельности;
Развивать партнёрские взаимоотношения в триаде педагоги + дети + родители.

Этапы проекта

Подготовительный: изучение психолого - педагогической литературы и форм работы
Основной: организация взаимодействий взрослых и детей с учетом дифференцированного подхода.
Заключительный: провести итоговое мероприятие по проекту , оформить работы, наметить перспективы дальнейшей деятельности

Работа с родителями:

- анкетирование

-информационные стенды

- помощь в создании и пополнение предметно- пространственной среды

- подготовка совместных работ

- проведение совместных мероприятий

Перспективы работы:
- продолжать работу с родителями, детьми и педагогами.
- развивать предметно - пространственную среду.
- осуществлять преемственность работы с педагогами

Предполагаемые результаты.

- Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;

- Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;

В процессе работы инновационного проекта у детей должны вырабатываться:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола

- нравственные качества, принятые в обществе;

- коммуникативно-речевые навыки.

- мышление, память воображение.

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Этапы реализации проекта

№ этапа

Основные направления деятельности

Сроки

Ответственные

1

Э
Т
А
П

1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми.

3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы.

4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты).

5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом).

6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы

( альбомы, коллажи и др.).

Июнь-

август

2015г.

Воспитатели группы

2

Э
Т
А
П

1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников».

С дошкольниками:

- специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

- подвижные игры;

- проектная деятельность;

- конкурсы;

- организация различных выставок;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии, целевые прогулки;

- просмотр диа- и видеофильмов;

- тематические вечера и досуги;

- творческая деятельность детей;

- составление рассказов детей по темам проекта.

С родителями:

- диагностическая работа;

- анкетирование;

- проведение месячников к знаменательным датам;

- проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;

- беседы;

- консультации;

- тематические вечера;

- досуги;

- организация различных выставок;

- творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);

- совместные субботники по благоустройству территории детского сада;

- проведение Дня открытых дверей;

- просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).

Сентябрь

2015г.-

Май

2016г.

Воспитатели, специалисты, родители

3

Э
Т
А
П

1 .Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

2. Оценка эффективности реализации.

педагогического проекта.

3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада.

4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

Июнь-

Август

2016г.

Воспитатели, специалисты

План работы над проектом

месяц

Перечень запланированных мероприятий

ответственные

Сентябрь

- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;

- подбор и анализ методической литературы по теме

Воспитатели, специалисты

Октябрь

консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в семье»

«Осень в гости просим» представление музыкальных номеров: мальчики-мухоморы, девочки - капельки

Дидактическая игра «Кызларга булышабыз» (УМК)

День здоровья «Осенние народные гуляния»

«Юрта» - девочки с платком, «Тюбетейка» - мальчики с тюбетейкой

Учителя-логопеды

Музыкальный руководитель

Воспитатель по татарскому языку

Инструктор по физической культуре

Ноябрь

Инсценировка сказки «Пых» по ролям

Создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;

Концерт детей подготовительной группы для детей младшей группы «Девчонки и мальчишки» с использованием (РНК)

Выступление для родителей: «Спортивно-музыкальные композиции с обручами и гантелями»

Выступление для родителей на «Дне матери» - татарские народные танцы (РНК)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатель по татарскому языку

Декабрь

Беседа педагога с детьми старших групп

« Мужчина и женщина, - какие они?»

Консультация для родителей «Воспитание детей в татарской семье»

Совместная деятельность с родителями «Наши помощники»

Дидактическая игра с пуговицами «Синие и красные» по развитию и коррекции психомоторной сферы

Папка-передвижка «Игры девочек и мальчиков»

Воспитатели

Воспитатель по татарскому языку

Музыкальный руководитель

Учителя-логопеды

Инструктор по физической культуре

Январь

Беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина, девочка - будущая женщина»

Выставка рисунков на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы».

Семинар -практикум для педагогов «Какой я, какая я?» знакомство с индивидуально-типологическими свойствами личности

Воспитатели

специалисты

Февраль

Проведение праздника «День Защитника Отечества».

Знакомство с народным фольклором о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т.д.) (РНК)

Проведение литературно-музыкальной викторины с элементами спортивных эстафет «Добры молодцы и Красны девицы».

Специалисты и воспитатели групп

Март

Совместная деятельность с родителями « Кто дарит нам красоту!»

Выставка - презентация поделок руками русских мастеров и мастериц (платки, посуда, литье, оружие) РНК

Спортивный досуг «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки!»

Сюжетно - ролевая игра «Гаилә»

Праздник «Навруз»

Музыкальные руководитель

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Воспитатель по татарскому языку

Апрель

Организация уголков труда с учетом гендерных особенностей «Мастера и Мастерицы».

Семинар для педагогов ДОУ «Хорошие манеры»

Оформление стендов для родителей «Ладошки наших деток - Мамочка и папочка - найди меня».

Создание фотоальбомов на тему: «Мужские и женские профессии».

Музыкально-фольклорный досуг «Край мой-земля моя» (УМК РНК)

Воспитатели

Учителя-логопеды

Воспитатели

Воспитатели

Специалисты

Май

Оценка результатов проведения проекта на педагогическом совете

Публикация опыта работы для дошкольных работников в СМИ

Специалисты

Воспитатели и специалисты

Июнь - август

Обработка и оформление материалов педагогического проекта.

Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников.

Воспитатели и специалисты



Список используемой литературы:

  1. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

  2. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 111 с.

  3. Дресвягина А.В. Гендерный подход в современном образовании//Педагогика и психология: проблемы теории и практики-Вып.1. - Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т,2008. - С. 40-45.

  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. - СПб.: Тускарора, 2000. - 180 с.

  5. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 165-171.

  6. Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Градская Ю. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога. // Высшее образование в России, 2001, № 2. С 68-75.

  7. Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике : теория и практика / под ред. Л.В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001 . С. 40-47.

  8. Хрестоматия «Основы гендерных исследований» (Второе издание) / О.А. Воронина (отв. ред.), Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. 368 с.

  9. Аромштам М.С. Детский сад - пространство инноваций/ М., Эврика, Детский сад - открытое пространство

  10. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. - 52 с.

  11. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М., 1983.

  12. Доронова Т.А., Девочки и мальчики 3-4 лет в в семье и детском саду. -М., Линка-Пресс, 2009.

  13. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7лет/ /Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.:Просвещение, 2002.


© 2010-2022