• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • План-конспект консультации для педагогов «Ребенок ЗПР в детском саду» Часть 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗПР

План-конспект консультации для педагогов «Ребенок ЗПР в детском саду» Часть 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗПР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект консультации для педагогов
«Ребенок ЗПР в детском саду»

Часть 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗПР

При проведении педагогической работы по индивидуальным программам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, ин содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, также характером его первичного на; в-третьих, регулярность проведения занятий. В программу включены задачи для занятий, которые проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю. Все будние дни в процесс включен воспитатель, младший воспитатель и педагог-психолог, остальные дни (выходные, каникулы, пропуски по болезни) с ребенком занимаются родители по этой же программе.

Здесь я привожу пример индивидуальной программы воспитания, обучения и развития

Анна К., возраст 5 л. (диагноз: ЗПРР, ОП ЦНС, заключение: ОНР I-II, задержанное развитие с преимуществом выраженного недоразвития познавательного и речевого компонента).

1. Здоровье. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков еды: учить есть ложкой, используя совместные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки; закрепить навыки опрятности - проситься на горшок словами; учить выполнять некоторые самостоятельные действия - брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол; брать самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).

2. Социальное развитие. Стремиться устанавливать более прочные эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании махать рукой - «пока», посылать поцелуй); проводить следующие игры: «Жил-был бычок» (проговаривается текст: «Жил-был бы, соломенный бочок, у него четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и говорит: «Где здесь Аня, я ее забодаю!»); «Прятки с оглядкой», «Ветер-ветер-ветерок»; «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю); закрепить эмоциональную реакцию на по родителей - мамы или папы, близких взрослых, радоваться, улыбаться и говорить: мама, папа, баба, деда, тетя; учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (и близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где Аня, где мама, где папа, где баба, где деда», выделять эти фото среди других, 2-3 фотографий; учить показывать части тела и лица («Покажи, где у Ани губы, щечки, большой пальчик, коленки»); закрепить умение выражать просьбу жестом и словом: дай-дай, на; учить благодарить словом за игрушку, еду, песенку, за оказанную помощь и т. д.

3. Физическое воспитание. Развитие общих движений: продолжать учить самостоятельно ходить, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и т. д.); развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику: учить удерживать (3-4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камушками, с горохом, с крупой, резиновые шарики, коробочки и т. д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над головой, впереди - дотягиваться до них рукой, схватывать их и удерживать в руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями; кидать различные предметы в определенном направлении (мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т. д.); схватывать и переклады мелкие предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.); выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчика; учить самостоятельно сползать с дивана, с кресла, с кровати; учить влезать на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки; учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со скамейки, ступеньки, с горшка; учить ударять по мячу ногой из положения стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки. Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, а также подошвы ног.

4. Формирование предметной деятельности. Учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»; забивать деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, машинку) за веревочку (вначале за привязанную, а затем учить использовать скользящую тесьму); играть деревянными ложками; играть на барабане, на металлофоне; играть маракасами; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики,) ложкой, сачком из тарелки в коробочку; учить выполнять предметно-игровые действия: прокатывать шарики, мячики по же или через ворота; катать матрешку (зайку) в тележке; возить в машине кубики (кирпичики); катать куклу (зайку, мишку, кошку) в ко; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; снимать колечки с пирамидки и на их на стержень; строить из кубиков башню; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет); угощать кукол (зайчиков, мишек) бараночками (колечки из пирамидки): «Всех угощаем, каждому даем и говорим: «Угощайся, вот тебе, на, возьми, вкусная бараночка» и т. д.; учить играть в прятки; играть с Аней - накрывать ее головку платочком и говорить: «Сейчас Аня спрячется - нет Ани, где Аня?» Открыть платочек: «Вот она, наша Аня!». Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: «А где тетя?» Открывает платок и произносит: «Вот тетя, я здесь!». Затем прятать и искать игрушки: под салфетку, под кубик, в коробочку и т.д.

5. Познавательное развитие.

А) Сенсорное развитие. Развитие ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие - двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т. д.), при этом взрослый говорит с подчеркнутой интонацией: «Держи обе ручки - это большая матрешка! Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом «большой - маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадрат коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать пред и снова прятать; раскладывать предметы в две коробки: в одну - кубики, в другую - шарики; раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие - в маленькие.

Б) Ознакомление с окружающим. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки: «Вот наши игрушки - кукла, машинка матрешка; мячик «хлоп - хлоп», «он катится, лови мячик»; во время еды выделять и действовать с предметами посуды: «Где ложка? Вот она - кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)»; при одевании выделять предметы одежды: «Где ботиночки - сейчас наденем на ножки. Аня будет ходить - топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке. Где колготки? Вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам. Где шапочка? Вот она, наденем Ане на головку. Будет тепло. Где пальто? Мы гулять идем. Там холодно, пальто надеть надо»; обращать внимание на предметы в окружающем мире: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Аня сидит. Вот кроватка, Аня баю-бай, засыпай. Глазки закрывает Аня» (обращение к ребенку в третьем лице, называя ребенка по имени); на прогулке обращать внимание на животных и птиц: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко»; обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: «Вот пришла мама (тетя)», «Мама (тетя) уже ушла - нет мамы (тети)», «Вот кто-то там идет. Посмотрим, кто же там пришел», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сейчас выключим его, уже не работает телевизор» и т. д. Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: «Снег идет, вокруг много снега», «Машина едет, машина уехала», «Посмотри в окно. Что там на улице, кто там ходит? Там дядя (мальчик) идет» и т. д.

6. Развитие речи.

А) Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия: «Покажи, как Аня спит? (Ребенок демонстрирует: закрывает глаза). Покажи, где Аня спит? (Указательный жест в сторону кровати). Покажи, как играть на барабане? Покажи, где мишка? Покажи, где собачка? Покажи, где зайка? Возьми молоточек, сделай тук-тук. Топни ножкой! Потрогай ушко - знай-знай. Спой песенку - ля-ля-ля!» Петь песенки Ане, петь песенки зайке (мишке, кукле). Читать потешки А. Барто и других авторов и просить Аню выполнить какое-либо действия при чтении конкретного стиха: «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку», «Серенькая кошечка», «Дудочка», «Идет бычок качается» и т. д.

Б) Формирование активной речи:
вырабатывать воздушную струю - дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде и т.д.; учить движениям губ: па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-да; ма-ма-ма; ляля-ля; использовать игру: «Вот он язычок - нет язычка»; учить произносить звукоподражания и лепетные слова: «ам-ам»; «би-би», «баю-бай», «пи-пи», «па-па», «ма-ма», «бах», «упал», «топ-топ»; «ку-ку» и т.д.; учить произносить отдельные слова: мама, папа, Лена, кушать, спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, петя, миша, зайка; учить произносить элементарные фразы: «Дай пить; Дай ам-ам; Дай лялю; Дай би-би, На лялю; Дай сок; На, читай» и т. д.

7. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Формировать интерес к рисованию. Взрослый рисует на глазах у ребенка красками, при этом поначалу можно брать краску рукой (затем кисточкой): снежинки, падающие на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежика и т. д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого: «Вот они снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле - это снег, его много везде - на земле, на елках» и т. д.; давать пробовать Ане выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме). Формировать интерес к лепке - взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгрывать поделки из теста - угощать ими кукол. Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из крупного конструктора дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

При проведении педагогической работы по индивидуальным программам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, ин содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, также характером его первичного на; в-третьих, регулярность проведения занятий. Если занятия проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.



© 2010-2022