Педагогический проект Интерактивная математика

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект «Интерактивная математика»

Составила воспитатель Мажуга Светлана Александровна

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по - иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала интерактивной игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием интерактивных игр математического содержания.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала интерактивных игр в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В интерактивных развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Итерактивная форма подачи игрового материала создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Поэтому мы решили использовать интерактивные игры занятиях по ФЭМП с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада системы интерактивных игр математического содержания. В основу, которой положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: использование интерактивных игр для активизации познавательной активности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышать познавательную активность детей. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

  2. Учить способам практической деятельности в области математики с использованием ИКТ.

  3. Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

  4. Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности

  5. Формировать основы информационной культуры личности

  6. Повышать мотивацию детей во время НОД.

Ожидаемый результат:

  1. Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

  3. Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и. т. д.).

  4. Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

  5. Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

  6. Формирование конструкторских умений и навыков у детей

  7. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Направления деятельности по реализации проекта


  1. Использование интерактивного оборудования в педагогическом процессе с дошкольниками.

  2. Подбор и систематизация интерактивных игр и игрового материала в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей и образовательной программой ДОУ.

  3. Осуществление грамотного педагогического руководства интерактивными развивающими играми.

  4. Обеспечение взаимосвязи учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

  5. Обеспечение соответствия СанПин при организации педагогического процесса с использованием ИКТ.

  6. Взаимодействие с родителями по использованию интерактивных игр математического содержания в домашних условиях.

Основные принципы реализации проекта

- Доступность (соответствие дидактической задачи итерактивной игры возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач) помогают детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные);

- Элемент новизны (внесение новых игр, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Участники проекта:

Педагоги, воспитанники и родители.

Сроки реализации проекта:

2015-2016 учебный год.

Для реализации поставленных задач определили основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению интерактивных технологий на занятиях по математике:

  1. Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов во время НОД.

  2. Использование интерактивной приставки Mimio при создании и демонстрации интерактивных игр математического содержания.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.

Педагогический проект Интерактивная математика

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных игр математического содержания в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

  1. этап - погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки - через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

  2. этап - основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

  3. этап - заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Использование интерактивных игр при организации непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, способствует стимулированию познавательной активности детей. Их применение обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Педагогический проект Интерактивная математика

Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Организуя работу с использованием интерактивной доски, мы отмечали стойкий познавательный интерес у воспитанников на занятиях. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей, потому что применение интерактивной доски позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Также в процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Для работы с интерактивной приставкой Mimio используем игры, которые создаем сами и готовые компьютерные игры с DVD-, CD-дисков и Интернета. Необходимые условия этих игр:

  • наличие "феномена удивления"

  • раскрепощение детей

  • вариативность

  • интерактивность

Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

  • Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно - образное мышление)

  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

  • Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально - аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.

  • Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

  • Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

План работы по реализации проекта


Содержание работы

Срок

1.

Анализ методической литературы по ФЭМП у воспитанников подготовительной группы.

Август 2015

2.

Подбор и систематизация дидактических игр с математическим содержанием, создание картотеки интерактивных игр по разделу познавтельное развитие (ФЭМП).

Сентябрь 2015

3.

Изучение технологии создания интерактивных игр с использование интерактивной приставки Mimio.

Сентябрь 2015

4.

Систематизация интерактивных игр по ФЭМП в соответствии с комплекно-тематическим планом и образовательной программой ДОУ.

5.

Входная диагностика воспитанников подготовительной группы по ФЭМП.

Сентябрь 2015

6.

Внедрение интерактивных игр математического содержания в НОД и самостоятельной деятельности воспитанников.

Октябрь 2015-май 2016

7.

Привлечение родителей к использованию интерактивных игр математического содержания в занятиях с детьми.

В течении года

7.

Итоговая диагностика по ФЭМП.

Май 2016

8.

Анализ результативности проекта.

Май 2016

Педагогический проект Интерактивная математика

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Интерактивные игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, целеустремленности.

Литература:

1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.

5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.

6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.

8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.



© 2010-2022