- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Здоровая семья - здоровый ребенок!
Проект Здоровая семья - здоровый ребенок!
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихонова О.И. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида»
город Валуйки Белгородской области
Проект
«Здоровая семья - здоровый ребенок!»
Выполнил
инструктор физической культуры:
первая категория
О.И. Тихонова
г. Валуйки
2015 год
Пояснительная записка
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблема ценностного отношения дошкольников к своему здоровью рассматривается как одна из первостепенных и наиболее значимых. Именно дошкольный возраст является первой ступенью формирования у ребенка навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Дети дошкольники - тот контингент, которому сегодня в первую очередь необходимо привить устойчивые навыки здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью как общественной ценности, от которого в значительной степени зависит генофонд страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие.
Забота о здоровом образе жизни - основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей:
-
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
-
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
-
Указ Президента РФ от 20.04.1993 № 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации";
-
Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи";
-
Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.).
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Связь педагог - родитель не должна быть однонаправленной, важно взаимодействие в системе отношений педагог - ребенок - родитель.
Данное положение составило основу нашего проекта. Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений всех субъектов образовательного процесса к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, формирование у педагогических работников и родителей дошкольников понятия ценности здоровья, повышения их компетенций в области здоровьесбережения.
Тип проекта: практика - ориентированный, групповой.
Направленность проектной деятельности: спортивно-оздоровительная.
Вид проекта: оздоровительный.
Продолжительность: долгосрочный.
Срок реализации: 2015-2017 гг.
Участники проекта: педагоги, родители и воспитанники всех возрастных групп ДОУ, специалисты, медицинские работники.
Возраст участников: 3-7 лет.
Место реализации: МДОУ «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» город Валуйки Белгородской области
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей дошкольного учреждения.
Задачи:
-
создание условий для формирования осознанного отношения к здорового образа жизни участников проекта;
-
совершенствование работы по взаимодействию специалистов ДОУ и здравоохранения;
-
привлечение родителей к работе по оздоровлению детей в ДОУ;
-
повышение педагогической культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями, специалистами социальных структур;
-
воспитание у детей осознанного и бережного отношения к своему организму, своему здоровью.
-
снижения заболеваемости у детей, повышение сопротивляемости детского организма к воздействию неблагоприятных факторов среды.
Форма проведения: беседы, консультации, занятия со специалистами, экскурсии, походы, оздоровительные и закаливающие мероприятия, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями, родительские собрания, стендовая информация по ЗОЖ, конкурсы, развлечения, праздники.
Ожидаемые результаты:
-
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья дошкольников
-
Снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве
-
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
-
Повышение заинтересованности работников детского сада, родителей в укреплении здоровья дошкольника
-
Формирование желания у детей и их родителей заботится о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья, рациональной двигательной активности
-
Установление партнерских отношений с семьями воспитанников
-
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обобщению опытом
Условия реализации проекта:
-
Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала.
-
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
-
Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.
-
Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Результат реализации проекта: смотр - конкурс газет «Папа, Мама, Я -здоровая семья»; фотоотчет «Здоровая семья - здоровый ребёнок»; спортивный праздник «Здоровые дети - будущее России».
Для планомерной организации работы над проектом придерживались следующих этапов:
1 этап. Познакомить родителей с целями проекта.
Подготовка материала к работе над проектом.
№
Мероприятия
Цели
1
Анкетирование родителей. Опрос - анкета «Здоровье вашей семьи»
Выявления круга актуальных вопросов по воспитанию здорового ребёнка.
Выявить участие родителей в оздоровление детей в своей семье.
2
Посещение детей на дому.
Составление режима дня каждой семьи.
Выявить у семей наличие спортивных уголков дома.
Есть ли дома спортивное оборудование, какое?
3
Советы родителям:
« Мне надо много двигаться»
Познакомить родителей с методами обучения ребёнка двигательной активности.
4
Родительское собрание:
« Движение и здоровье»
Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни.
2 этап. Получение знаний детей о здоровье
через все разделы программы.
№
Формы работы с детьми
и родителями
Задачи
1
Создание сюжетной ситуации
Развитие образного мышления, способности принимать решения.
2
Поход на стадион
(Совместно с воспитателями, детьми и родители)
Помощь детям испытывать радость, эмоциональный подъём, развивать интерес и любовь к спорту.
3
Спортивные игры
Формирование глубокого, ритмичного входа - выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
4
Сюжетно - ролевая игра: «Семейный поход »
Наблюдать за взаимоотношениями между детьми. Воспитывать любовь и уважительное отношение к другу.
3 этап. Совместная деятельность детей и родителей
Пополнить знания детей о здоровье через практическую деятельность.
№
Формы работы с детьми и родителями
Задачи
1
Составление семейных мини - газет «Мама, папа и я - здоровая семья»
Объединение родителей и детей обмен делом.
Привлечь родителей к совместной работе по подготовке мини газет.
2
Конструирование: «Строительство спортивного комплекса»
Развивать творческие способности, воспитывать трудолюбие.
3
Рисование рисунков на стенд большой газеты - презентации
«Как я занимаюсь спортом».
Совместная работа родителей и детей.
Развивать творческие способности, воспитывать трудолюбие.
4
Смотр-конкурс газет по ЗОЖ
Привлечь родителей к совместной работе по подготовке газеты «Здоровье в наших руках»
4 этап. Контрольно-оценочный
(подводятся итоги, выстраивается перспектива)
Диагностику осуществляют врачи, анализируя динамику заболеваний детей в течение года.
Проводится повторное анкетирование родителей.
Инструктор по физической культуре проводит тестирование по характеристике двигательной активности и сравнивает с результатами, показанными детьми в начале года.
Повторное обследование речевого развития детей проводит логопед.
Диагностику психоэмоционального развития детей проводит педагог-психолог.
5 этап. Результаты реализации проекта.
№
Формы работы с детьми и родителями
Задачи
1
ИЗО-деятельность: (аппликация)
«Спортивные снаряды»
Развитие творческие способности,
воспитывать трудолюбие.
2
Анкетирование родителей. Опрос - анкета «Здоровье вашей семьи»
Выявить участие родителей в оздоровление детей в семье
3
Подготовка спортивных атрибутов (совместно - дети, воспитатели, родители).
Привлечь родителей к совместной работе по подготовке атрибутов к занятию - развлечения. Объединение родителей и детей общим делом.
4
Презентация. Открытое мероприятие. Спортивный праздник «Здоровые дети - будущее России».
Знакомство с результатами анкетирования. Пропаганда здорового образа жизни.
5
Фотоотчет «Здоровая семья - здоровый ребёнок».
Творческий отчет о реализации проекта.
Формы работы по проекту:
Взаимодействие детского сада и семьи
-
анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа;
-
наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки и др.);
-
встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, медсестрой ) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах - практикумах просмотр открытых занятий, индивидуально по запросу;
-
совместные мероприятия - спортивные праздники, участие в соревнованиях
Медико-психологические услуги :
-
диспансеризация специалистов детской поликлиники на базе МДОУ;
-
диагностическая,консультативная,просветительская, профилактическая, коррекционная работа педагога-психолога;
-
обследование и коррекция недостатков речевого развития - логопед;
-
занятия с педагогом - психологом
Комплексная система физического развития - физкультурные занятия в зале и одно на улице;
-
утренняя гимнастика,
-
закаливающие мероприятия;
-
самостоятельная двигательная активность;
-
музыкальные занятия;
-
динамические паузы;
-
физкультминутки;
-
пальчиковые игры,
-
артикуляционная гимнастика;
-
профилактическая гимнастика (самомассаж);
-
дыхательная гимнастика;
-
бег, ходьба, спортивные и подвижные игры на улице
-
праздники, развлечения, досуги
Гигиена, режим, питание - подбор мебели согласно ростовым показателям;
-
закаливающие мероприятия;
-
проветривание помещения, - прогулка на воздухе;
-
соблюдение теплового режима;
-
ежедневный медицинский и административный контроль над качеством приготовления пищи;
-
разработанное 10-дневное меню
-
гигиенические и водные процедуры.
Критерии оценки эффективности проекта:
-
Снижение заболеваемости детей, посещающих МДОУ.
-
Повышение уровня физической подготовленности.
-
Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической.
-
Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.
-
Привлечение внимания родителей к проблемам физического развития и оздоровления детей
-
Развитие творческой инициативы педагогического коллектива.
Приложения
Фотоотчет Дня здоровья
«Крепка семья - крепка Россия!»
Фотоотчет Дня здоровья
«В гостях у сказки»
Фотоотчет Дня здоровья «Путешествие в страну Спортландию»