Консультация Организация музыкально-предметной среды

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка. Психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых двадцатого столетия: Н.А. Ветлугиной, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Эльконина и др.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения обеспечивает развитие воспитанников по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятие музыки, реализацию самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Музыкальный опыт дети получают в непосредственно образовательной деятельности. Н.А. Ветлугина указывала на то, что беседуя о музыке, организуя музыкально-художественную деятельность, педагог особое внимание должен уделять решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей в самостоятельной деятельности. Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников - это создание определенной материальной среды, где дети могут по собственному желанию петь песни, играть в музыкально-дидактические игры и организовывать «театры» с игрушками, плоскостными фигурками и куклами, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ­альной предметно-развивающей среды. Содержание музыкальной развивающей среды должно быть ориентировано на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия де­тей и их эстетическому развитию. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны­ми музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности детей каждой группы. Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошколь­ника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидакти­ческих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музы­кально-дидактические игры должны быть разно­образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкаль­ном уголке, вносить новое оборудование.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

  • восприятие музыки;

  • воспроизведение музыки;

  • музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.

Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем - дидактическую.

Созданная «по законам красоты» среда спо­собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте­тического отношения к окружающему, развитию воображения, творческих способностей, активизации эмоциональной сферы, мышления, речи.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

I. Детские музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон (с диатоническим и хроматическим звукорядом), рояль, пианино (детские), арфа, триола, барабаны с разной высотой звучания, бубны, треугольники с разной высотой звучания, маракасы, трещетки кастаньеты, тарелки (детские), румба, свирели, дудки, рожки, флейты, кларнеты, саксофоны, колотушка, бубенцы, коробочка, деревянные ложки электромузыкальные инструменты, баян, гармошка, цитры, цимбалы или гусли.

II. Игрушки - самоделки неозвученные: игрушки-инструменты: рояль, пианино, балалайка, скрипка, гармошка; звуковая книжка, звуковые картинка, пятиступенчатая лесенка

III. Игрушки озвученные: музыкальная книжка, музыкальный волчок, погремушка, музыкальная шкатулка, неваляшка, заводные игрушки (петрушка, медведь, заяц, птичка и т.п.), озвученные образные игрушки (кошка, собака, лошадь и т.п.) музыкальный молоточек, игрушка с фиксированной мелодией (органчик)

IV. Учебно-наглядный материал: портреты российских композиторов-классиков, портреты зарубежных композиторов, портреты детских композиторов, картинки с изображением различных музыкальных инструментов, настольные музыкально-дидактические игры, атрибуты для плясок, игр и инсценировок, костюмы и детали костюмов

V.Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски

VI.Костюмы и риквизиты для музыкально-театрализованной деятельности: настольный плоскостной театр (конусный и т.п.), театр петрушек (перчаточный), кукольный пальчиковый театр теневой театр, ширма напольная для кукольного спектакля, ширма-экран для показа теневого театра, куклы - «живая рука», куклы на гапите или тростевые, ростовые куклы, ширма напольная для кукольного спектакля, ширма-экран для показа теневого театра

Таким образом, грамотно организованная предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-Пресс», 2010г. - 656с.

3. Игрушки и пособия для детского сада/ Под ред. В.Н. Изгаршевой. - М.: Просвещение, 1997. - 175 с., ил.



© 2010-2022