Тематическое планирование занятий по курсу «Знакомство с окружающим миром»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

Российская Федерация, 443041 г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А

Тел./факс: (846) 332-45-46; е-mail: [email protected]


«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания

Педагогического совета

от «27» августа 2015 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

____________Е.В.Горячева

Приказ по школе

от «____» августа 2015 г.


Тематическое планирование

занятий в рамках оказания платных образовательных услуг

по курсу «Знакомство с окружающим миром»


Школа дошкольника


Количество часов за год: 34




Составил:

Количество часов в неделю: 1

учитель

начальных классов высшей категории


Коняева И.Ю.















2015-2016 учебный год

Самара

Содержание курса



1.Пояснительная записка.

3

2.Содержание тем учебного предмета.

7

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

9

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа курса «Знакомство с окружающим миром» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Здравствуй, мир!», предлагаемой Вахрушевым А.А., Кочемасовой Е.Е., Акимовой Ю.А., Беловой И.К.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные черты программы.

Одна из характерных черт современных дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы
на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей.

Средством для решения этой задачи служит знакомство с элементарной целостной картиной мира. При таком подходе не важно, каким объёмом знаний обладает человек, ведь все полученные им сведения будут храниться в порядке, их легко найти и ими легко будет пользоваться. Поэтому очень важно научить ребенка целостному взгляду на мир, помочь ему представить целостную картину мира.

Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к накоплению и истолкованию своего опыта. Это достигается тем, что дети с помощью взрослых учатся использовать знания, выполняя конкретные задания. Решение
проблемных творческих задач - один из самых эффективных способов осмысления мира. Поскольку жизненный опыт ребёнка ещё невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом.
Поэтому вся программа составлена с позиции узнающего мир дошкольника, идеи всеобщей взаимосвязи ребёнка со всей окружающей его действительностью.
Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей. Цель данной образовательной программы - обеспечение готовности ребенка объяснять окружающий мир в процессе осмысления своего опыта; обеспечение личностного развития дошкольников, а именно - формирование их личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему.

Задачи обучения:

1. Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.

2. Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.

3. Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы

4. Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.

5. Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.

6. Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.

7. Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.

Занятие по курсу направлены на познание ребятами картины мира и своего жизненного опыта, развитие у детей устной речи при подготовке к обучению, а так же для успешного освоения предметов на начальном этапе обучения в школе.



Общая характеристика курса

В основе занятий курса «Знакомство с окружающим миром» лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса (А.А. Леонтьев). Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой образовательный уровень.

Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой - соответствовать его уровню развития. Вопросы должны быть посильными.

Выбор данной программы предполагает наиболее эффективное выполнение всех поставленных задач.

Цели и задачи программы определяют и методику проведения занятий. Материал пособия «Здравствуй, мир!» разбит на занятия и даётся в большом объёме. Это позволит учителю выбрать наиболее значимые для конкретного ребёнка задания и сведения. Большинство занятий целесообразно строить в рамках технологии самостоятельного открытия детьми нового знания:
1-й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Учитель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей учитель оценивает их знания.
2-й этап - мотивационная игра. Дети под руководством учителя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).
3-й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), учитель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не предъявляются учителем в готовом виде. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий в методических рекомендациях. Он избыточен, поэтому учитель сам
выбирает необходимый минимум из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.
4-й этап - самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. Примеры таких игр можно найти в тексте конспекта в методических рекомендациях или в заданиях в учебном пособии (тетради).
5-й этап - повторение и развивающие задания.
6-й этап - итог занятия. Дети вместе с учителем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.

Содержание модифицированной программы курса «Знакомство с окружающим миром» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 1занятие в неделю продолжительностью 25 минут, всего 34 занятия.





Содержание тем учебного предмета.

1.Лето-время года.

Летние месяцы. Приметы лета в природе (погода, цветение и созревание плодов, летняя одежда).
2.Правила поведения .

Правила поведения в природе. Работа экологов, природоохранных организаций. Правила поведения в группе и других общественных местах. Правила поведения у себя дома. Правила поведения в разные исторические эпохи - от первобытного мира до современности. Правила поведения на улицах города, дорожные знаки.
3.Я - гражданин России.

Достопримечательности России: природа, полезные ископаемые, народные промыслы, сказки, многонациональность, национальные костюмы, особенности родного края, достижения людей.
Символы России: флаг, герб, гимн, столица, президент. Паспорт гражданина России.
4.Путешествие в дальние страны.
Подготовка к путешествию: предметы, необходимые в путешествии, отличие туриста и путешественника, транспорт.
Европа. Сравнение с природой России. Сказки писателей Европы. Великие изобретения и открытия: часы, паровая машина, паровоз, воздушный шар, аэроплан, дирижабль и др. Олимпиада. Азия. Горы. Тропики. Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шёлк.
Америка. Джунгли. Сравнение с природой России. Индейцы - коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Карнавал.
Африка. Пустыня. Саванна. Погода в Африке. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Пирамиды, календарь.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Разведение скота и последствия этого. Шерстяные изделия.
Антарктида. Лёд. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). Полярные станции, метеорология.
5.Мировой океан. Животный и растительный мир. Морские животные, дышащие воздухом: дельфин, кит, морж и пр. Использование даров моря: добыча полезных ископаемых, рыболовство, украшения.
Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами, вулканы .
Профессии людей, связанные с морем: моряк, капитан, рыболов, водолаз, спасатель и др.
6.Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Отличительные особенности птиц, зверей и рыб.

7.Люди и планета. Отличия людей: по национальности, возрасту, полу, внешности, занятиям. Равенство между людьми. Взаимозависимость людей друг от друга. Человеческая цивилизация. Значение изобретений и открытий в развитии общества.
Культура и история человечества.

Библиотеки и музеи, их значение в развитии человечества в целом и для личности одного человека. Правила поведения в местах культуры и искусства. Значение деятельности человечества по охране природы Земли.
8.Космос .

Строение Солнечной системы. Подвиг Ю. Гагарина. Значение освоения космоса для современного человечества. Значение достижений России в освоении космоса.
9.Великая Отечественная война 1941-1945 г.
Подвиг россиян в победе над фашизмом. Значение победы в Великой Отечественной войне. Память людей о подвиге народа. Правила поведения у памятников.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тема

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

1.

Воспоминания о лете.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Знакомство с правилами поведения в школе, школьными принадлежностями.

Уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках, обобщить представления о правилах поведения в природе, воспитывать любовь к родному языку. Развивать слуховое и зрительное внимание, тактильное восприятие, мелкую моторику, активизировать словарь. Формирование правильной посадки при работе за письменным столом.

2.

Берегите природу.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представление ребят о природе как о едином целом, закреплять знания детей о правилах поведения на природе.

3.

Наш общий дом.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Учить находить взаимосвязь живой и неживой природы с деятельностью человека, формировать представление о человеке как о части живой природы.

4.

День непослушания.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Учить детей создавать символы, формировать умение анализировать свое поведение и поведение окружающих.

5.

Путешествие в прошлое.

1 ч.

Урок «открытия» нового знания

Познакомить с правилами поведения в разное время ( с древности до наших дней),закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение и стиль поведения.

6.

Путешествие по улицам города.

1 ч.

Урок «открытия» нового знания

Продолжать знакомство с историей и культурой нашего города; познакомить с историей возникновения названия некоторых улиц нашего города, с изменением их внешнего вида с течением времени; развивать интерес к познанию Самары, воспитывать уважение и чувство гордости к своему городу. Формирование навыка правильной посадки при письме: воспроизведение рисунков, линий, полуовалов по памяти

7.

Я- гражданин России.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Деть детям представление о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление детей об особенностях географического положения России.

Формирование навыка правильного письма: срисовывание рисунков, линий, полуовалов, воспроизведение по памяти и на «слух».

8.

Я- гражданин России.

1ч.

Урок отработки умений и рефлексии.

Закреплять знания детей о государственной символике, обобщить их представление о России как о едином государстве, воспитывать любовь к Родине.

9.

Собираюсь в путь…

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Обобщить знания детей о транспорте, предметах личной гигиены.

10.

Путешествие в Европу.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Формировать представление об особенностях природы Европы. Познакомить детей с особенностями природных условий; Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка.

11

Путешествие в Азию.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Формировать представление об особенностях природы Азии. Познакомить детей с особенностями природных условий. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

12

Путешествие в Азию.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с особенностями природных условий Азии; Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка.

13.

Путешествие в Америку.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с особенностями природных условий Южной Америки; Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Формирование навыка правильного письма: обводка по точкам, штриховка.

14.

Путешествие в Америку.

1ч.

Урок отработки умений и рефлексии.

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Северной Америки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

15.

В гостях у индейцев.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Познакомить детей с особенностями природных условий Африки; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».

Формирование навыка правильной посадки, правильного письма: раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков.

16.

Маски на лице и в жизни.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Обобщить представления детей об устройстве человеческого организма. Закреплять умение распознавать и описывать эмоциональные состояния.

17

Путешествие в Африку.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания

18.

Что скрывали пирамиды…

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы ( на примере борьбы с пустыней, первых земледельцев и разливах Нила).

19.

Путешествие в Австралию.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Австралии и Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

20.

Путешествие в Австралию.

1ч.

Урок отработки умений и рефлексии.

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Австралии и Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы ( на примере разведения скота)

21.

Полярники и метеорологи.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы ( на примере антарктических станций, наблюдений за погодой, таянием ледников, работы служб предупреждения о природных бедствиях)

22.

Путешествие в Антарктиду.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. (полярные животные)

23.

По морю, по океану…

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы (на примере добычи полезных ископаемых, рыбного промысла, океанского лайнера)

24.

Путешествие на морское дно.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Продолжить формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представление о животном и растительном мире океанов.

25.

На прогулку в зоопарк.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Закреплять представления детей о многообразии животного мира планеты; развивать способность анализировать, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, развивать творческое воображение детей.

26.

Почему люди такие разные?

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

27.

«Орешек знаний»

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, формировать у них представление о мировой культуре и о вкладе России в мировую культуру, способствовать развитию эстетического вкуса.

28.

Чудеса да и только.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Формировать у детей представление о видовом разнообразии музеев, формировать у них представление о мировой культуре, способствовать развитию эстетического вкуса, закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах

29.

Космическое путешествие.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Продолжить формировать представление детей о природе как о едином целом, формировать у них представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, Спутнике, космонавтике, МКС, рассказать о подвиге Ю.А. Гагарине.

30.

Путешествие в будущее.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Закрепить умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, развивать творческое воображение детей.

31.

От арабских цифр к роботам и компьютерам.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Формировать у детей представление о значении открытий и изобретений в жизни человека, воспитывать уважение к достижениям человеческой цивилизации.

32.

И помнит мир спасенный

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Закреплять у детей культурно-исторические и географические знания об особенностях родного края. воспитывать любовь к большой и малой Родине.

33.

Голубая планета.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Продолжить формировать представление детей о природе как о едином целом, продолжать формировать представление о человеке как о части живой природы.

34

Я- гражданин мира.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Закреплять у детей культурно-исторические и географические знания о Земле, воспитывать любовь к Родине, толерантность и уважение к традициям других народов.

Планируемые результаты изучения учебного курса.
Все предметные результаты отражены не в виде требований к концу периода обучения, а в виде потенциальных возможностей ребёнка.
К концу седьмого года дети могут узнать:

- элементарные правила поведения в городе и на природе;

- правила личной безопасности;

- о службах помощи;

- основные трудовые действия эколога, моряка, спасателя и т.д.;

- свой адрес, название страны, города;

- символы России: флаг, герб, гимн, столицу», президента;

- основные государственные праздники;

- о природе как едином целом;

- сезонные изменения в природе;

- названия месяцев года;

- изменения в природе в зависимости от климата;

- условия, необходимые для роста растений;

- основные отличия зверей, птиц, рыб и насекомых;

- видовое разнообразие музеев

Дети могут иметь представления:

- о России как едином государстве;

- о животном и растительном мире России;

- о культурно-исторических и географических особенностях родного края;

- о погоде в разных частях света в разное время года;

- о растительном и животном мире разных частей света;

- о трёх состояниях вещества на примере воды;

- о свойствах колеса: качение, верёвочная передача;

- о взаимосвязи между природой и деятельностью человека;

- об образе жизни людей в других странах;

- о природных катаклизмах (ураган, землетрясение, цунами, извержение вулкана);

- о различных расах людей;

- о взаимодействии и взаимосвязи людей во всём мире;

- об освоении космоса;

- о значении открытий и изобретений в жизни человека.
Дети могут научиться:

- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- составлять простейшие символы и понимать их;

- выполнять правила поведения в общественных местах (в библиотеке, в музее,

у памятников, во время путешествия);

- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Основная литература:
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. , Маслова И.В., Наумова Ю.И. .Здравствуй, мир! Пособие по познавательному развитию для детей. Ч. 4 (6-7 лет) - М. Баласс, Издательство Школьный дом. - 80 с.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И., Акимова Ю.А., Белова И.К., Кузнецова М.В. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для педагогов и родителей. - М. : Баласс. - 496 с.
Дополнительная литература:
1. Наглядный и раздаточный материал 6-7 лет.

2. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Сборник программно-методических материалов /
Авт. колл. Бунеева. Е.В. , Бунеев Р.Н. , Денякина Л.М. , Вахрушев А.А. ,
Чиндилова О.В. . - М. : Баласс. - 160 с.

2


© 2010-2022