Устное народное творчесвоУстное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.



В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература - богатейший источник, побудитель чувств специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, частушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Актуальность моей работы работы по этой теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей. Для начала я отобрали и распределили фольклорный материал с учетом возрастных возможностей детей. прищедших в дошкольную группу .Для детей этого возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом мной используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.

Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов, демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям сочинение стихов с родителями, игры-драматизации, игры-инсценировки, упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.При этом большую роль я уделяю выразительности своей речи, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка. Знакомство с народным творчеством для детей впервые пришедших в группу я начинаю с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. С приходом в группу у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь нам приходят потешки. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Мы ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Дети всей группой учаться двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся к нашему маленькому «театру». И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты.
По синю, морю корабль бежит,
Серый волк на носу сидит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит
- Как бы зайку украсть,
- Как бы веревку сорвать.
С помощью потешки я учу своих воспитанников не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Приято наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки - матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Также я заметили, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее Потешки я использую во всех режимных процессах . Правильно подобранная потешка, помогает мне устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, .вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.. Например: При умывании потешки
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Хорошенько!
Мойся шейка.
Во время еды чтение потешки:
Умница Катенька
ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую, - способствует установлению контакта с малышом, пробуждению чувства симпатии к взрослым. Использую потешки как пальчиковые игры:
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.
что позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Ещё один вид малых форм словесного народного творчества, который я использую в своей работе - это загадки.
Загадки - полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Загадки мы используем на любом занятии, а также на прогулках , например, зачем мы сегодня будем наблюдать:
«Белая простыня
Всю землю обошла» (Облако)
И зелен, и густ-
На грядке вырос куст.
Начали щипать -
Стали плакать и рыдать. (Лук) Продолжая знакомить детей с домашними животными, загадывала такую загадку:
«Посреди двора
Стоит копна:
Спереди - вилы
Сзади - метла
( корова)
Вместо хвостика,- крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Поросенок)
В старшей группе дети знакомятся с экзотическими животными
Закрепляя о них знания загадывала уже загадки- рифмовки:
Вот зеленое бревно
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ………….. (Крокодил )
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…….. (Жираф)
Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братьев меньших».
Использую пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы.
Например:
Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации неаккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяем такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды используем различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, могла урезонить обидчика. Хорошего друга хвалили : « Друг познается в беде». «Скучен день до вечера коли делать нечего» говорили о том , кто не может найти себе занятие. Призывали детей дружить: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Некоторые пословицы содержали в себе поучение, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай», иногда в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Некоторые поговорки давали меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково», «поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминали пословицы и поговорки и использовали их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогали нам прививать детям нравственные нормы поведения, показывали им моральные эталоны. Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.
Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Требования считалки разнообразны и редко повторяются, например: в считалке
«На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой»
Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний:
Катилась торба
С высокого горба;
В этой торбе:
Хлеб, пшеница
С кем хочешь,
С тем поделился.
Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!
Большое внимание мы уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей , потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, мы используем образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Дети меня радостно приглашают сесть и, конечно же, с нетерпением ждут новой сказки. Слушая сказочный голос, дети запоминают сказку, а потом пересказывают, манипулируя игрушками, имитируя мою интонацию. Стараюсь учить ребятишек находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, побуждали их к выразительности диалогов, используя при этом мимическую гимнастику («Фотография», «Веселая зарядка», Походка и настроение»), пособие «Угадай настроение». Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая. В группе кратковременного пребывания для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, предлагаю детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводим детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставим перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Кроме того, предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: "Репка, репонька, вот какая крепенька" , «» Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. С помощью сказок мы формируем у детей умения быть дружными трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми («Хаврошечка», «Царевна Лягушка»). Внедряю в свою работу народные игры, хороводы, привлекая внимание своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность. Не забываю про календарные праздники: предлагаю праздник проводы осени (покров )Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, я создала соответствующую развивающую среду в группе кратковременного пребывания. В интерьер группы включила ширма, пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии. Родителями сшиты для детей элементы костюмов. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементам костюмов. Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств провожу вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Так же родители размножили нам раскраски по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при этом содержание сказки, оформили книжки-малышки по загадкам, изготовили ширму для театрализованной деятельности. По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.

© 2010-2022