Программа Мои проекты (для детей 6-7 лет)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой



Согласовано

Зам. директора по ОП

___________И.В.Колесникова

«____»___________2014 г.


ПРОГРАММА

«Мои проекты»
















Автор: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2»

Казакова Л.С.





п. Уренгой, 2014 г.

Полное название программы

Срок реализации

Цели и задачи

Автор - составитель

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

«Мои проекты»

Один месяц (с 6 до 7 лет - коллективные проекты)

1.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений

2.Развитие потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка, формирование его индивидуальностей.

3.Развитие эмоционально-ценностных ориентаций детей, побуждение стремления узнавать и познавать не только окружающий мир, но и самого себя.

4.Активизировать познавательную деятельность

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Казакова Л.С.

Дети научатся: 1) видеть проблемы;

2) выдвигать гипотезы;

3) задавать вопросы;

4) давать определения, понятия;

5) классифицировать;

6) структурировать полученный в ходе исследования материал;

7) делать выводы и умозаключения;

8) доказывать и защищать свои идеи





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес будущих школьников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое, интенсивное изменения окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков будущих первоклассников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологии нового времени, нового века, т.к. она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации, его прогрессивной методики обучения и развития. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы, гимназии, лицея - показатель высокого уровня образовательного учреждения.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместное оформление «Энциклопедии узоров»); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Этапы работы над проектом:

- постановка цели;

- поиск формы реализации проекта;

- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

- организация развивающей, познавательной, предметной среды;

- определение направлений поисковой и практической деятельности;

- организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой и практической деятельности;

- работа над частями проекта, коррекция;

- коллективная реализация проекта, его демонстрация.

- Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Если речь идет о занятии, о процессе обучения, приобретения знаний, то темы проектов чаще всегда предлагает учитель.

























Технология проектной деятельности



Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый - постановка проблемы

Формулирует проблему (цель) (одновременно определяется продукт проекта)

Входят в проблему

Второй - обсуждение проблемы, принятие задач

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, уточняет проблемы и формулирует задачи

Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи.

Планируют деятельность.

Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость).

Распределяют обязанности.

Третий - работа над проектом

Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования.

Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую).

Оказывает практическую помощь (по необходимости)

Ищут решение задачи.

Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости).

Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности.

Четвертый - презентация

Готовится к презентации, проводит ее.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют продукт деятельности.

Пятый - постановка новой проблемы

Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема проекта

Дата проведения

Цели и задачи

1

«Мир узоров»

04.02.2012

Знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров

2

«Энциклопедия узоров»

11.02.2012

Украшение одежды узорами. Оформление «Энциклопедии узоров»

3

«Моя школа»

18.02.2012

Проведение конкурса рисунков «Моя школа». Изготовление составных частей макета школы (бумажные трубочки)

4

Макет «Моя школа»

03.03.2012

Изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление






















Литература


  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Начальная школа.- 1998 г. - №4.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.

  3. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.-1994 г.

  4. Люркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.-1996 г.

  5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.// Начальная школа.-2004 г.-№6.

  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль. - 2001 г.

  7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.-1999 г.

  8. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М.: Владос,-2000 г.

  9. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа. - 2004 г.

  10. Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель.-2009 г.

  11. А.И.Савенков. Маленький исследователь. Ярославль.-2002 г.

  12. О.В.Дыбина. Ребенок в мире поиска. М.-2005 г.

  13. Полат Е.С. Метод проектов. М.-2000 г.

  14. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.-2005 г.






















Приложение 1


Проект: «Мир узоров»

Цель: знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров; развивать эстетический вкус, любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.

Материалы: образцы рисунков различных узоров, альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

Ход работы над проектом

1-й этап

Учитель показывает образцы узоров и рассказывает о них.

Узор основан на повторе и чередовании его элементов. Он может изображать конкретные формы - листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником узора всегда была природа.

Узор может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур.

Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отношение к ним самого человека.

2-й этап

Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и выбрать тот узор, которым бы они украсили ковер.

3-й этап

Каждая подгруппа выбирает при помощи учителя понравившийся узор.

4-й этап

Учитель предлагает каждой подгруппе выполнить узор и рассказать о нем.

5-й этап

Постановка новой проблемы.

Обсуждаются разные варианты представленных материалов подгруппами детей (оформление альбома, энциклопедии, выставки рисунков узоров и др.).

Приложение 2

Проект: «Энциклопедия узоров».

Цель: украшение одежды узорами; оформление «Энциклопедии узоров; развивать творческое воображение, развивать изобразительные навыки, активность, инициативность.

Материалы: украшенные узорами ковры детей, рисунки одежды с орнаментом, шаблоны одежды (для мальчиков - рубашки, для девочек - платья).

Ход работы над проектом

1-й этап

На доске выставка ковров с узорами.

Дети рассматривают, сравнивают свои ковры с другими. Учитель показывает детям образцы одежды с орнаментами. У людей разной национальности свои отличия в орнаменте.

В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли, интересы земледельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения - маки, ромашки, васильки, яблони и вишни, колоски ржи, плоды рябины, смородины и т.д.

В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа.

В казахском и киргизском орнаментах декоративные элементы и сочетание красных и синих цветов напоминают о при родных богатствах солнечного края и выражают мечту народа о счастье.

2-й этап

Учитель раздает детям шаблоны одежды и предлагает украсить их понравившимися орнаментами.

3 этап

Каждый ребенок индивидуально украшает шаблон одежды.

4-й этап

Каждый ребенок рассказывает, чем он украсил свой шаблон.

5-й этап

Учитель показывает папку и предлагает детям оформить ее как «Энциклопедию узоров» (дети вместе с учителем размещают в папке украшенные ковры и созданные ими модели одежды).

После оформления папки «Энциклопедия узоров» она демонстрируется родителям.

Приложение 3

Проект: «Моя школа»

Цель: проведение конкурса рисунков «Моя школа», изготовление составных частей макета школы; умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды; развивать творческое воображение; прививать любовь к школе.

Материалы: рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей, альбомные листы белой и цветной бумаги разного размера, клей.

Ход работы над проектом

1-й этап

Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей.

Проводится беседа о школе, о ее роли в жизни человека.

2-й этап

Учитель предлагает детям нарисовать такую школу, в которой они хотели бы учиться.

3-й этап

Каждый ребенок индивидуально рисует школу.

4-й этап

Дети делятся своими впечатлениями о том, что они изобразили.

5-й этап

Постановка новой проблемы. Учитель предлагает изготовить составные части для будущего макета школы (трубочки).

Практическая работа: дети скручивают трубочки из цветной бумаги и при помощи учителя склеивают их.




Приложение 4

Проект: макет «Моя школа».

Цель: изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление; развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию; совершенствовать умение и навыки работы с цветной бумагой и клеем.

Материалы: трубочки из цветной бумаги, рисунки детей с изображением школы, ватман, клей.

Ход работы над проектом

1-й этап

Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением школы, которые дети сделали на предыдущем занятии. Выбирается лучший рисунок.

2-й этап

Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и решить, какую работу они будут выполнять (склеивать трубочки, делать крышу, стены, деревья на территории школы и др.).

3-й этап

Практическая работа детей. Учитель помогает каждой подгруппе и каждому ребенку индивидуально.

4-й этап

Каждый ребенок рассказывает о том, что он сделал, что у него получалось лучше всего, что вызывало затруднения.

5-й этап

Дети рассматривают изготовленный макет школы и сравнивают его с рисунком. После завершения работы макет школы демонстрируется родителям.










© 2010-2022