«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Автор:

Афанасьева Елена Валентиновна,

воспитатель логопедечиской группы

МАДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима

Тюменской области

Аннотация

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей (Акулова О.В.)
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).
Мы предположили, что помочь может театрализованная деятельность, потому что, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность.
Работа, по развитию речи через театрализованную деятельность, основана на программе «Радуга» под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой.
Начали с того, что составили план работы.
Определили основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
Поставили следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Дошкольное детство - это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по своему видеть и понимать жизнь - это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
Общение - целенаправленный систематизированный процесс социализации и инкультуризации личности, поскольку является началом получения информации об окружающей действительности.
Общение теснейшим образом связано с развитием речи ребёнка.
Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
На развитие грамматического строя речи детей оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно - дидактические, театрализованные). В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно - следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр).
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность.
В этот период речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и
т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.


Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;
• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности.
Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.
В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
Когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток).
Когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.
Изучая теорию развития связной диалогической речи средствами театрализованной деятельности, мы столкнулись с несколькими трудностями.
Во-первых, в исследованиях о развитии диалогической речи нет полной классификации диалогических умений ни у одного автора, не смотря на то, что диалогические умения это фундамент диалогической речи.
Во-вторых, не смотря на то, что театрализованная деятельность имеет большое значение в речевом развитии, нам не удалось найти в научной литературе работы, посвящённые этой проблеме.
Таким образом, мы считаем, что важность вопроса о развитии диалогической речи средствами диалогической речи определяется недостаточной освещенностью данной темы. Решение данной задачи чрезвычайно значимо в период дошкольного детства т.к. общение, это один из важнейших факторов общего психического развитие ребёнка.
Нашей целью была разработка педагогических условий развития диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи, стоявшие перед нами требовали изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить своеобразие диалогической речи детей дошкольного возраста, изучить специфику интереса к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста, разработать и апробировать методику эффективного развития диалогической речи детей средствами театрализованной деятельности.
Методы исследования позволили нам изучить литературу по данной проблеме, мы использовали психодиагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы) и методы обработки и интерпретации данных.
Анализ изучения психолого-педагогической литературы показал, что диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. В дошкольном возрасте происходит освоение всех видов диалога. Первоначально осваивается разговорная речь, затем собственно диалог, конечным результатом будет полилог. В исследованиях авторов диалогические умения являются главным условием успешности развития диалогической речи. Однако диалогические умения не вынесены в общую классификацию.
Мы исследовали литературу и составили общую классификацию диалогических умений. У нас получились 6 групп:


Интерес к общению, желание участвовать в диалоге.

  1. проявляет интерес к общению.

  2. проявляет интерес к содержанию.

  3. проявляет интерес к взаимодействию с другими детьми.

  4. проявляет интерес к взаимодействию с другими взрослыми.

  5. активизирует свою речь в ситуации, где побуждающим мотивом является помощь взрослого.

  6. предлагает тему для диалога или её вариации.

Отбирать информацию, передавать содержание.

  1. умеет строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и т.д.) пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

  2. умеет высказывать свои мысли, мнения по ситуации.

  3. умеет поддерживать тему разговора.

  4. умеет договариваться о совместной деятельности, сообщает о впечатлениях.

Слушать, слышать, понимать речь.

  1. дополняет и исправляет собеседника.

  2. умеет слышать слушать понимать собеседника.

  3. понимает обращённую речь и действует согласно содержанию вопроса взрослого.

  4. понимает обращённую речь и выслушивает вопросы и ответы других детей.

  5. Умеет принимать собеседника как личность, ориентироваться на собеседника, учитывая его эмоциональные интеллектуальные особенности.

Отвечать, говорить, рассуждать, задавать вопросы.

  1. умеет сформулировать и задать вопрос.

  2. ведёт диалог от лица игрушечного персонажа.

  3. поправляет себя, в случае не правильного или не полного ответа.

  4. поправляет сверстника, в случае не правильного или не полного ответа.

  5. задумывается и сосредотачивается на своём ответе.

  6. рассказывает самостоятельно, подражая речи взрослого.

  7. участвует в общем разговоре, не перебивает собеседника, не отвлекая от темы.

  8. отвечает на вопросы и обращения взрослого.

  9. отвечает на вопросы и обращения сверстника.

  10. использует элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах совместной деятельности.

  11. умеет правильно отвечать на вопрос, в зависимости от типа вопроса.

  12. вступает в речевые контакты со взрослым по разным поводам.

  13. вступает в речевые контакты со сверстникам по разным поводам.

  14. умеет сменить тему корректными способами.

  15. умеет привлечь к себе собеседника и удерживать его вербальными и невербальными способами.

  16. Умеет начать и закончить общение.

Анализ, исправление, дополнение.

  1. использует установленные формы вежливого общения.

  2. использует установленные формы вежливого обращения.

  3. анализирует ответы собеседника.

  4. исправляет и дополняет ответы собеседника.

Владение нормами и правилами речевого общения.

  1. характеризует ситуацию, требующую соблюдения какого-то правила.

  2. Умеет применять знакомые нормы и правила речевого общения в своих вопросах и ответах (обращениях).

Театрализованная игровая деятельность детей рассматривалась в двух взаимосвязанных аспектах:
Как разновидность художественной деятельности.
Как творческая сюжетная игра.
Театрализованные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
Во-первых, ориентировка на партнёра, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза.
Во-вторых, установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему.
В-третьих, поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри.
Изучив теоретическую часть, мы можем предположить, что развитие диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности проходит более эффективно при следующих педагогических условиях:
Усложнение театрализованной деятельности в зависимости от вида диалогической речи (разговор - диалог - полилог).
Специальный отбор текстов, в том числе с позиции освоения детьми разных групп умений диалогической речи.
Это доказал наш эксперимент, который проводился на базе детского сада. Первая серия эксперимента способствовала выявлению особенностей диалогической речи в процессе общения детей дошкольного возраста. Она включала в себя наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности, наблюдение за взаимодействием ребёнка и педагога в условиях ДОУ, игровая ситуация «Волшебный телевизор» (Методика М.И. Лисиной). Вторая серия эксперимента способствовала выявлению специфики интереса детей к театрализованной деятельности, а так же театрализованных умений. Она включала в себя наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью ребёнка, игровую ситуацию «Лесенка», индивидуальную беседу экспериментатора с ребёнком, образно-игровые этюды.
В результате эксперимента, выявился высокий уровень корреляции между особенностями диалогической речи и особенностями отношения детей к театрализованной деятельности.
Проведённое исследование теоретически подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы. Было доказано, что театрализованная деятельность является эффективным средством в развитии диалогической речи при соблюдении специальных условий.
Первым является усложнение видов театрализованной деятельности от игры имитации отдельных действий человека, животных и птиц однотемных многоперсонажных игр-драматизаций по текстам кумулятивных народных сказок и авторских текстов. Вторым является специальный отбор текстов, в том числе с позиции освоения детьми разных групп умений диалогической речи. Отбор текстов проводился в соответствии с общеметодическими требованиями (художественность, воспитательская ценность). При отборе литературных произведений учитывались так же и развивающие возможности текстов в освоении детьми содержания, логики, речевых форм.
Исследование дало возможность наметить дальнейшее изучение проблемы. Главным образом, целесообразно реализовать проект, направленный на развитие интереса к театрализованной деятельности, который может осуществляться с другими видами детской деятельности.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990. - 128 с., ил., 17л.ил.

  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - N5. - с. 51-61

  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. - М., Академия, 1999. -с.201-202.

  4. Лекции по методике развития детской речи (Акулова О.В.)

  5. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной - М.: «Педагогика», 1974

  6. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4

  7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.



© 2010-2022