Открытое занятие по обучению грамоте Путешествие в мир сказок

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое занятие по обучению грамоте Путешествие в мир сказок

Возрастная группа: подготовительная группа № 7

Тема занимательной деятельности: «Путешествие в мир сказок».

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, игровая.

Форма организации деятельности: игровая, наглядная, словесная, практическая.

Цель: развитие коммуникативных умений посредством литературной игры.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о букве и звуке [Р]. Закрепить знания детей о звуках и буквах. Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. Закрепить умение детей составлять слова из слогов. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха детей.

Развивающие: Развивать у детей связную речь, логическое, образное мышление, зрительно-пространственную координацию, мелкую моторику руки. Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.

Воспитательные: Продолжать воспитывать культуру речи у детей, умение внимательно слушать высказывания своих товарищей, умение работать в коллективе; интерес к проблемной ситуации. Развивать социально-значимые качества: доброжелательность, сопереживание, желание прийти на помощь.

Активизация словаря: послание, неизведанное, неожиданное, необычное, чудесное, волшебство, саблезубый;

Предварительная работа:

чтение сказочной повести А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"; рассматривание иллюстраций к книге; просмотр мультфильма; разучивание отрывка песни из сказки; разучивание физминутки; отгадывание загадок; знакомство и закрепление артикуляции звуков; дидактические игры по развитию речи.

Сюжетная линия: помочь Страшиле, Железному дровосеку, льву стать прежними, вспомнить всё, что забыли.

Сюрпризный момент: послание с просьбой о помощи; герои сказки.

Технические средства:

магнитофон; аудиозапись с музыкой из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»; аудиозапись звуков леса, звука ветра;

Подгруппа детей- 10 человек

Время проведения- 30 минут

Ход нод.

1. Сообщение темы занятия.

Воспит. Доброе утро, ребята, здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть Вас у нас в гостях.

Ребята, я предлагаю вам угадать, о какой букве и звуке мы сегодня будем говорить.

(Загадка про букву Р, картинки с изображением вороны и воронят.)

Ворона на веточку присела,
И воронятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву … - Как вы, ребята, думаете, какую букву решила подарить нам ворона?

Дети. Букву -Р-

Воспит. Правильно, сегодня мы с вами повторим букву и звук Р.

Звучит песня «Приходите в гости к нам»

2. Мотивация деятельности.

Воспит. Какая чудесная, волшебная песенка. Интересно, а почему сейчас прозвучала песня, которая приглашает в сказку? (Ответы детей)

Обычно такая музыка звучит, когда совершается какое-то волшебство.

(Звучит аудиозапись звука ветра. Воспитатель обращает внимание детей на окно, на стекло прилип лист дуба. Воспитатель берёт листок, на нем нарисованы лица Страшилы, дровосека и льва, крупными буквами написано слово БЕДА).

Воспитатель спрашивает детей, чтобы это могло значить?

Дети рассуждают, предлагают свои варианты.

Воспит. Ой, ребята, а здесь на обороте, что-то написано

Воспитатель зачитывает содержание:

«Нужна помощь! Срочно! Железный дровосек, Страшила и Лев попали в беду. Злая Гингема заколдовала друзей. Они забыли все, что знали. Помогите, пожалуйста, стать им прежними»

Воспит. Из какой же сказки пришло к нам это послание?

(Если дети будут затруднятся с ответом можно загадать загадку-подсказку.)

В этой сказке все бывает: Глупый ум приобретает,

А железный человек Может добрым стать навек.

Лев трусливый смелым станет, Домик девочки летает,

А случится волшебству Только дружба помогает.

Дети: «Волшебник Изумрудного города»

Воспит. Кто назовёт автора этой сказки? (А. Волков).

3. Постановка цели

Воспит: Правильно. Ну что, ребята, поможем героям сказки?

Дети: Конечно, поможем.

Воспит: А как помочь друзьям? Что для этого нужно сделать?

Дети: Друзья должны вспомнить всё, что знали и умели.

Воспит. А вы помните, о чём мечтали друзья? (ответы детей)

4.Совместная работа по нахождению способов деятельности

Воспит. Хорошо. Тогда приготовьтесь для путешествия в Волшебную страну. Закроем глаза и произнесём волшебные слова:

«Встань на пятку повернись, в Волшебной стране очутись. Раз, два, три»

Дети произносят волшебные слова.(звучит музыка)

Воспит: Вот мы с вами и в Волшебной стране.

Воспит. Ребята, чтобы мы не заблудились в волшебной стране, и вернулись обратно домой, я предлагаю нанести на карту маршрут нашего путешествия.

(На фланелеграфе закреплен лист формата А3 с фоном для карты, во время путешествия стрелками указываем маршрут следования, наклеиваем друзей).

Как вы думаете, какой путь нам выбрать? (Дорогу из желтого кирпича.)

(Звучит музыка из мультфильма "Волшебник Изумрудного города. Дети идут по дороге, вымощенной желтым кирпичём).

(подходят к пшеничному полю, на шесте Пугало).

Воспит. Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Страшила.

Воспит. Ребята, какой Страшила грустный, он совсем всё забыл. Что Страшила получил от Гудвина? (мозги), а для чего они нужны? (чтобы быть умным), а что помогает развивать ум? (знания, загадки, ребусы)

Воспит. Ребята, посмотрите, что это у Страшилы?

(карточки с ребусами,висят на заборе, карточки со слогами, картинки с предметам лежат в беспорядке у забора) воспитатель обращает внимание детей сначала на ребусы.

Скажите мне, пожалуйста, что такое - ребус? Это загадка такая, Она необычная и непростая. Ребусы людям известны давно, слово отгадка в картинках дано. И вы, ребята, попробуйте разгадать ребусы.

(на заборе, развешены ребусы, дети берут карточки и разгадывают.)

Зашифрованные слова: гроза, крот, экран; дорога, берёза, тигр, экран, узор, фонарь, ворона, подарок, радуга, ведро, ветер, роса, рукав;

пословицу «На дворе трава, на траве дрова» отгадывают вместе.)

Воспит. Ребята, а что общего во всех этих словах? Какой звук мы отчётливо слышим, когда их произносим? Дети отвечают звук Р.

Воспит. Правильно, как интересно получилось, ворона решила подарить нам на сегодняшнее занятие звук [Р] и мы услышали его в волшебной стране.

Игра «Собери слова». Посмотрите, ребята, наверное, воронята расшалились и перемешали слоги в словах, давйте наведём порядок в словах, а заодно и Страшиле поможем вспомнить, чтоже такое слоги и для чего они нужны.

Дети. Из слогов получаются (составляются, складываются) слова.

(Каждый ребенок берет половинку слова и ищет вторую часть. Дети читают получившееся слово, соотносят его с картинкой).

Ребята, посмотрите, Страшила счастлив, потому что вы помогли ему вспомнить, для чего нужен мозг, как развивать ум. Теперь нам нужно идти дальше. И на карте мы отметим, что здесь встретили Страшилу.

(наклеиваем Страшилу)

(Звучит музыка, дети идут по дороге)

Воспит.: Посмотрите, что перед нами, ребята?

Дети: Лес.

Воспит: Мы с вами оказались в волшебном лесу. Прислушайтесь. (Дети слушают звуки леса: шелест листьев, пение птиц, журчание ручья) .

Воспит: Ребята, что вы услышали?

Дети: Звуки.

Воспит: Что такое звук?

Дети: Звук - это то, что мы произносим и слышим.

Воспит: Давайте вспомним, какими бывают звуки.

(картинка с Гласными и согласными)

Дети: Гласными и согласными.

Воспит: Какие звуки называют гласными?

Дети: Звуки, которые тянутся, поются.

Воспит: Назовите гласные звуки.

Дети: А, О, У, Э, Ы, И, Ю, Ё, Я, Е.

Воспит: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: Красным.

Воспит: Какие звуки называют согласными?

Дети: Те, которые не умеют петь.

Воспит: Назовите согласные звуки, с которыми вы познакомились.

Дети: М, Н, П, Т, К, Х, Ф, Л, Р.

Воспит: Ребята, скажите, каким письменным знаком обозначаются звуки?

Дети: Буквой.

Воспит: А чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы можно увидеть, прочитать и написать, а звуки нет.

Слышится стон.

Воспит: Ребята, что это?

Ответы детей.

Воспит: Посмотрите, кто перед нами? (Железный Дровосек, печальный)

Дети: Железный Дровосек.

Воспит: Ребята, Гингема заколдовала не только память Дровосеку, но и всё, то, что помогло бы ему вспомнить о прошлом. (обращает внимание детей на листочки) Посмотрите, мне кажется здесь написаны какие-то знаки. Как вы думаете, что это?

Дети высказывают свои догадки.

Воспит. Я, кажется, догадалась, нам нужно расколдовать буквы.

Игра «Расколдуй букву» (на 6 листках написаны элементы букв, нужно дописать букву, из полученных букв составить слово СЕРДЦЕ)

Воспит: Ребята, посмотрите, Дровосек счастлив, потому что вы помогли ему вспомнить о своем сердце. А зачем Дровосеку сердце? Чтобы быть добрым.

А вы знаете, что это значит быть добрым?

Дети высказывают свои предположения.

Молодцы, ребята, вы правильно определили значение слова ДОБРО.

А знаете, что это слово ещё одну тайну хранит? Хотите узнать какую? (Да)

Тогда давайте проведём звуковой анализ слова {дабро}

Проводится звуковой анализ слова [ДАБРО].

При анализе слова воспитатель обращает внимание детей на то, что буква О, которую мы пишем в слове, при произношении слышится как звук [А].

Д - первый звук в слове «добро» согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой;

А - второй звук в слове «добро» гласный, обозначается красной фишкой;

Б - третий звук в слове, согласный звук, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;

Р - четвёртый звук в слове, согласный звук, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;

О - пятый звук в слове «добро» гласный, обозначаем красной фишкой;

Воспит: Молодцы, ребята, давайте немного отдохнём.

Игра (физкультминутка) «Живая буква»

Лес шумит раз,

Лес шумит два,

Лес шумит три,

Буква живая на месте замри!

(дети изображают любую букву).

Воспит: Сейчас на нашей карте отметим, что здесь в лесу мы встретили Железного Дровосека. (наклеиваем картинки)

Воспит: Ребята, а нам пора отправляться дальше.

(Звучит музыка, дети идут по дороге)

Воспит: Ребята, посмотрите, кто это? Дети: Лев.

Воспит: Гингема своим колдовством, вызвала саблезубых тигров. Как помочь льву справиться с тиграми?

Дети: стать смелым.

Воспит: Ребята, как вы думаете, что должен уметь каждый смелый лев?

Дети: Он должен уметь рычать.

Воспит: Правильно. А вы умеете рычать? Покажите, как вы умеете рычать.

Молодцы, хорошо порычали, громко. А, скажите, ребята, что это за звук.

Артикуляция и характеристика [Р]

Звук [Р] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

Губы в улыбке. Язык на верху на бугорках. Воздушная струя сильная, прерывистая. Вдох через нос, на выдохе под напором воздуха кончик языка дрожжит. (воспитатель показывает детям картинки артикуляции звука [Р])

Воспит: А теперь давайте напугаем тигров, прогоним их с дороги.

Игра «Прочитай слоги» Дети читают слоги РО-РУ- РЭ-РА-РЫ - ПРОЧЬ С ДОРОГИ ТИГРЫ.

Воспит: Молодцы, ребята, вы научились рычать как Лев, помогли ему победить колдовство и прогнать тигров. Вот мы с вами проделали, какой путь, надо отметить на карте.

(наклеиваем тигров, льва)

Воспит: Мы теперь знаем дорогу, т. к. составили карту и обязательно повторим наше путешествие. Ну, что ребята, помогли мы друзьям справиться с колдовством злой Гингемы? Пора возвращаться назад в наш любимый детский сад.

Воспит: Закрываем глаза и произносим

«Встань на пятку повернись, Снова в группе окажись! Раз, два, три »

Воспит: Вот мы и вернулись. Ребята, вам понравилось путешествие в сказку? Давайте вспомним, как мы помогали героям сказки.

1.Был Страшила очень глупым,

Стал мудрей - глядите!

Как ему мы помогали,

Ну-ка расскажите.

Ответ: отгадывали ребусы, составляли слова из слогов.

2. Слово долго составляли,

Звуки, буквы подбирали.

Помогли мы Дровосеку

Стать сердечным человеком.

Вопрос: Какое слово мы составили?

Ответ: слово «сердце».

3.Чтобы Лев мог смелым стать,

Должен он вовсю рычать.

Место звука мы искали,

Где он есть, определяли.

Вопрос: Что за звук рычащий был?

Ответ: [Р]

Вопрос: Расскажите, где он жил?

Ответ: В начале слова, в середине, в конце.

Саморефлексия. Ребята, если вам понравилось наше путешествие, и вы считаете, что со всеми заданиями справились, помогли волшебным существам, то возьмите «изумруд» и положите его в зелёную шкатулку. А если вы, думаете, что справились не со всеми заданиями и не смогли помочь, то возьмите «рубин» и положите его в красную шкатулку.

(Дети выбирают камушки)

Воспит. А что для вас было самым трудным? Какое задание вызвало затруднение? А что было самым необычным и интересным? (ответы детей)

Хорошо, вы все справились с заданиями и помогли нашим друзьям вспомнить, всё, что они забыли.

Воспит. А знаете, что волшебство мы можем создавать сами и можем быть волшебниками. Наша крепкая дружба - это и есть настоящее волшебство. Вы все сегодня были молодцы. Мне очень понравилось путешествовать с вами в сказку. Спасибо


Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад № 119»

________________________________________________






Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

Образовательная область «Речевое развитие»

«Путешествие в мир сказок»

(обучение грамоте)



(возраст детей: 6-7 лет)







Составил:

Воспитатель подготовительной группы № 7

Борзенко Ю. Г.




г. Омск

2015г.





© 2010-2022