Исследовательский проект (2 младшая группа) Наши помощники - органы чувств

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«НАШИ ПОМОЩНИКИ - ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Участники проекта: воспитатели, воспитанники второй младшей группы (3-4 года) и их родители.

Срок выполнения: 1.10.2015 - 20.11.2015 г. (1,5 месяца).

Цель: создать условия для формирования представлений о значимости органов чувств человека в восприятии окружающего мира и здоровьесберегающего поведения дошкольников 3-4 лет.

Задачи:

  1. Создать развивающую предметно-пространственную среду для реализации проекта в группе;

  2. Способствовать формированию представлений у дошкольников об органах чувств, их значении в жизни человека;

  3. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

  4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

  5. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, потребность в уходе за ними;

  6. Включить родителей (законных представителей) в непосредственно-образовательную деятельность, оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) по данной проблеме.

Актуальность проекта. Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из ведущих направлений деятельности дошкольной образовательной организации. «Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая работа, направленная на укрепление здоровья детей, - пишет З.И. Береснева, - должна приносить ощутимые результаты» [5, с. 3]. Это зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Важнейшей задачей, на решение которой направлен ФГОС ДО, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие» [1].

В младшем дошкольном возрасте формируются культурно-гигиенические навыки, а также закладываются основы здоровой личности воспитанников. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с формирования системы знаний об организме человека, о некоторых доступных для понимания механизмах физиологических процессов, о нормах и правилах поддержания своего здоровья, о способах улучшения своего физического, психического, эмоционального состояния.

Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные «приборы» - органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, органы вкуса). Поэтому необходимо развивать у младших дошкольников интерес к познанию своего тела, органов чувств, и понимание об их значимости для человека. Дошкольники узнают, как бережно относится к своим органам чувств, закрепят навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения их здоровья.

Планируемые результаты:

  1. Дошкольники имеют представление об органах чувств человека, знают их основные функции;

  2. Дошкольники демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;

  3. Дошкольники стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;

  4. Родители проявляют интерес к данной теме, участвуют в непосредственно-образовательной деятельности.

Реализация проекта включала в себя следующие этапы.

1. Подготовительный этап. На данном этапе было проведено обсуждение темы проекта с детьми и родителями, пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ (подбор дидактических игр, художественной литературы, создание картотек), подготовлен план реализации проекта.

2. Практический этап включает:

  • цикл непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования: «Наши помощники - органы чувств», «Мои ушки», «Как беречь ушки?», «Для чего мне нужен язычок?», «Мой носик», «Как беречь носик?», «Мои глазки», «Как беречь глазки?», «Мои ручки», «Как ухаживать за руками?»;

  • чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Шум», С. Капутикян «Ротик», Е. Бандуренко «Спросили как-то дедушку Кондрата», Н. Кнушевицкая «Глаза», Н. Орлова «Ребятишкам про глаза», С. Погореловский «Про глаза - глазенки, про глаза - глазища» и др.;

  • загадывание загадок об органах чувств;

  • пальчиковые игры: «Встали пальчики», «На работу», «С добрым утром!»;

  • подвижные игры: «Где звенит колокольчик», «Кого не хватает», «Жмурки», «Принеси игрушку»;

  • проведение гимнастики для глаз;

  • беседы-рассуждения: «Что для чего», «Как ухаживать за носом», «Как ухаживать за глазами»;

  • дидактические игры: «Валеология, или здоровый малыш: здоровые уши, хорошее зрение», «Повтори слово», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Найди различия», «Какой инструмент звучит», «Кто так разговаривает», «Определи состояние предмета», «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайчика)», «Что художник нарисовал неправильно»;

  • сюжетно-ролевые игры: «Кукла Маша на приеме у глазного врача», «У Мишки ушко разболелось»;

  • продуктивная деятельность: «Лепим витаминки», «Полезные продукты - овощи и фрукты» (рисование в нетрадиционной технике), «Украсим полотенце»;

  • опытно-экспериментальная деятельность: «Носарий», «Язычок-помощник», «Проверка зрения», «Как распространяется звук», «Где живет эхо», «Спичечный телефон»;

  • просмотр мультфильмов: «Нэн и Лили. Органы чувств: осязание», «О здоровье глаз», «Уши для Ушарика»;

  • рассматривание иллюстраций в альбоме «Я и мое тело. Органы чувств человека»;

  • подготовка памяток для родителей: «Берегите зрение детей», «Чтобы ушки слышали», «Тренируем пальчики - развиваем речь», «Расти здоровым, малыш».

3. Заключительный этап. Результат проекта был оформлен в виде фотовыставки «Помогают нам всегда - ушки, носик и глаза!», стенгазеты «Жить здорово», итогового мероприятия с участием родителей «Я вырасту здоровым!» и электронной презентации «Наши помощники - органы чувств».

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 528 с.

3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. - М.: ТЦ СФЕРА, 2015. - 192 с.

4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333 с.

6. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт.-сост. Т.В. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 167 с.

7. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ/ Е.А. Сыпченко. - Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012. - 96 с.

8. Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я - человек»)/ С.А. Козлова. - М.: Школьная пресса, 2005. - 40 с.


© 2010-2022