Описание проекта по ознакомлению младших дошкольников с миром транспорта Путешествие в мир транспорта

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название проекта «Путешествие в мир транспорта»

«Расскажи - и я забуду, покажи - я запомню, дай попробовать - и я пойму!»

Актуальность проекта

Актуальность выбора темы проект обусловлена следующими критериями:

1. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего 7 лет. Но они имеют не приходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Федеральной государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам.
Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

  • развивается потенциал самих воспитанников. Их побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

  • .Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

2. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Необходимо всячески поддерживать у детей интерес к занятиям, желание участвовать в них, уверенность в своих силах. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.

Введение в предметный мир предполагает:

  • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. д.)

  • восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

  • формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно - пространственной среды;

  • Развитие способности устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками.

Гипотеза

Усвоение большого объема информации о транспорте, осмысление связи между предметами и явлениями будет наиболее эффективным, если выбранную тему «проецировать» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности; если создать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей, а также, если организовать активное участие родителей и специалистов ДОУ в работе по теме.

Таким образом, получится целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,

Новизна и практическая значимость представленной разработки состоит в ее согласованности с основными направлениями ФГОС, а именно:

- основной линией является развитие ребенка;

- соблюдается принцип интеграции образовательных областей, ребенок проживает тему в разных видах детской деятельности;

- соблюдается комплексно-тематический принцип;

- ведущей является совместная деятельность педагога с детьми;

- взаимодействие с родителями выступает как условие реализации проекта;

Кроме того, содержание представленного проекта технологично и при желании педагогов, родителей воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.

Тип проекта: информационно - познавательный, групповой

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители

Период выполнения проекта: краткосрочный (1 неделя)

Цель проекта: Формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный), учить различать основные части транспорта.

  2. Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте.

  3. Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах

  4. Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки;

Описание проекта.

Работа по реализация цели и задач проекта происходит в нескольких направлениях:

- с детьми - согласно разработанного плана,

- с родителями (повышение уровня знаний о личностной и социальной готовности ребенка к школе, привлечение к совместной деятельности),

- Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

Цель: мотивация детей на ознакомление с транспортом; создание материальной базы; определение ведущих видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка планирования проекта.

Целеполагание

  • Определить вид проекта.

  • Определить цели и задачи развития обучения, воспитания.

  • Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.

  • Составить план этапов реализации проекта.

  • Продумать каким образом можно включить детей, специалистов ДОУ, педагогов и родителей в проект.

  • Изучение методической литературы.

  • Подборка художественной литературы по теме.

  • Проектирование развивающей предметно - пространственной среды.

  • Разработка и утверждение календарного планирования работы с детьми, педагогами, родителями, школой.

  • Анализ игр, составление картотек игр.

  1. Основной этап.

Цель: совместная реализация педагогами, родителями и детьми проекта.

Работа с детьми

Содержание работы

Задачи

Образовательные области,

Виды деятельности

Формы работы

1.Беседа: «Какой бывает транспорт»

Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении. Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значением. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей.

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

Беседа, компьютерная презентация

2. Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей»

Задачи: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге, формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации. Воспитывать выдержку, умение слушать других детей

Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие

Коммуникативная деятельность

Беседа, рассматривание иллюстраций, обыгрывание проблемных ситуаций.

3. Беседа «Профессии на транспорте»

Задачи: Познакомить с профессиями - шофер, летчик, моряк. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.

Коммуникативная деятельность

Беседа, компьютерная презентация

4. Игровая ситуация «Мы - пассажиры»

Задачи: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Игровая, коммуникативная деятельность

Игровая образовательная ситуация

5. Стихи о транспорте:

А. Барто: «Грузовик», «Самолёт», «Кораблик», «Жил на свете самосвал»; П. Макуха «Пешеход»

Задачи: Учить слушать литературное произведение, рассказывать стихотворение наизусть. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие

Восприятие художественной литературы

Выразительное чтение, слушание разучивание

6. Произведения о транспорте: А. Берестов «Про машину»,

С. Михалков «Моя улица», М. Дружинина «Наш друг - светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа»,

Задачи: Приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание художественных произведений. Поощрять желание детей делиться впечатлениями от прочитанного.

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Восприятие художественной литературы.

Чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций

7. Дидактическая игра «Один - много»

Задачи: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Речевое, познавательное развитие.

Коммуникативная деятельность.

Дидактическая игра

8. Дидактическая игра «Кто чем управляет»

Задачи: закреплять знания о профессиях на транспорте. Обогащать активный словарь детей.

Познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие

Коммуникативная деятельность

Речевая ситуация, игра с правилами

9. Загадки о транспорте

Задачи: научить детей понимать смысл загадки, объяснять её. Обогащать активный словарь детей. Развивать логическое мышление.

Познавательное, речевое развитие.

Коммуникативная деятельность.

Просмотр слайдов - загадок

10. Рассматривание коллекции автомобилей «Наш автопарк»

Задачи: уточнить и расширить представления детей о некоторых транспортных средствах. Поощрять попытки рассказывать об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассматривание, исследование, сравнение,

составление предложений, обыгрывание.

11. Наблюдения за разными видами транспорта

Задачи: Уточнить представления детей о транспорте. Активизировать словарь: дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, перекрёсток. Вырабатывать осторожное поведение детей на дороге. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение, исследование

12. Настольно- печатные игры: лото «Дорожные знаки», «Паровозик для зверят», домино «Транспорт».

Задачи: закреплять представления детей о разных видах транспорта, правилах дорожного движения.

Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.

Познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Игровая деятельность.

Настольная игра.

13. Дидактические игры

«Сложи картинку», «Что пропало», «Найди, чем отличаются», «Почини машину», «Узнай по части», «Светофор»

Задачи: закреплять полученные знания. Развивать внимание, мышление. Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.

Познавательное, социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра

14. Конструирование «Трамвай», «Грузовик»

Задачи: Побуждать детей к конструированию. Активизировать словарь по теме. Развивать умение использовать свои постройки в игре. Продолжать учить различать предметы по размеру.

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Продуктивная деятельность.

Создание проблемной ситуации, рассматривание, создание продуктов детского творчества

15. Режиссерская игра на макете

Задачи: Развивать навыки совместной игры, предложив различные варианты сюжета.

Закреплять знание правил дорожного движения

Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.

Игровая деятельность

Рассматривание, игра, моделирование

16. Пальчиковые игры «Мы поедем, полетим», «Пароходик», «Поездка», «Есть игрушки у меня»

Задачи: формирование представлений об окружающем мире. Развитие связной речи, активизация словаря. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Познавательное, речевое, физическое развитие.

Коммуникативная деятельность

Пальчиковая гимнастика

17. Сюжетно-ролевые игры «Мы - шофёры», «Автобус», «Путешествие на корабле»

Задачи: Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;

Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра

18. Театрализованная игра - имитация «Машины едут», «Паровоз»

Задачи: Упражнять в имитации движения транспорта под музыку. Формировать культуру движений (четкость, ритмичность, выразительность). Развивать двигательную активность.

Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Игра - имитация

19. Музыкально - дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.)

Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать подходящие по звуку.

Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Музыкальная деятельность

Импровизация на музыкальных инструментах

20. Песни «Едет паровоз», «Машина», Е. Железнова «Автобус»

Задачи: Формировать музыкально певческие умения в процессе подпевания взрослому. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие

Музыкальная деятельность

Слушание, подпевание взрослому

21. Раскрашивание иллюстраций «Транспорт»

Задачи: упражнять в аккуратном раскрашивании. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать словарь названиями видов транспорта

Художественно - эстетическое, познавательное, физическое развитие.

Раскрашивание иллюстраций

22. Аппликация «Автобус»

Задачи: Развивать умение классифицировать виды транспорта. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. Развивать мелкую моторику рук.

Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.

Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие.

Продуктивная деятельность

Показ, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, выставка.

23. Рисование «Кораблик» Задачи: Вызвать интерес к созданию образа. Развивать мелкую моторику и двигательную активность. Ввести в словарь детей слова "капитан", "парусник"

Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое развитие.

Изобразительная деятельность.

Беседа, рассматривание, изготовление продуктов детского творчества, обыгрывание.

24.Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Самолёты»

Задачи: Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег).

Уточнить представления детей о транспорте. Воспитывать внимательное отношение к сверстникам во время игры.

Физическое, социально-коммуникативное развитие

Двигательная деятельность

Подвижная игра (бег) с правилами.

Звукоподражательные упражнения.

25. Игра малой подвижности «Красный, желтый, зеленый».

Цель: закреплять представление о трех сигналах светофора. Упражнять в умении выполнять движения в соответствии с цветом кружка. Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность.

Физическое, познавательное развитие

Двигательная деятельность

Подвижная игра с правилами.

26. Динамические паузы «Песенка друзей», «По ровненькой дорожке»

Задачи: формировать умение координировать речь и движение. Развивать двигательную активность.

Речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Двигательная деятельность.

Физкультминутка

27. Дыхательная гимнастика «Надуем паруса»

Задачи: Развивать речевое дыхание. Воспитывать желание помогать сверстникам.

Познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие

Игровая деятельность

Рассматривание иллюстраций, дыхательные упражнения - соревнования

28. Физкультурное развлечение «Автомобилисты» Задачи: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.

Физическое, познавательное, социально - коммуникативное развитие.

Двигательная деятельность

Работа с родителями

  • Консультации для родителей в родительском уголке:

- «Все начинается с малого»

  • Консультации в папках - передвижках:

-«Улица полна неожиданностей»

«Дети на дорогах»

  • Создание и демонстрация картотеки по теме (потешки, стихи, загадки и т.д.)

  • Привлечение родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр

  • Анкетирование «Осторожно: дорога!»

  • Привлечение родителей к созданию выставки «Наш автопарк»

  • Беседа «Начните с себя»


  1. Итоговый этап.

Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества.

  • Итоговое мероприятие

  • Отчеты о результатах проекта на сайте детского сада

  • Оформление фотовыставки: «Путешествие в мир транспорта»




Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.

  2. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам». - ТЦ «Сфера», М., 2006

  3. Громова О. Е., Соломатина П. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3 - 4 лет». - М., 2005.

  4. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. «День за днем говорим и растем». - М., 2005.

  5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». - Карапуз - Дидактика., 2007

  6. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие и ознакомление с окружающим

миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под. Ред. К.Ю. Белой.- М: ТЦ

Сфера, 2006

  1. Свирская Л., Роменская Л. «ФГОС дошкольного образования».- Великий Новгород. 2014

  2. Тристапшон Т.Г. «Дидактические и сюжетно-ролевые игры». - «Основа», 2007




13


© 2010-2022