Формирование способностей к изобразительной деятельности у детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МР Учалинский район МАДОУ Детский сад № 15 "Крепыш" г.Учалы

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ Д/с № 15 "Крепыш"

________Э.М.Багина



Доклад на тему: «Формирование способностей и одаренности к изобразительной деятельности у дошкольников»





Подготовила:

Педагог - психолог Бурова О.В.



Учалы, 2014г.

ЦЕЛИ: 1. Дать определение и структурный анализ способности к изобразительной деятельности.

2. Охарактеризовать и объяснить своеобразие изобразительной деятельности в разные возрастные периоды:

- предпосылки развития изобразительной деятельности в раннем возрасте (с одного года до 2 лет, с 2-х лет до 3-х лет), отметить факторы, определяющие ее развитие;

- своеобразие развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте (с 3-х до 7).

Материал : Презентация.

План:

1. Определение понятия способностей.

2. Структура способности к изобразительной деятельности.

3. Природа способностей и предпосылки к развитию способности к изобразительной деятельности.

4. Этапы развития изобразительных способностей.

- Известно, что дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

Умение хорошо рисовать необходимо не только художнику. Уметь хорошо рисовать - это значит, обладать способностью передавать свои мысли и чувства с помощью зрительных, наглядных образов. Эта способность необходима в работе инженеру, архитектору, врачу, агроному, учителю. Трудно найти такую специальность, такую профессию, где бы умение рисовать не оказывало известной пользы. Поэтому развитию у детей способности к рисованию необходимо уделять серьезное внимание.

Чтобы успешно управлять процессом формирования способностей к изобразительной деятельности, необходимо разобраться, что собой представляют способности, какова их структура, определить, какие компоненты способностей должны быть сформированы.

Определение способностей можно найти в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.М. Теплова, Н.П. Сакулиной и др.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.

2. Структура способности к изобразительной деятельности.

Каждая способность имеет сложную структуру, зависящую от общих свойств психики, которые делятся на ведущие, опорные и составляющие фон. (А. Г. Ковалев).

Ведущее свойство способности к изобразительной деятельности - художественное творческое воображение.

Воображение - это способность человека представлять отсутствующий или несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

Б.М. Теплов писал о воображении: «Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий». Сначала ребенок обладает воссоздающим воображением (репродуктивным) - создание образов в соответствии с их описанием. Позже дети овладевают творческим воображением - это самостоятельное создание новых образов. Нигде воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Педагогический вывод … заключается в необходимости расширять опыт ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил …, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения». Накоплению представлений и развитию воображения должны способствовать вся воспитательно-образовательная работа с детьми, весь их жизненный опыт.

Опорные свойства психики:

1. Высокая природная зрительная чувствительность. Она обеспечивает полноту восприятия (чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма). Это умение находить, выделять из окружающего что-то особенное. Данное свойство развивается в процессе деятельности.

2. Особая умелость руки. Она помогает скорее и лучше овладеть навыком. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тонкие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Умелость руки помогают развивать упражнения.

3. К опорным свойствам можно отнести высокоразвитую образную память.

Свойство, составляющее фон.

Необходимым фоном способности к изобразительной деятельности является определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т. е. эмоции, как бы подбирают себе соответствующие впечатления, мысли и образы. Также образы воображения могут порождать те или иные чувства. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями. Следовательно, рисуя, ребенок по-настоящему переживает придуманное событие.

Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения.

3. Природа способностей и предпосылки развития способности к изобразительной деятельности

- Рождается ли человек со способностями?

Человек не рождается способным, его способности формируются, складываются, развиваются в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания. Способности - прижизненное, а не врожденное образование. Хотя и существует довольно распространенное мнение, что способности человека есть особые качества, дарованные ему от природы (отсюда «одаренность» или «дарование» в смысле талантливости) или переданные «по наследству» от родителей или даже отдаленных предков. Подобный взгляд неверный. Порой мы излишне лекгомысленно приписываем человеку талантливость. Но, пожалуй, с неменьшей легкостью мы зачастую называем человека и неспособным. Такая категоричность недопустима, тем более когда речь идет о ребенке, который делает первые шаги в жизни. Вынося столь суровый приговор, мы элементарно путаем два понятия: способности и их задатки.

Верно то, что ребенок рождается с какими-то, только ему присущими, природными особенностями. Эти особенности называют «задатками».

- Как же от задатков зависит дальнейшее развитие ребенка, его успехи и неудачи?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть, какими данными в этой области располагает психология, физиология и педагогика.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и деятельности анализаторов.

Они определяют возможность большего или меньшего развития способностей. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Задатки не равны по величине. Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков. У человека, имеющего хорошие врожденные задатки к изобразительной деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможем творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развить способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов.

- Являются ли задатки единственным условием. От которого зависит развитие способностей?

Хотя задатки имеют важное значение для развития способностей, но они не являются единственным условием, от которого зависит развитие способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Необходимо также, чтобы человек испытывал подлинный интерес, настоящую любовь к делу, которым он занимается, Исключительно важное значение имеют работоспособность и трудолюбие, У ребенка, который совсем не «загорается» во время работы, не напрягает усилий, невозможно ни проявление, ни развитие способностей. Нередко смышленые, одаренные дети в дальнейшем себя ничем не проявляют и даже отстают в развитии от своих сверстников, В этом могут быть виноваты родители, педагоги, которые, уверовав в талантливость ребенка, привыкают к тому, что все ему дается без особого труда, без напряжения, Зачем его приучать к усидчивости и прилежанию в занятиях, раз у него такие способности? Он и так всего достигнет! К этой мысли привыкает и сам ребенок. У него появляется зазнайство, пренебрежение к систематическим занятиям, к труду вообще. И вот, к разочарованию родителей, их ребенок постепенно утрачивает свои преимущества по сравнению с другими, может быть менее одаренными, но прилежными и трудолюбивыми.

Ранее проявление способностей к рисованию позволяет предполагать, что при условии систематических занятий, он может стать в будущем художником. Это доказывают биографии многих известных художников, которые рано начали проявлять интерес к рисованию, заниматься изобразительной деятельностью. И.Е. Репин уже в возрасте ; лет с увлечением занимался вырезыванием из бумаги лошадок. Это вырезывание он считал началом его художественной деятельности. В возрасте 6 лет И.Е. Репин впервые познакомился с рисованием красками. Его научил этому двоюродный брат: « Трофим оставил мне свои краски, и с тех пор я так в них впился, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда». Ряд известных художников-педагогов отмечают целесообразность раннего развития способностей. Так, К.П. Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует». Известный русский художник П.П. Чистяков подчеркивал, что всякий опытный и честный профессор скажет, что чем моложе ученик поступает к нему, тем удобнее образовывать в нем художника.

Таким образом, важно как можно раньше выявлять у детей задатки и создавать условия для их развития. Там, где дети не имеют материалов для рисования и не имеют примеров для подражания, развитие умения рисовать в значительной мере задерживается или вовсе не происходит. Нормальный ход развития изобразительной деятельности ребенка во многом зависит от разумной и систематической помощи ему со стороны родителей и педагогов детского сада, школы.

4. Этапы развития изобразительных способностей.

Остановимся на основных этапах развития и формирования изобразительной деятельности ребенка. Выделяют два этапа развития изобразительных способностей детей: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный этап.

Сроки начала рисования у разных детей неодинаковы - колеблются от одиннадцатимесячного до четырехлетнего возраста. Обычно дети начинают рисовать на втором году жизни: одни - чуть раньше, другие - позже.

- Какова может быть причина появления графической активности, зарождения изобразительной деятельности?

Исследователями детского творчества замечено, что в тех семьях, где взрослые чаще и больше рисуют и пишут дома, дети начинают рисовать раньше. Следовательно, причина появления графической активности, зарождения изобразительной деятельности ребенка - подражание ребенка действиям взрослых.

- Как будет себя вести ребенок 7 - 11 месяцев от роду, если ему в руки попадет карандаш, бумага?

Если предложить бумагу и карандаш ребенку этого возраста, то он охотно ухватится за незнакомые предметы, потянет их в рот, станет мять или рвать бумагу, покусает карандаш, попытается проткнуть им бумагу. Случайно малыш может приложить карандаш к бумаге так, что на листе останется штрих, на который он, однако, никак не прореагирует и повторять движение не станет, а карандаш скоро уронит.

К концу первого года жизни или позже рука ребенка уже может удерживать карандаш и делать им движения на поверхности бумаги, водить щепкой или палочкой по земле, мелом, известкой и кирпичом по степе или асфальтовой дорожке. Или действует с кусочком глины: мнет, отрывает кусочки, нагромождает их друг на друга. Вначале эти движения беспорядочны: рука не слушается, идет в случайном направлении. Ребенок даже не смотрит на то, что получается. Ему доставляют удовольствие сами движения, другой цели у него нет.

В это время дети редко берутся за карандаш, если его не предложит кто-то из взрослых. Следует почаще давать его ребенку, учить держать его - в данный момент это главное. Тогда чаще и охотнее малыш будет пользоваться именно этим материалом для рисования. Иначе он самостоятельно обнаружит, что кусочек мела или угля, так же как и папина авторучка и мамина губная помада, наделен замечательным свойством: оставлять следы на стене, на полу, на дверях - на любой поверхности, какая понравится, Скоро это открытие может стать бедствием для семьи.

Вначале дети даже не смотрят на то, что сделали на листке, только черкают. Вскоре он замечает, что штрихи на бумаге и его движения рукой как-то связаны. Происходит это неожиданно, как открытие: штрихи закрепляют на бумаге его действия. След карандаша передает на бумаге форму, размах, силу и направление движения руки. Линию, которая получилась случайно, теперь можно сделать намеренно, если повторить такое же движение.

Первые графические движения ребенок делает, как попало, и штрихи получаются корявыми. Ребенок начинает контролировать свою руку при помощи зрения - впоследствии осваивает все более и более сложные движения: прямые и косые, угловатые и округлые, волнистые, спиралевидные и т. д. Сколько ни вглядывайся в беспорядочное сплетение линий, штрихов, точек, даже дырок в бумаге, ничего, никакого сходства с чем-нибудь определенным не обнаружишь. Каракули ничего не изображают, так как еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Поэтому и называют специалисты первую стадию развития изобразительной деятельности доизобразительной. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Очень важным моментом на доизобразительном этапе является возникновение ассоциаций, когда ребенок в процессе совершения движений рукой случайно создает изображение какого-нибудь предмета, или же среди линий, случайного соединения разнообразных штрихов и пятен узнает что-то похожее на реальный предмет. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно. Могут быть вызваны разными качествами рисунка. Вылепленного изделия - цветом, формой, композиционным построением. Если ребенку удается в своем рисунке узнать ту или иную вещь, он приходит в неописуемый восторг. Эту радость надо поддерживать, похвалив рисунок, так как на основе этих положительных чувств возникает любовь к рисованию. Увлечение изобразительной деятельностью. Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.

Календарные сроки начала и завершения доизобразительной стадии у разных детей не одинаковы, но это не значит что кто-то развивается лучше или хуже. Большая роль в этом процессе принадлежит родителям, воспитателям

Стремление к изобразительной деятельности, к совершенству движений и линий скорее вырабатывают те родители или педагоги, которые рассматривают с детьми картинки, обсуждают рисунки, хвалят ребенка, просят нарисовать рисунок еще раз, а если не получится, показывают, какое для этого движение рукой с карандашом надо совершить. Педагоги помогают постановкой вопроса: «Что ты нарисовал?» Можно затевать игру в «угадывание» (смотреть на рисунки и угадывать, на что они похожи).

Все, что складывается у малыша, закрепляется прочно на всю жизнь, а все, что упущено, позже очень трудно сформировать. Замечено, например, что дети, которые по каким-то причинам прервали рисование на доизобразительной стадии, часто иначе, чем их сверстники, относятся к занятиям изобразительным искусством в начальной школе. Они без энтузиазма берутся за изображение живых существ, особенно человека. Рисуют их только по заданию учителя и намного хуже других ребят. Такие дети избегают попыток передавать на рисунке свои впечатления, переживания, фантазии. Опытные педагоги тратят немало сил и изобретательности для того, чтобы такие дети преодолели свой страх перед задачей воссоздать в графической и живописной форме образы динамичные, живые, связанные их собственными чувствами и мыслями. Даже наиболее талантливым учителям не всегда удается до конца компенсировать упущенное в раннем возрасте.

Изобразительный этап.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а, следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.

Одна из серьезных трудностей, с которой встречается ребенок, заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и отношений предметов в сложном многопредметном рисунке. Например, изображая человека, ребенок не умеет выразить в рисунке правильное соотношение отдельных частей его фигуры. Изображая целые «картины». Ребенок не видит никакого нарушения правильности изображения даже в тех случаях, когда фигура человека выше двухэтажного дома, цветы выше многоэтажных домов и т. д. Объясняется это тем. Что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть. Которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций

Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Так например, ребенок рисует у лошади много ног. На вопрос взрослого: «Сколько ног у лошадки?» - он отвечает: «Четыре». - «Но почему ты рисуешь восемь ног?» - «Потому что, когда лошадь бежит, у нее ног делается Больше, чем когда она стоит? Куда деваются лишние ноги после того, как она остановится?» Некоторые стороны действительности очень трудно или невозможно передать средствами рисунка. Восприятия детей еще не развиты. Детям сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в глине.

Вначале действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Каждый мог наблюдать, например, как ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть и пыхтеть; рисуя автомашину, начинает «бибикать» и т. д. Эти факты можно объяснить стремлением ребенка возможно полнее передать сходство своего изображения с изображаемым предметом. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их.

Одна из наиболее сложных задач для детей - это умение передавать пространственные соотношения. Труднее всего это сделать в рисовании, Где изображение дается на плоскости.

На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа, причем лист для удобства рисования может быть повернут и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами. Позже для передачи связного содержания для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз». Кроме того, детям становится доступно и более естественное расположение предметов по всему листу (цветущий луг). Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется. Ребенок 5-6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности, - изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей. Пространственному размещению предметов на плоскости листа бумаги ребенка надо обучать.

В детских работах встречаются своеобразные «ренгеновские», или «прозрачные», рисунки. Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета: ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета: все предметы, находящиеся в доме, людей сквозь стены автобуса и т. п.

Эта же причина вызывает в рисунке другую особенность - множественность точек зрения на предмет при его изображении. Рисуются не только видимые части предмета, но и те, которые в данный момент нельзя увидеть; предмет как бы разворачивается, и к видимым частям подрисовываются остальные: к машине, нарисованной сбоку, спереди подрисовывается передняя часть мотора с фарами, под идущим поездом рисуется не одна, а две линии рельсов со шпалами под ними.

Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения. Развитие способности передавать цвет начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. Затем с развитием чувства цвета вообще ребенок учится использовать его для окраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания. Иногда совпадающие с реальными. Старшие дошкольники стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков.

Таким образом, развитие изобразительных способностей идет постепенно, параллельно с развитием психических процессов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества

© 2010-2022