Конспект организованной учебной деятельности в специализированной группе с нарушением речи Насекомые

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект открытого просмотра ОУД

в специализированной группе с нарушением речи

старшая группа

Тема: «Насекомые»

Образовательная область: «Коммуникация» (развитие речи)






Подготовила

воспитатель второй категории

Панасевич Е.В




Май 2015 год

Цель:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепление знаний детей о разнообразии насекомых, выделении их отличительных признаков (наличие шести лапок, насечек, крылышек, усиков, хоботков и т.д.)

-Закрепление обобщающего понятия «Насекомые»;

-Закрепление знаний о геометрических фигурах, узнавание знакомых фигур в предметах;

Закрепление умения сравнивать предметы разных размеров по величине;

Коррекционно-развивающие:

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Развитие логического мышления;

Коррекционно-воспитывающие:

-Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете;

-Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Билингвальный компонент: насекомые

Оборудование: набор коробок разных по величине и форме, предметные картинки по теме «Насекомые» (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха); разрезные картинки - пчела, кузнечик, жук, комар, муха; музыкальный диск со звуками, производимых насекомыми (жужжание жука, писк комара, рой пчел, жужжание шмеля), звуками дождя; СD-проигрыватель; игрушки-насекомые» контейнер с наполнителем;

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки, рассматривание их на предметных картинках, беседа о них, составление описательного рассказа, расширение словаря по данной теме.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня почтальон принес нам посылку, давайте заглянем, что в ней.

Дети, что вы видите? (Много коробок)

Они одинаковые? (Нет. Они разные по форме и размеру)

Это коробка, какой формы? (Она овальная, круглая и т.д.)

А про эти коробки, вы, что можете сказать (показывает коробки разные по величине) (Они квадратные и разные по величине. Они разные по размеру.)

Что мы скажем про первую коробку? (Она самая большая)

А про вторую? (Поменьше0

Что можно сказать про третью коробку, какая она? И т.д. (уточняет размер коробок и порядковый счет)

2. Д/игра «Собери картинку»

Дети, давайте, посмотрим, что лежит в круглой коробке. Здесь картинки, но, когда несли коробку, их все перемешали. Помогите мне их собрать (дети собирают на столах разрезные картинки с изображением насекомых) Саша, кого ты собрал? (Я собрал пчелу и т.д. с каждым ребенком.)

А как можно назвать одним словом все, кого вы собрали и назвали? Кто это?

(Это насекомые!)

Все правильно! Давайте поговорим про насекомых.

3. Беседа о насекомых по вопросам:

А кто мне скажет, в какое время года появляются насекомые?

1-й ребенок: Насекомые появляются весной и летом, когда теплеет.

Правильно! А кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых? Как их узнать?

2-й ребенок: У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.

Молодцы! А кто из вас знает, от какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых?

3-й ребенок: Название «насекомые» произошло от слова «насечки».

А что такое «насечки»?

4-й ребенок: Насечки - это поперечные полоски на теле у насекомых.

Молодцы! Вы все правильно сказали. Действительно, это название произошло от слова «насечки» или «насекать». А чем же питаются насекомые?

5-й ребенок: Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.

Очень хорошо! Скажите, а какие именно насекомые питаются травой, листьями. А, какие насекомые нектаром, другими насекомыми?

1-й ребенок: Пчелы и бабочки питаются нектаром цветов.

2-й ребенок: Кузнечик, стрекоза, муравей питаются вредными насекомыми. Они хищные, так как они нападают на других насекомых.

3-й ребенок: А мухи питаются остатками пищи человека.

Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете о насекомых. А каких насекомых вы ещё знаете.

Дети: Это жук, муха, кузнечик, бабочка, пчела, комар.

Молодцы! А кто из вас помнит, какие из этих насекомых приносит нам вред, а какие пользу. Максим и Артем подойдут к доске. Слева повесь тех насекомых, которые приносят нам вред, а справа тех, которые приносят нам пользу. Посмотрите, ребята, правильно ли мальчики выполнили задание? Алеша расскажи нам о насекомых, которые приносят нам вред. Что ты о них знаешь?

Алеша: Муха и комар - это вредные насекомые. Они приносят нам вред, потому что на своих лапках переносят микробы и опасные болезни. От укусов комара страдают взрослые и дети.

Молодец! Теперь Вероника подойдет к доске и расскажет о тех насекомых, которые приносят нам пользу.

Вероника: Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза - это полезные насекомые. Они приносят нам пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы. Кузнечик, муравей, стрекоза охотятся на других вредных насекомых.

Дети, как вы думаете, а зачем на нашей планете живут вредные насекомые?

Да, многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.

Дети: У кузнечика ушки на лапках, у бабочки рот - это хоботок, у некоторых насекомых ушей на животе и т.д.

Молодцы ребята! Вы все очень хорошо рассказали. А теперь давайте немножко отдохнем, превратимся в бабочек и полетим на полянку (проходят на ковер)

4. Физминутка «Бабочки» «Стрекоза» под различные звуки, производимые насекомыми.

Дефектолог: (Дети вместе с дефектологом выполняют движения и слова)

Мы бабочки!

В апреле ласкает солнце нас (встать, движения руками сверху вниз, к лицу)

На луг мы прилетели (прыжки на месте, руки в стороны, махи руками)

И здесь танцуем вальс (изображают).

Дефектологи: Бабочки были хорошие, а какие стрекозы?

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась

Два - изящно покружилась

Три - нагнулась и присела

На четыре - полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

Дефектолог: Ой, что это за звук!! (шум дождя)

5. Д/игра «Четвертый лишний»

Цель: Развитие умения обобщать и классифицировать предметы, развивать зрительное внимание.

Контрольные вопросы:

- Рассмотрите изображение на карточках и определите четвертый лишний. Объясните почему?

Конспект организованной учебной деятельности в специализированной группе с нарушением речи Насекомые



6. Д/игра «Чей, чья, чьё»

Цель: Закрепить знания по темам "Насекомые", создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать внимание, воображение.

Контрольные вопросы:

-У каких насекомых две пары крыльев?

-У какого насекомого много лап?

-Какое насекомое имеет длинное туловище?

-Какое из насекомых не летает?

7. Д/игра «Один много»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа; закреплять умение согласовывать числительное с существительными.

Контрольные вопросы:

-Каких насекомых было три?

-Каких четыре?

-Каких насекомых было больше всех?

Конспект организованной учебной деятельности в специализированной группе с нарушением речи Насекомые




8. Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)

А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?

1-й ребенок: Мы должны сказать, что это за насекомое.

2-й ребенок: Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.

3-й ребенок: Мы должны сказать, где живет? Чем питается?

4-й ребенок: Какую пользу или вред наносит нам.

Молодцы! Давайте сначала я опишу своего насекомого, а потом вы. Слушайте меня внимательно! Это насекомое - бабочка. У бабочки есть голова, на голове у нее есть маленькие усики, глаза, хоботок, есть длинное туловище, 6 лапок, 2 больших ярких разноцветных крыла. Бабочка питается нектаром цветов. Она полезное насекомое, потому что опыляет растения.

(И так далее по очереди дети описывают по этому плану своих насекомых)

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о насекомых.

А чему вы сегодня научились? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы). Мне очень понравилось, как вы хо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!

© 2010-2022